kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Инновационная работа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Инновационная работа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста»»

Датхужева Эмма Казбековна








Тема: «Инновационная работа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста»
























Автор опыта: Датхужева Эмма Казбековна

воспитатель МБДОУ «Детский сад

№9 «Созвенздие»


Майкоп, 2017год






Содержание:

Содержание:


  1. Информационная карта ППО………………………………………………………...

  2. Целостное описание опыта «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»……………………………………………………………….

  3. Результативность опыта………………………………………………………………

  4. Библиографический список…………………………………………………..

  5. Рецензия ………………………………………………………………………

  6. Приложения к опыту…………………………………………………………..



Информационная карта передового педагогического опыта


  1. Ф.И.О. автора Датхужева Эмма Казбековна

  2. Город (район) Майкоп

  3. Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Созвездие»_____________

  4. Занимаемая должность воспитатель_______________________________________

  5. Педагогический (библиотечный) стаж и квалификационная категория 8 лет, перва

  6. Тема педагогического опыта «Инновационная работа по формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»____________________

  7. Уровень опыта по степени новизны

В рационализации традиционных методик экологического образования

8. Цель педагогического опыта: значительно повысить уровень экологической культуры детей дошкольного возраста, воспитать с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

9. Краткое описание опыта:

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы.

Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

Мною определены следующие задачи:

- Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

- Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- Воспитывать элементарные нормы  поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

- Комплекс познавательных интегрированных занятий.

- Разработан перспективный план  наблюдений за объектами и явлениями природы.

- Оформлен уголок экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения)

Дети выращивают лук, чеснок, фасоль, петрушку, укроп….«Огород на подоконнике»

- Создана картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий по экологии.

    В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.

Многолетнее накопление теоретического и практического материала позволило создать модульную технологию формирования начал экологической культуры.

Опыт работы представляет собой обоснование актуальности проблемы, отдельным разделом выделено взаимодействие с родителями воспитанников, учитывая важность такого взаимодействия для решения задач экологического воспитания будущего поколения.

Опыт иллюстрирован приложением, содержащим мультимедийные презентации, конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми, консультации для родителей, детские работы и фотографии компонентов развивающей среды.

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

10. Эффективность опыта. Эффективность опыта представлена данными стартовой и итоговой диагностики. Данные стартовой диагностики: высокий показатель – %, средний – %, низкий – %. Результаты итоговой диагностики: высокий показатель – %, средний – %, низкий – %. Опыт может быть использован воспитателями детских садов, а также родителями старших дошкольников, не безразличных к развитию своих детей.















Описание передового педагогического опыта


Условие становления опыта

«Мир, окружающий ребёнка,  - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.


В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее, и затрагивают все человечество. К числу самых волнующих причин, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Арал, Черное, Азовское моря - это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Высыхание Азовского моря, рост солончаков и пустынных территорий, недостаточность водных ресурсов, - все это губительно сказывается на экосистеме, на ее целостном взаимодействии. Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов (пестицидов). В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» - растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. Главная причина этого - тотальная экологическая невоспитанность и безответственность.

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей.

Если в группе будет создана система работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников и их родителей, то возрастёт уровень знаний и практических умений детей и взрослых, повысится их экологическая культура, а природно-развивающая среда группы и участка будет способствовать сохранению и укреплению здоровья и экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Дошкольники, получающие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране и соответственно в нашем крае.


Актуальность опыта


Одной из существенных тенденций, характеризующих начало ХХI века является переосмысление ценностей образования, которые общество напрямую связывает с качеством образовательных услуг.

Научная и педагогическая общественность все более осознает «экологическую недостаточность» на всех уровнях образования. Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является низкая экологическая культура людей, отсутствие у них экологического самосознания и четкой позиции на природоохранную деятельность.

Поэтому одним из значимых путей изменения современной экологической ситуации в стране является экологическое образование.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В 90-е годы ХХ века появился ряд авторских экологических программ: программа экологического образования дошкольников старшей и подготовительной к школе групп «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжовой), парциальная программа экологического воспитания и образования детей 3 – 7 лет «Паутинка» (Ж.С. Васякиной), парциальная программа и технология экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» (С.Н. Николаевой), парциальная программа экологического образования «Мы» (Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Шиленок и др.), региональная программа «Экология для малышей» (Е.В. Гончаровой).

Однако наличие широкого спектра комплексных, парциальных программ на современном этапе развития педагогической науки не обеспечивает педагогам возможность качественного решения проблем экологического образования детей дошкольного возраста.

