Закрепить представления о сезонных изменениях в природе;
Обобщить и систематизировать знания детей о дарах осени,
Продолжать учить воссоздавать целостное изображение предметов из картинок, разрезанных на 4 части;
Формировать умение группировать предметы по их признакам.
Словарная работа:
Побуждать к высказываниям малоговорящих детей;
Расширять словарный запас по теме «Осень»;
Активизировать в речи детей слова листопад, осенние листья, разноцветный.
Воспитательные задачи:
Прививать навыки аккуратной работы с используемым материалом;
Воспитывать у детей морально-нравственные качества (доброта, сопереживание, желание помочь другу).
Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение доводить начатое дело до конца.
Ход занятия:
(Под спокойную музыку дети заходят в группу, становятся вокруг педагога)
Воспитатель: - Ребята, в нашей группе появилась необычная коробочка. (Дети вместе с педагогом обследуют коробку) Воспитатель: - Какая коробка? (красивая, большая, блестящая…) Воспитатель: - В такие коробки обычно кладут подарки! Давайте откроем и посмотрим, что в ней? (Открывают, достают осенние листья, каждый ребёнок получает по 2 листочка) Воспитатель: - Что это? (листья) Воспитатель: - Какие листья по цвету? (красные, жёлтые, коричневые…) Воспитатель: - Какие это листья? (разноцветные, осенние…) Воспитатель: - Давайте поиграем с осенними листьями.
Игра «С какого дерева листок?» Воспитатель называет дерево, а дети - листок.
У дуба листок - дубовый; у клена - кленовый и т.д.
Динамическая пауза «Ходит осень» (повторить 2-3 раза) - Ходит осень по дороге (шагают) - Промочила в луже ноги (показывают листочками на ноги) - Льют дожди и нет просвета (поднимают руки вверх и машут листочками) - Потерялось где-то лето (пожимают плечами, разводят руки в стороны) - Ходит осень, бродит осень (шагают) - Ветер с клёна листья сбросил (плавные движения листьями вверх-вниз) - Под ногами коврик новый (присели) - Жёлто-розово-лиловый (прыжки) Воспитатель: - Подул осенний ветер, и полетели листочки с деревьев, начался листопад. Дыхательная гимнастика «Листопад» (повторить 2-3 раза) (Дети садятся) Воспитатель: - Ребята, осень подарила нам эти листочки. Давайте пригласим ее к нам в гости. Закройте глаза и скажите: «Осень, осень! В гости просим!» (Дети проговаривают слова, закрывают глаза. Звучит колокольчик. Педагог надевает кокошник, набрасывает пелерину – превращается в Осень). Осень: - Здравствуйте, ребята! (дети здороваются) - Слышала, как вы меня звали, вот и зашла к вам в гости.
А вы знаете какая погода осенью ? Какое небо? Какие тучи? Что делают птицы? Как одеты люди? Какие листья на деревьях? (Ответы детей)
Осень: Ребята, давайте мы с вами соберем осенний букет.
Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках. Будем листья собирать. Ритмично сжимать и разжимать кулачки. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Загибать пальчики, начиная с большого на руках. Маме осенний букет отнесем. Вытянуть ладошки вперед.
Осень: Вот пришла я к вам, да не с пустыми руками. Принесла я вам подарки - картинки. Но вот беда – сильный ветер разорвал их на мелкие кусочки. Попробуйте сложить эти картинки. (Раздаёт детям конверты с разрезными картинками. Дети складывают картинки с приметами осени)
Дидактическая игра «Сложи картинку» Осень: - Молодцы! Все картинки собрали! Скажите, какое время года изображено на картинках? (осень) - Правильно. Почему вы так думаете? (дети рассказывают, какие приметы осени изображены на их картинках) - Есть у меня ещё одна игра – «Собираем урожай» Выходите на лесную полянку. (Дети выходят из-за столов и подходят к доске, на которой размещены изображения овощей, фруктов, ягод)
Дидактическая игра «Собираем урожай» Осень: - А теперь помогите мне сложить урожай в корзинки. (После игры дети встают в круг)Осень : А сейчас мы расскажем, как нужно собирать урожай.
Подвижная игра «Урожай»
В огород пойдем (идут по кругу) Урожай соберем. Мы моркови натаскаем («таскают») И картошки накопаем («копают») Срежем мы кочан капусты, («срезают») Круглый, сочный, очень вкусный (показывают круг руками – 3 раза Щавеля нарвем немножко «рвут») И вернемся по дорожке (идут по кругу, взявшись за руки).
Осень: - Ой, что я слышу? (Звучит фонограмма «Звуки дождя») - Послушайте и вы. Что это? (Дети прислушиваются и говорят, что это за звуки) Осень:Давайте покажем, как идет дождик.
Пальчиковое упражнение «Дождик» ( Дети изображают пальчиками дождик и одновременно проговаривают слова) - Мелкий дождь стучит по крыше, То погромче, то потише. Кап-кап (громко), Кап-кап (тихо). Но не просто дождь идёт, Дождик песенку поёт: Кап-кап (громко), Кап-кап (тихо).
I Осень: - Молодцы, ребята! Славно мы с вами поиграли! Вам понравились мои подарки? (ответы детей) - Ну что ж, нам пора прощаться. Пойду в лес, наведу там порядок: раскрашу деревья разноцветными красками, постелю разноцветный ковёр на полянке, угощу белок грибами, ягодами. До свиданья, ребята! Закройте глаза и послушайте волшебный колокольчик. (Дети прощаются с осенью, закрывают глаза, звенит колокольчик, педагог снимает костюм). Воспитатель: - Кто приходил к нам в гости? Какие подарки принесла нам осень? (осенние листья, овощи, фрукты…)