Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ - технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ.»
Использование ИКТ - технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ.
«Человек образованный — тот, кто знает,
где найти то, чего он не знает».
Георг Зиммель
Сегодня информационно-коммуникационные технологии занимают все более прочные позиции во всех сферах жизни общества. Представить дошкольное образование вне этих процессов уже просто невозможно. Ускоренному развитию в нашей стране процессов информатизации в дошкольных учреждениях во многом способствовало принятие на государственном уровне целого ряда документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации»
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённый приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, предписывает педагогу, занимающему должность воспитателя, знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утверждённому приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 и Профессиональному стандарту педагога, также отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Значительные перемены, происходящие сейчас в системе дошкольного образования повлекли за собой обновление научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, а детский сад – часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же приёмы, что и во всей стране, поэтому освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога и дает возможность расширить его творческие способности, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. Профессиональная ИКТ компетентность педагога — способность решать профессиональные педагогические задачи с помощью систематического использования средств ИКТ.
К компонентам профессиональной ИКТ компетентности педагога можно отнести:
- умение сформировать технически-насыщенную предметную среду обучения для решения задач развития личности обучаемого, подготовки его к жизни в условиях информационного общества;
- умение организовать эффективное личное информационное пространство и информационное пространство обучающихся в рамках информационного пространства образовательного учреждения;
- умение создавать собственные информационные ресурсы учебного назначения с использованием различных программных средств;
- владение различными методами оценивания для определения эффективности использования учениками информационных ресурсов в обучении;
- умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ;
- владение способами обобщения опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности;
- умение организовать эффективное учебное информационное взаимодействие в глобальной сети со всеми его участниками: родителями, администрацией.
Использование компьютерных технологий применяется в оформлении планов работы, конспектов открытых мероприятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом, портфолио и т.д.
Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.
Сегодня ИКТ позволяет:
Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Освобождает от ручной работы.
Так же существуют причины личной заинтересованности педагогов в повышении уровня ИКТ – компетентности:
Экономия времени при разработке дидактических материалов,
Перенос акцента на презентабельность оформления материалов,
Становление нового уровня педагогического мастерства.
ИКТ применяются в работе:
с детьми;
с родителями;
с коллегами;
в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.
Основные формы использования ИКТ:
• Подбор иллюстративного и познавательного материала к НОД, оформлению родительских уголков, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
• Оформление документации (списки детей, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы, отчетов).
• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий PhotoScape, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.
• Оформление буклетов, электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности.
Учитывая выше сказанное, существует необходимость непрерывного формирования ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.
Создание условий по освоению и использованию в практике работы ИКТ для управления процессом эффективного профессионального развития педагогов.
Повышение качества педагогической компетентности через активное внедрение в воспитательно - образовательный процесс информационных технологий, а именно: освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и проведения воспитательно – образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Конфуций сказал: «Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению».
Подводя итог, хочется сказать следующее: в условиях внедрения во всех сферах образования стандартов нового поколения наличие развитой ИКТ-компетентности у каждого педагога возрастает.
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет - обладает качественнымпреимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Информатизация образования - это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
Применение компьютера в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребёнка всесторонне.
Чтобы «шагать в ногу со временем» использование информационно-коммуникационных технологий для педагогов как прогрессивных представителей общества просто необходимо.
Список использованной литературы.
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008 2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5 3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008 4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000 5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11 6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997