Так появилась идея изучить и раскрыть сущность экологического воспитания в детском саду, а также разработать систему работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад №9»Созвездие».


Теоретическая база опыта


Теоретической базой опыта является рассмотрение экологии как науки, истории ее становления и развития, а также изучение методического аспекта экологического воспитания в дошкольном учреждении.


Теоретические основы экологического воспитания дошкольников


Экология как наука, история ее становления и развития


В настоящее время существует более 120 определений экологии. Вот некоторые из них. «Экология - биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизационных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы» - Биологический Энциклопедический Словарь, 1986 год.

«Экология - изучение структуры и функции природы» - американский ученый Х. Одум, 1959 год.

«Экология - наука о законах, управляющих жизнью растений и животных в естественной среде обитания» - советский эколог С. Шварц, 1972 год.

Классическая же формула определения понятия экология, приводимая во всех научных и популярных изданиях, звучит так: «Экология - наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания». Данное определение подтверждается этимологией слова «экология». «Экос» - переводится с греческого как «жилище», «логос» наука, т. е. экология - наука о «жилищных условиях» обитания организмов.

Рассмотрим в общих чертах историю возникновения и развития экологии.

Термин «экология» был предложен в 1866 году Э. Геккелем. Этим термином он предложил обозначать «общую науку об отношении организмов к окружающей среде». Далее экология развивалась в трудах многих натуралистов и географов XIX - XX веков.

В России в области экологии большое значение имели работы К. Ф. Рулье (1852 год) и К. А. Северцова (1855 год). В конце XIX - начале XX веков исследователи обращали главное внимание на то, как отдельные факторы (например: климатические) влияют на распространение и динамику организмов. В это же время формируется представление о сообществах как о некоторых целостных совокупностях взаимосвязанных организмов.

Быстро развивалась экология в 20-30 годы XX века, когда были сформированы основные задачи изучения популяций и сообществ (Ч. Элтон), предложены математические модели роста численности популяций и их взаимодействий (В. Вольтерра), проведены лабораторные опыты по проверке этих моделей (Г. Ф. Гаузе).

В 70-е годы формируется экология человека или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды. Все большее распространение в экологии получают количественные методы исследования, чаще используются эксперименты (не только лабораторные, но и в природе) и математические модели.

Во второй половине XX века в связи с резкими неблагоприятными последствиями воздействия человека на биосферу (так называемый «экологический кризис»), резко возрастает практическое значение экологии, необходимость проведения природоохранительных мероприятий, происходит «экологизация» многих естественных наук, устанавливается связь экологии с философией и социологией. Экологический подход становится необходим при решении производственных, научно-технических, демографических и других задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная наука относительно молодая, и возникла она из потребности сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно широки. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.


Сущность экологического воспитания


Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются в непосредственно образовательной деятельности. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности формируются следующие представления:

- почему поле, лес, луг называют природными сообществами;

- для чего существуют различные элементы природных сообществ;

- как должен вести себя человек, находясь в этих природных сообществах.

Эти экологические знания на протяжении определенного времени переходят в убеждения, доказывая детям на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Были выявлены в сущности экологического воспитания две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение.

Таким образом, в процессе определения сущности экологического воспитания были выделены особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере воспитанников потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

Помимо этого огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Из всего этого следует, что формировать экологическое сознание и поведение в единстве необходимо начинать с дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом педагогов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Рассмотрим основные из них:

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С.Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников, программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы - растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый - это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку - он рассматривает в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый - это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

Программа А.Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Программа Е.Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".

Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас", в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

Программа "Паутинка" Ж.Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: "где я живу" (окружающая среда), "как я живу" (поведение и ответственность), "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними), "когда я живу" (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.

Программа В.И., С.Г. Ашиковых "Семицветик" нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы "Природа" и "Человек". Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

Программа Т.А. Копцевой "Природа и художник" сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы - "Мир-человека" "Мир искусства" - посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения

К этой же группе можно отнести программу Н.А. Рюкбейль "Чувство природы", предназначенную для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

Программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа" (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.


Методы и формы экологического воспитания


Содержание экологического воспитания усваивается дошкольниками в их различной деятельности.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности дошкольников: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у дошкольников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, воспитатель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции у детей, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность детей. На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы воспитатель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности дошкольников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, характеризующих экологические явления; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у дошкольников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, воспитатель использует пример и поощрение.


