Интеграция деятельности специалистов в организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольниов и развитие их творчества
Интеграция деятельности специалистов в организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольниов и развитие их творчества
Музыка сопровождает жизнь ребенка постоянно. Взрослые чаще всего не обращают на это никакого внимания, поскольку музыка и в их быту представлена широко и естественно, гармонично сочетаясь с самой жизнью.
Как показывают результаты исследований, дети обычно самостоятельно поют песни во время игровой деятельности или при одевании на прогулку, а также в процессе рисования или мытья рук перед обедом, поют, просыпаясь после тихого часа или возвращаясь с родителями домой.)
Дети исполняют песни, преследуя различные цели. Одни поют, потому что у них существует потребность выражения своего эмоционального состояния, для других это источник самовыражения и самоутверждения в группе сверстников, а для третьих это средство привлечь к себе внимание окружающих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеграция деятельности специалистов в организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольниов и развитие их творчества »
Интеграция деятельности специалистов в организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников и развитие их творчества.
Подготовила:
Валитова Э.Р.
Старший воспитатель
МБДОУ КВ д/с№32
2015 г.
Музыка в жизнедеятельности дошкольника
Музыка сопровождает жизнь ребенка постоянно. Взрослые чаще всего не обращают на это никакого внимания, поскольку музыка и в их быту представлена широко и естественно, гармонично сочетаясь с самой жизнью.
Как показывают результаты исследований, дети обычно самостоятельно поют песни во время игровой деятельности или при одевании на прогулку, а также в процессе рисования или мытья рук перед обедом, поют, просыпаясь после тихого часа или возвращаясь с родителями домой..)
Дети исполняют песни, преследуя различные цели. Одни поют, потому что у них существует потребность выражения своего эмоционального состояния, для других это источник самовыражения и самоутверждения в группе сверстников, а для третьих это средство привлечь к себе внимание окружающих.
Музыкальные интересы и предпочтения современных дошкольников
Нет необходимости утверждать, что музыка интересна и привлекательна для ребенка-дошкольника. Это очевидный факт. Возникает вопрос, а какая именно музыка интересна современному дошкольнику, каковы его музыкальные предпочтения?
Исследования ученых показывают, что уже семимесячный плод, находящийся в утробе матери, способен реагировать на музыку (исследования А. И. Брусиловского). Наиболее эффективно в данном случае воспринимается музыка А. Вивальди, В. А. Моцарта, И. С. Баха.
Рассмотреть вкратце динамику музыкальных интересов детей, скажем, в течение последних пятидесяти лет.
Детям 60-х гг. рождения нравились русские народные песни и эстрадный репертуар того времени («Черный кот», «Ландыши», «Надежда»), песни из кинофильмов, выходивших на экраны в те годы.
Для детей 70-х гг. рождения был привлекательным и интересным детский музыкальный репертуар, как разучиваемый на музыкальных занятиях в детском саду, так и широко представляемый в средствах массовой информации (телевидение, радио). Большой популярностью пользовались пластинки с записями детских песен композиторов А. Филиппенко, В. Шаинского, Г. Гладкова.
Для детей, родившихся в 80-е гг., любимыми стали взрослые хиты «Миллион алых роз», «Ягода малина», «Вернисаж», песни группы «Ласковый май». Полюбились детям музыка и песни из фильма «Мери Поппинс, до свидания».
А вот дети 90-х гг. проявляли повышенный интерес преимущественно к взрослой популярной музыке, в числе любимых песен они называли «Есаул», «Морячка», «Ксюша», «Леха», песни из репертуара А. Пугачевой, Ф. Киркорова, И. Аллегровой, М. Распутиной и др.
Дошкольники, рожденные в конце XX в. — начале XXI в., предпочитают песни эстрадных групп «Глюкоза», «Премьер-министр», «Любэ», «Тату» и др. Детей по-прежнему привлекают песни Ф. Киркорова, Алсу, Валерии.
Как современный ребенок понимает, что же такое музыка, и как рассуждает о ней, о ее роли и месте в жизни человека?
Сами дети выражают свое отношение к музыке так: «люблю петь и танцевать под музыку», «грущу, когда музыка не звучит», «под музыку весело, настроение хорошее».
В первую очередь дети предпочитают музыку «веселую, радостную, подвижную», затем отдают предпочтение музыке «плавной, грустной, задумчивой».
Как ребенок воспринимает музыку, информацию о музыке и что остается в его музыкальном опыте; как часто звучит музыка вокруг ребенка, как он относится к ней, как хочет взаимодействовать с музыкой и хочет ли вообще в первую очередь зависит от педагогов и родителей.
Взаимодействие субъектов педагогического процесса
в решении задач музыкального воспитания
и развития детей
СОТРУДНИЧЕСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка-дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя.
Профессиональные задачи, которые ставит перед собой музыкальный руководитель:
1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе. 2. Организация и проведение праздников, развлечений в детском саду. 3. Консультирование воспитателей. 4. Организация семинаров, педагогических совещаний
Профессиональные задачи, которые ставит перед собой воспитатель:
1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий. 2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. 3. Отбор музыкально-дидактического материала для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей.
4. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей
Отсюда вытекают общие задачи:
Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка
Планирование работы с детьми по музыкальному воспитанию и развитию
Создание развивающей музыкально-образовательной среды Собственное культурно-эстетическое просвещение
Именно общность задач профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя позволяет им конструктивно и творчески сотрудничать.
Формы профессионального сотрудничества и сотворчества педагоговдошкольного образования в детском саду разнообразны (занятия, утренники, развлечения и т.п.)
Если следовать современным тенденциям развития психолого-педагогической науки, то одной из форм может быть сопровождение ребенка в современном дошкольном образовательном учреждении (чаще слово «сопровождение» употребляется в таких формулировках, как медико-психолого-педагогическое или медико-психологическое, социально-педагогическое).
