Просмотр содержимого документа
««Использование дыхательных упражнений в системе логопедических занятий»»
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Использование дыхательных упражнений в системе логопедических занятий»
Актуальность Многие дети, занимающиеся на логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.
Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всегос развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Образовательная область – «Речевое развитие».
Тип проекта – игровой.
По числу участников – подгрупповой.
По времени продолжения – долгосрочный, 1 год
По характеру контактов — в контакте с семьей.
Участники проекта — 1. Дети старшей логопедической группы. 2. Воспитатели группы. 3. Специалист: учитель-логопед. 4. Родители.
Место реализации – детский сад.
Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развитие диафрагмального дыхания.
Задачи:
Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.
Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.
Развитие сильного плавного выдоха:
на материале гласных звуков,
на материале согласных звуков
на материале слогов, слов
на материале предложений и фраз.
Формирование и закрепление диафрагмального дыхания
Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.
Конечным продуктом проекта будет являться:
Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Этапы реализации проекта
№ п/п
Мероприятия
Сроки
1 этап Организационный
1.
Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания
сентябрь
2.
Составление перспективного плана работы над дыханием.
октябрь
3.
Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания
октябрь
2 этап Практический
Работа с детьми:
1.
Выработка длительного плавного выдоха,
Дифференциация ротового и носового выдоха
октябрь
2.
Выработка глубокого вдоха
ноябрь
3.
Формирование физиологического дыхания, развитие его силы
декабрь
4.
Развитие силы голоса и речевого дыхания
январь
5.
Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков
февраль, март
6.
Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений
апрель, май
Работа с родителями:
1.
Консультация тренинг «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников»
ноябрь
2.
Оформление папки- передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей»
декабрь
3.
Индивидуальные консультации для родителей
В течение года
4.
Оформление памятки для родителей
«Упражнения для развития речевого дыхания»
февраль
Работа с педагогами группы
1.
Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи»
ноябрь
2.
Оформление памятки для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у детей»
декабрь
3.
Посещение занятий по развитию звуковой стороны речи у воспитателей
февраль
3 этап Итоговый
1.
Участие детей, занимавшихся на логопункте, в весенних утренниках
март, май
2.
Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания
апрель
План реализации проекта:
Месяц
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
сентябрь
«Сдуй жука, бабочку со цветка»
«Подуй на бабочку»
октябрь
«Подуй на листочки»
«Ветерок»
«В лесу»
ноябрь
«Подуй на вертушку»
«Подуй на облака»
«Подуй на листья»
«Улетай тучка»
декабрь
«Подуем на пушинку»
«Прокатаем брёвнышки»
«Новогодняя гирлянда»
январь
«Подуй на снежинку»
«Погреем ручки»
февраль
«Подуй на вертушку»
«Заморозим пальчик»
«Снег идёт!»
«Вьюга»
март
«Подуй на чай»
«Эхо»
«Чья птичка дальше улетит»
апрель
«Насос»
«Змейка»
«Подуй на картинки и назови что нарисовано»
май
«Забей мяч в ворота»
«Чья птичка дальше улетит»
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.