Нормы экологического поведения и особенности их восприятия дошкольниками


Общество никогда не терпело вседозволенности внутри себя, даже в мелочах. Сложились определенные правила вежливости, которые мы справедливо считаем необходимыми: спасибо, пожалуйста, разрешите, я Вам помогу, правила поведения в гостях, за столом и тому подобное. Но вседозволенность по отношению к природе прощалась. Каждый должен знать элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для всех людей. Но встает вопрос: хороши ли эти правила, если они носят в основном запрещающий характер. Ведь получается: "Не делай того, не делай этого... " Не слишком ли много запретов обрушивается на ребенка?

Ответ на этот вопрос будет состоять из двух пунктов.

1. Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Сомневаться в этом - значит делать, пусть и не осознанную, но уступку потребительскому отношению к природе, от которого ничего, кроме беды быть не может.

2. «Обрушивать» эти запреты на ребенка "сверху" нельзя. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, прочувствованны, а многие и открыты дошкольниками, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку, подобно привычке говорить «спасибо» или вытирать обувь перед входом в детский сад.

Ниже приведены правила поведения в природе, некоторые из них кратко прокомментированы.

1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Каким может быть обоснование этого правила?

Живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании растения.

2. Не повреждай кору деревьев!

Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).

3. Не рви в лесу, на лугу цветов.

Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

4. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

5. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

6. Не разоряй муравейники.

7. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

8. Не подходи близко к гнездам птиц.

Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут навсегда покинуть гнездо.

9. Не разоряй птичьи гнезда.

10. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора.

Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.

Это одно из самых простых и в то же время самых важных правил. Мусор, оставляемый людьми буквально повсюду, обезображивает лицо природы. Выбрасывая мусор в водоемы, или даже просто оставляя его на берегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастья другим людям.

Такие основные правила поведения в природе, которыми могут овладеть дети в детском саду. Этот список не окончательный. В будущем, он может быть дополнен или сокращен, а формулировки будут уточняться.

Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет дошкольникам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.


Ведущая педагогическая идея опыта


Анализ теоретических положений показал, что дошкольное детство является фундаментальным этапом формирования основ экологического образования, так как именно в этот период ребенок проявляет огромный интерес к миру природы, а эмоционально-чувственная восприимчивость делает этот период основополагающим. Организация нравственно-ценных переживаний – сочувствия живому, заботы о нем, удовольствия от совершения доброго поступка – способствует тому, что нормы отношения к природе не просто узнаются, но и «проживаются» ребенком, приобретают для него ценность, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру.

Из этого следует, что создание на базе ДОУ системы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста будет способствовать бережному отношению детей к природе, формированию экологического сознания маленькой личности, а в будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране и соответственно в нашем крае.

Технология опыта


Основная цель раннего экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Разработка и внедрение системы работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста предполагает следующие задачи:

  1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

  • знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д.);

  • предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

  • формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

  1. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

  • знакомить с представителями живой и неживой природы;

  • рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

  • способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

  • знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

  • способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

  • создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

  1. Привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные,

  2. Развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности,

  3. Сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Для успешной реализации поставленной цели выделены следующие условия:

  • обогащение эколого-развивающей среды группы, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Главная особенность этого условия - привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного мира на участке детского сада, правильная – с экологической точки зрения - организация зеленой зоны в помещении ДОУ (Зимний сад) составляют развивающую экологическую среду, пригодную для воспитания детей.

  • разработка перспективных планов и методических материалов для непосредственно образовательной деятельности экологической направленности;

  • систематизация практического материала по художественной, игровой, экспериментальной деятельности по теме опыта.

  • создание установки на активное, сознательное участие ребенка в учебном процессе.

  • активизация непроизвольного внимания, повышение мотивации к взаимодействию, а также речевой и познавательной активности.

  • включение в педагогический процесс разнообразных форм работы: непосредственно образовательной деятельности, игр, бесед, экспериментов, экскурсий и т.д.;

  • использование в педагогической деятельности современных информационных технологий;

  • вариативность во всем: выборе тем занятий, организации обстановки, средств, методов работы с детьми.

  • внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу и результатам его познания и творчества, создание доброжелательной атмосферы в непосредственно образовательной деятельности.

  • региональный подход к отбору содержания познавательной, игровой и других видов художественной деятельности, который означает необходимость отдавать предпочтение ближайшему окружению (природе, ландшафту, животному и растительному миру, характерному для Республики Адыгея).