Проблема сопровождения ребенка в условиях педагогического процесса особенно активно разрабатывается в последнее десятилетие.
Схема сотрудничества наглядно представлена на экране…
СОТРУДНИЧЕСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Первыми воспитателями ребенка становятся его родители, семья, и с этим трудно поспорить.
Очевидно, что первоочередными задачами семьи становится введение дошкольника в мир музыкальной культуры, взращивание интереса к ней и эмоционально положительного отклика на музыку, накопление опыта взаимодействия ребенка с музыкальными произведениями. Этот опыт поможет ему легко включаться в процессы музыкального воспитания и развития в детском саду и позже — в школе.
Каким образом родители, семья ребенка могут решать поставленные задачи?
Во-первых, активно приобщаясь к музыкальной культуре лично, и только затем или одновременно приобщая ребенка к музыкальному искусству через слушание музыки дома, в концертных залах, музыкальных театрах.
Во-вторых, через активный диалог о музыке, через обмен эстетическими оценками по поводу прослушанных музыкальных произведений, спектаклей, а также через закрепление полученных впечатлений в разных видах детской деятельности.
В чем заключается помощь детского сада молодой семье в решении обозначенных задач?
Таким образом, процесс сотрудничества и сотворчества детского сада и родителей можно охарактеризовать как процесс сопровождения семьи, целью которого является оказание профессиональной помощи просветительского плана, прежде всего в вопросах целостного воспитания и развития ребенка.
Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении №32
Проблема отбора репертуара, стимулирующего детское музыкальное творчество
Детское творчество, как уже неоднократно подчеркивалось, имеет место во всех видах музыкальной деятельности.
Особенность выбранного репертуара - развивать детское музыкальное творчество как в условиях группы, так и в процессе самостоятельной деятельности дошкольника.
Самостоятельные творческие проявления ребенка в большей степени могут касаться:
· музыкально-игровой деятельности;
· музыкально-театрализованной деятельности;
· музыкально-сочинительской деятельности.
В ДОУ богато оснащена предметно-музыкальная среда в группах. Руководитель заботится о том, чтобы педагоги имели в зале и группах достаточное количество различных детских музыкальных инструментов, детских музыкальных игрушек, игр, музыкально-дидактических пособий, атрибутов, костюмов, а также оборудование для кукольного театра..
В зале для проведения музыкальных занятий отводится место для хранения TCO, музыкальных инструментов, пособий, атрибутов. В музыкальном кабинете должно быть место для подготовки музыкального руководителя к занятиям. Здесь же находятся шкафы для хранения нотной и методической литературы, музыкальных инструментов, игрушек, музыкально-дидактических игр и пособий, костюмов, декораций, образцов праздничного оформления зала, ТСО, дисков, магнитофонных записей, озвученных фильмов и т. д.
В группах оборудуются центры, выделяется место для свободного музицирования детей. Периодически обновляются музыкальные инструменты (доступные детям определенной возрастной группы), настольные музыкально-дидактические игры, музыкальные игрушки (в том числе с немой клавиатурой), костюмы для инсценировок. Группы оборудуются TCO (DVD проигрывателями, TV, проигрыватель, магнитофон, магнитофонные записи музыкальных сказок из радиопередач, фрагментов народной и классической музыки и т. д.).
Наглядно представлено взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, а также музыкального руководителя и специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию).
Учитель-логопед Дерябина Е.А. апробирует с нового учебного года логоритмику, на которой проводится дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж, игрогимнастика, танцевально-ритмические упражнения, игрогимнастика с фитболом. Все это помогает детям развивать голос, темп речи, а также опыт, прибретенный на логоритмике, дети переносят в самостоятельные музыкальные игры.
Самостоятельная музыкальная деятельность плавно перетекает в самостоятельную музыкально-театрализованную деятельность, где дети ставят спектакли, сказки собственного сочинения, а дальше в музыкально-сочинительскую деятельность, где дети активно поют свои песни, танцуют.
В ДОУ №32 функционирует театральная мастерская, вокально-танцевальный кружок.
2. Вариативные технологии организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей дошкольного возраста
В процессе детского музыкального восприятия творчество рассматривается как индивидуальное вслушивание, реагирование и понимание музыкального образа ребенком, а в процессе исполнительства — творчество проявляется в интерпретации музыкального образа ребенком и его выражении в разных видах музыкальной деятельности и их продуктах (песне, танце, музыкальной импровизации, музыкальном спектакле и др.).
Результатом реализации таких технологий в педагогическом процессе детского сада станет самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников, что, по мнению Н. А. Ветлугиной, является апофеозом музыкального развития в дошкольном детстве, одним из показателей его успешности.
Рассмотрим некоторые технологии организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников:
(на примере песенного творчества) с учетом выделенных принципов.
Педагогическая технология развития песенного творчества
старших дошкольников
Цель: развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Этапы технологии:
1 этап — ознакомление родителей и педагогов с особенностями песенного творчества детей шестого года жизни и его влиянием на общее развитие дошкольников.
2 этап — обогащение музыкального опыта детей.
3 этап — организация самостоятельного песенного творчества старших дошкольников.
Результатом работы на этом этапе будет свободное использование детьми предложенных песен, ориентирование в их содержании, понимание значения песен в жизни человека.
Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления. При этом полезно привлекать вспомогательные средства воздействия: рассказывать сказки, читать книги, рассматривать репродукции картин, смотреть диафильмы и т. д.
Таким образом, все формы организации музыкальной деятельности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семье) взаимодополняют друг друга, обогащая процесс музыкального воспитания. Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыке, необходимо использовать возможности каждой формы организации музыкальной деятельности.