Просмотр содержимого документа
«Использование игровой технологии для развития изобразительной деятельности детей 4-5 лет»
Использование игровой технологии для развития изобразительной деятельности детей 4-5лет
Известно, что игра занимает очень важное место в жизни ребенка. Игра для него – выход в большую жизнь, об этом говорили многие известные педагоги и психологи. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал:
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек любознательности».
В раннем и младшем дошкольном возрасте игра имеет много общего с изобразительной деятельностью.
«Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».
Также, говоря об актуальности данной темы, мы обратимся к особенностям детей раннего и младшего дошкольного возраста:
- импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации: неосознанность мотивов и способность «заражаться» эмоциональным состоянием;
- наглядно – действенное мышление: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметом;
- процессуальный характер игры: действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности;
- появление изобразительной деятельности: у ребенка появляется намерение изобразить какой-либо предмет.
Исходя из особенностей детей раннего и младшего дошкольного возраста мы говорим об использовании игровых приемов в изобразительной деятельности.
Достоинство игровых технологий в том, что они вызывают у детей положительные эмоции, интерес, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной, а желанной целью; решение учебной задачи сопряжено с минимальными волевыми усилиями ребенка.
Возможности использования игровых технологий в изобразительной деятельности:
- вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции (задачи, поставленные педагогом, становятся не навязанными извне, а желанной, личной целью);
- требует от ребенка минимальных волевых усилий;
- процессы восприятия протекают более быстро и точно.
Игра во многом похожа с изобразительной деятельностью, отражая впечатления в играх, изобразительной деятельности, ребенок испытывает эстетические и нравственные чувства. И этот факт дает педагогу возможность использовать игровые приемы в изобразительной деятельности.
Цель: использование игровых приёмов для развития изобразительной деятельности в раннем и младшем дошкольном возрасте.
Через использование игровых приемов развивается интерес к различным видам изобразительной деятельности, совершенствуются умения в рисовании, лепке, аппликации, развивается интерес к самостоятельной творческой изобразительной деятельности.
Задачи:
- развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности;
- совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации;
- развитие интереса к самостоятельной творческой изобразительной деятельности.
Особенности использования игровых технологий в изобразительной деятельности в том, что, являясь максимально похожими на настоящую игру, они способствуют решению конкретных дидактических задач изобразительной деятельности: например, скатывать кусочек пластилина круговыми движениями, составлять предмет из контрастных частей. При этом должны присутствовать все компоненты игры.
Например, перед тем как поставить игровую задачу («Слепим друзей для снеговика») мы разыгрываем мнимую игровую ситуацию: в гости приходит медведь и зайка и начинают игру со снегом. В процессе занятия дети осуществляют игровой замысел через игровые действия: имитируют игру в снежки, лепят снеговика, играют вместе с ним.
Необходимо, чтобы сам воспитатель проявлял разнообразные чувства –радость, восхищение. В тоже время действия должны быть направлены на достижение конкретного результата. Игровые действия соответствуют реальному опыту детей, представлениям об окружающем. В раннем младшем дошкольном возрасте дети должны отражать окружающую действительность (как по-настоящему). Игровой персонаж – активный исполнитель поставленной задачи: например, мишка и зайка учатся лепить комочки сами, объясняют, как это делать, подбадривают, направляют действия детей. По достижении результата он обыгрывается героями.
Игра занимает важное место в жизни ребёнка. Передавая в игре впечатления об окружающей действительности, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Игра и ИЗО-деятельность имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на впечатлениях из окружающей жизни. Благодаря связи с игрой ИЗО-деятельность становится более интересной, привлекательной для ребёнка, создаёт личностно-значимый мотив деятельности.