Прежде, чем приступить к работе по данному направлению на первом этапе была проведена диагностика по выявлению теоретических знаний и практических умений, касающихся уровня экологических представлений у детей старшего и младшего дошкольного возраста (Приложение № Стартовая диагностика). Параллельно в форме анкетирования проведена диагностика родителей. (Приложение № Диагностика родителей). Результаты показали довольно низкий уровень экологических представлений у детей, а родители не подготовлены к восприятию духовного содержания экологической культуры.

Поэтому привлечение семьи к экологическому воспитанию детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости не только к каждому ребёнку, но и к родителю.

Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно данное направление детям и родителям, были проведены несколько мероприятий (занятия, викторины, экскурсии) с воспитанниками и с родителями.

В результате проведённых занятий отмечено, что дети эмоционально реагируют на познавательный, игровой материал, с интересом отвечают на вопросы викторины, внимательно слушают экологические истории. Это говорит о том, что экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой понятны и интересны для детского восприятия, дети готовы сопереживать и быть активными в решении многих экологических проблем.

Следующим этапом в работе по экологическому воспитанию стало пополнение развивающей среды. Так организован уголок экологической среды в группе (Приложение № фотоматериал уголка в группе), который включает в себя:

  • «зелёная зона» (комнатные растения), где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями;

  • «огород» на окне

  • уголок экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься зона библиотеки – это книги, энциклопедии экологической направленности;

  • зона коллекций, предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины и др.);

  • выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной и непрерывной непосредственно-образовательной деятельности;

  • оформлены календарь природы, календарь погоды, коллажи, карты – схемы «Кто, где живёт?»;

  • собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы).

  • подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания;

  • подобраны подвижные игры и оформляется наглядный материал для их проведения;

  • созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе;

  • имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе);

  • подобран дополнительный материал для работы с детьми на экологической тропе и в уголке леса;

  • летом был создан огород на участке детского сада, а также были подобраны растения для создания композиции по оформлению цветника;

  • подобраны слайды.

Активно использую метод детской проектной деятельности. Сценарии каждого из этих мероприятий разрабатываю самостоятельно.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Родители должны осознать это. Именно поэтому стараюсь активно взаимодействовать с родителями. В работе с родителями использую разнообразные формы и методы:

  • анкетирование (Приложение №);

  • размещение информации на стенде «Для Вас, родители», в папках-передвижках (Приложение №);

  • привлечение к совместному творческому труду (Приложение № фотоматериалы);

  • приглашение на «День открытых дверей»;

  • организация вечеров встреч, «круглых столов».









Формирование экологической культуры и компетентности осуществляю через интеграцию разнообразных видов деятельности, форм и методов работы с детьми.


Экологическое

образование детей








Трудовая деятельность:

  • Труд в уголке природы.

  • Уход за растениями и животными в Зимнем саду.

  • Кормление птиц в зимнее время.

  • Труд в огороде на участке.


Игровая деятельность:


  • Дидактические игры

  • Сюжетно-ролевые игры

  • Настольно-печатные игры

  • Словесные игры

  • Театрализованные игры и инсценировки













Экспериментально-практическая деятельность:

  • Непосредственно-образовательная деятельность

  • Наблюдения в уголке природы

  • Опыты

  • Эксперименты



Художественная деятельность:

  • Беседы

  • Чтение художественной литературы

  • Экологические сказки

  • Рассматривание иллюстраций, репродукций картин

  • Продуктивная деятельность














Физкультурно-оздоровительная деятельность:

  • Подвижные игры в группе и на прогулке

  • Экскурсии

  • Походы

  • Целевые прогулки

Музыкальная деятельность:

  • Пение

  • Танцы

  • Музыкально-дидактические игры

  • Музыкальные досуги

  • Праздники и развлечения













Опыт работы по экологическому воспитанию накапливался на протяжении нескольких лет, поэтому систематизированы методические материалы для работы с детьми как старшего, так и младшего дошкольного возраста (Приложение № перспективные планы). В экологическом воспитании младших дошкольников можно выделить три этапа изучения природы:

1 этап: объекты природы рассматриваются отдельно: насекомые, животный мир, погодные явления - без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие – этот вариант используется в самом младшем дошкольном возрасте.

2 этап: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.

3 этап: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, но и процессы, в ней происходящие. Иначе говоря, третий этап - это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить детям явления, как в живой, так и в неживой природе. Второй и третий этапы проводятся уже с более старшими детьми.

Связи между живой и неживой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.

