Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ в работе логопеда»
Использование ИКТ в работе логопеда.
Сегодня трудно представить процесс образования без использования современных информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) и других современных образовательных технологий (СОТ) и ТСО (технических средств обучения) в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Внедрение инновационных технологий в коррекционное образование, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повышает мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста имеют свою специфику, чтобы привлечь внимание детей и заинтересовать их, вся информация должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых видеозаписей.
В условиях нашего ДОУ осуществляю использование ИКТ, СОТ и ТСО в различных видах коррекционно-образовательной деятельности. При подборе иллюстративного материала к занятиям, при оформление документации, отчетов, стендов, в совместной деятельности, на праздниках и развлечения, при обмене опытом педагогов и педагогической компетенции у родителей.
В связи с тем, что современное общество требует умения свободно общаться, приоритетным является коррекционно-развивающее направление моей работы. Оказываю помощь детям с речевыми нарушениями в освоении образовательной программы ДОУ, их интеграцию в общество сверстников и подготовку к обучению в школе. Созданию условия, направленные на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающие достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме. Обеспечиваю рост познавательной мотивации, становление учебной самостоятельности, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая электронные образовательные ресурсы. Обеспечиваю уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям ФГОС.
Коррекция речевого дефекта детей с тяжелыми нарушениями проходит наиболее успешно при использовании разнообразных методов и приемов в том числе с успехом применяются ИКТ - технологии . Развитие лексико-грамматического строя и связной речи происходит на основе тематического цикла. Тщательно подобранные темы помогают обогатить речь детей и познакомить с окружающей действительностью. Материал подбирается с учетом индивидуальных личностных возможностей каждого ребёнка.
Использование ИКТ в коррекционно- образовательной деятельности учителя-логопеда.
Информационно-компьютерные технологии использую в коррекционно –методической работе с документацией:
- использую при оформлении всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процеcса: график работы учителя-логопеда; циклограмма; список детей логопедической группы; рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т. д…
- создала электронный портфолио учителя-логопеда: документация по воспитанникам ; паспорт кабинета; перспективные планы коррекционной работы; конспекты занятий по лексическим темам и грамоте; мониторинг; разные программы для ФФНР,ОНР и т. д.
- составляю графики и диаграммы, обрабатываю результаты диагностических исследований-мониторингов;
На уровне ДОУ обобщен опыт работы с использованием компьютерных развивающих игр: используются флешки с играми портала «МЕРСИБО» ,на образовательном портале «МААМ» есть ряд электронных игр , «Игры для тигры» , для развития внимания ,логики, креативного мышления использую игры «Бабушка Шошо»
По направлению консультативной работы провожу открытые занятия (открытое логопедическое занятие с использованием ИКТ «Осень», «В гостях у гласных звуков») мастер-классы («Использование ИКТ для развития грамотной речи у старших дошкольников и ОНР»), консультации для родителей и для воспитателей (оформление папок-передвижок и стендов «Советы логопеда») , презентации для педагогов: «Инклюзионное образование в России», «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика» «Профилактика речевых нарушений», «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми», « Соблюдай ПДД, береги жизнь» и др.
Активно использую в своей коррекционной работе сеть Интернет:
Узнаю и активно применяю из сети Интернет самые последние новости в сфере образования; материалы по коррекционной работе.
Подписана на интернет порталы: ИПП «Мерсибо», maam.ru ,знакомлюсь с новинками педагогической литературы; обмениваюсь профессиональным опытом в Сети интернет; имею личную страничку и веду блог на сайте maam.ru., Мультиурок.
Детям интересно все, что связано с компьютером. Таким образом, повышается учебная мотивация. Повышается и речевая, познавательная активность ребенка на логопедических занятиях. Я использую ИКТ в процессе совместной деятельности с детьми на коррекционно-логопедических занятиях в качестве современного наглядного материала. При формировании личностных предпосылок образовательной деятельности компьютерная техника помогает учителю-логопеду на коррекционных занятиях: .на подготовительном этапе узнавания речевых и неречевых звуков; на этапе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи; на этапе постановки, автоматизации и развитии фонематического слуха; на этапе формирования лексико-грамматического строя речи; на этапе развития связной речи.
Компьютерные задания-игры развивающего и обучающего характера повышают познавательный интерес, уровень учебной мотивации у дошкольников и результативность педагогического воздействия. Интегрирование обычного занятия с компьютером делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. Интерактивные возможности ИКТ, положительная мотивация и непроизвольное внимание детей позволяют повысить инициативность каждого ребенка на занятии.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, позволяют оптимизировать процесс коррекционной работы, повысить мотивацию дошкольников к обучению, повышая тем самым эффективность логопедической помощи ребенку.
В заключении хочу сказать: планирую шире использовать компьютер в диагностических целях, продолжать искать пути применения современных развивающих технологий в области логопедии, оптимизируя и повышая качество коррекционной работы с дошкольниками. По результатам опыта, учитывая совместную деятельность, всех участников образовательного процесса 98% наших детей выпускаются со стабильными результатами. Комплексный подход в воспитании и развитии каждого ребёнка, специалистами образовательного пространства нашего ДОУ, позволяет выпускникам успешно продолжать обучение в школе.