Ведущую роль в младшем возрасте отводится наблюдениям. Вышли малыши на лужайку – обращаю внимание детей на все вокруг, предлагаю полюбоваться каждым объектом природы: трава зеленая, а одуванчики, как маленькие солнышки (как цыплята и т. д.) рассыпались по лужайке. Сопровождаю наблюдения стихотворением «Уронило солнышко лучик золотой...", предлагаю посмотреть, понюхать, потрогать цветок. "Вот какие дети у солнышка… А если их сорвать, что получится?". Считаю, что детям 3-4 лет не нужно давать готовых ответов, лучше постепенно подводить их к самостоятельным выводам. Например, предлагаю посмотреть на площадку, где нет ни травы, ни цветов, - где красивее, куда приятнее смотреть? Если мы сорвем цветы, придут другие ребята и ничего не увидят, будут ходить хмурые, унылые, нерадостные. А если посмотрят на эти цветы - сразу улыбнутся и у всех в глазах появятся маленькие солныш­ки. Сопровождаю все наблюдения поэтическим словом:

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты, если все сорвём цветы –

Не останется цветов, и не будет красоты…

Еще один пример: ребенок пытается раздавить муравья. Ему бесполезно рассказывать, что он живой, он полезен. Предлагаю ребенку обратить внимание на то, что муравей что-то несет, его ждут дети, которые, наверное, проголодались... И малыш уже не стремится уничтожить, а внимательно рассматривает, наблюдает. И опять поэтическое слово: разучиваем песню «Не обижайте муравья».

Для родителей на стенде есть слова из стихов и песенок, темы занятий и наблюдений. Рекомендую, чтобы и дома закрепляли полученные знания.

В группе рисуем красивое дерево, которое улыбается детям и приветливо машет веткой. На следующий день меняю картинку - дерево то же, но ветка сломана, а глаза у дерева грустные, капельки слез блестят на коре. Спрашиваю у детей, что же случилось? И в каждой группе находятся дети, которые замечают, что дерево плачет, у него веточка сломана... Можно долго объяснять, рассказывать, что ветки ломать нельзя, это не хорошо, но на этой картинке они видели живое деревце, ему было больно, и это уже были не абстрактные слова.

В ясельной и первой младшей группах не принято разводить много комнатных рас­тений, содержать аквариум. Но на практике доказано, если малыши видят бережное отношение взрослых к чему-либо, они поступают также. Главное - ухаживать за растениями, аквариумом, волнистым попугайчиком нужно под на­блюдением детей.


Длительность опыта

Опыт по данному направлению разрабатывался и внедрялся в практику педагогической работы воспитателя в течение 3 лет. Имеющийся материал рассчитан для детей раннего и старшего дошкольного возраста, родителей воспитанников, педагогов ДОУ.


Диапазон опыта

В опыте представлены: перспективные планы по экологическому воспитанию детей раннего и старшего возраста, методические и практические материалы непосредственно образовательной, игровой деятельности по данной теме, практические материалы по формированию экологической компетентности родителей воспитанников, образовательный проект «Модель туристско-познавательных маршрутов при дошкольном образовательном учреждении», осуществляемый в экспериментальном режиме ДОУ.



































Викторина для детей подготовительной к школе группе

Вопросы игры.

Зелёный:

1.     Из апельсинов делают апельсиновый сок, а из помидоров…

(томатный).

2.     Назови три любых речных рыбы Краснодарского края и Республики Адыгея?

3.    Листья каких деревьев осенью краснеют?

4.     На какую геометрическую фигуру похожи пчелиные соты?

(шестиугольник).

5. Как называется жилище бобра?        (хатка).

5.     У сосны шишки, а у берёзы…. (серёжки).

7. Как называется волчье пение?    (вой).

8. Какой зверь спит всю зиму вниз головой?

9. Что есть у лошади и у льва, но нет у львицы?  (грива).

10. Из какого растения делают вату?  (хлопок)

Голубой:

1. Как называется буря на море?   (шторм).

2. У горы вершина, а у волны ….  (гребень).

3. Как называется родник в пустыне, окружённый деревьями?

(оазис).

4. У горы высота, а у реки…. (глубина).

6.     Что больше океан или море?

7.     Что больше ручей или река?

8.     Что означает выражение «река вышла из берегов» ?

9.     В Чёрном море вода чёрная ?

10.Какое озеро самое большое?

Коричневый:

1.     Из чего можно делать посуду: из песка, из почвы, из глины?

2.     Есть ли в почве воздух?    (объяснить).

3.     Что выше – холм или гора?    (гора)

4.     Как называется засушливая, песчаная местность, почти лишённая растительности?      (пустыня).

5.     Как называется маленькая модель земного шара ?      (глобус).

6.     Что лучше пропускает воду: глина, песок? (объяснить).

7.     Почему вершины самых высоких гор – белые ?      (снег).

     Как называют людей, которые любят увидеть все красоты нашей земли своими глазами? (туристы).

10. Где растения лучше растут – в глине или в земле? (объяснить).

Красный:

1. Кто такой астроном?   ( учёный изучающий космос).

2. Что больше солнце или луна?

3. Солнце это планета или звезда?

4. Какой прибор позволяет астрономам рассмотреть звёзды и другие планеты?

5. Как называется планета, на которой мы живём?

6. Как называется спутник земли?

7. Какую планету всегда изображают с кольцами?

8. На чём летают в космос?

9.Солнце вращается вокруг Земли, или Земля вокруг Солнца?

Фиолетовый:

1.     Как называется прибор которым измеряют температуру воздуха?

2.     Если ласточки низко летают- пойдёт дождь или будет хорошая погода?        (дождь)

3.     Как называются кусочки льда, падающие с неба?      (град).

4.     Снег состоит из снежинок, а дождь из…. (капель).

5.     Назови одним словом дождь, град, снег?    (осадки).

6.     Как называется куча снега?      (сугроб)

7. Из чего состоит снежинка?

8.    В какое время года, цветёт большинство деревьев?     (весна).

9.     Что такое гололёд?

  • В завершение игры определяются победители. Детей участников игры и зрителей, угощают конфетами.


«Экологическая культура – основа экологического воспитания»

Деловая игра для воспитателей.

Задачи:
1. Расширение и обогащение педагогического опыта в направлении экологического воспитания дошкольников.
2. Оказание практической помощи молодым специалистам.
3. Выявление проблем в работе педагогов по воспитанию экологической культуры дошкольников.

4. Закрепление знаний педагогами особенностей зимы в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Организация игры:
Воспитатели разбиваются на команды воспитателей групп младшего и раннего возраста, воспитателей групп старшего возраста. В каждой команде примерно по четыре – пять человек. Каждая команда занимает свой игровой стол. На столах раскладываются ручки, карандаши, листы бумаги. Ведущий игры поочередно дает игровые задания. На выполнение задания дается строго ограниченное время, по истечении которого , по сигналу таймера, участники игры дают устные ответы на поставленные вопросы. Ответы выносятся на суд всех участников. Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри: старший воспитатель, эколог, заведующая. После обсуждения жюри формулирует правильный ответ на задание.
Для определения степени профессионализма воспитателя составляется простая таблица, в графах которой проставляются оценки (в баллах) за ответы на вопросы и выполнение заданий деловой игры.
Вопросы к деловой игре:

  1. Что вы понимаете под термином экология? Каково значение этого слова?

II. Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?:

1. Цель экологического воспитания – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим миром;

2. Целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознано правильного отношения к явлениям, объектам живой, неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;

3. Цель экологического воспитания – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром;

4. Цель экологического воспитания дошкольников – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

5. Целью экологического воспитания является что то другое, что упущено в вышесказанных формулировках.

III. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

  1. Достаточно занятий по экологии.

  2. Достаточно наблюдений.

  3. Достаточно опытно – экспериментальной деяте5льности.

  4. Достаточно бесед с родителями и детьми.

  5. Ваше личное суждение.

(Примерный ответ): Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по математике, развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры.

IV. На ком, по вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей – на экологах, на воспитателе, старшем воспитателе, заведующей, родителях?

V. Как вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе?

Попробуйте смоделировать,  как элементы экологического воспитания можно ввести  в занятия по физкультуре, музыке, в занятия познавательного цикла.

VI. Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду:

1.Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

2.Наличие объектов живой и неживой природы;

3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода;

4. Безопасность

5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

6. Обеспечение для детей возможности  наблюдать за объектами живой природы;

7. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами живой природы.

VII.Для бесед с детьми на разные темы, можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме: «Деревья и кустарники» составьте детям перечень вопросов:

Примерное содержание вопросов:

( 1.Назови и покажи деревья и кусты, растущие на улице, на участке.

2. Назови и покажи части деревьев.

3. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.

4. Как и откуда дерево получает питательные вещества.

5. Зачем дереву ствол, ветки, листья?

6. Чем дерево отличается от кустарника?

7. Какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?

8. Как человек помогает деревьям и кустарникам?

9. Для каких обитателей живого мира дерево является домом?)

Как вы считаете, достаточно ли полным является этот перечень вопросов?

Что бы вы добавили в него или, наоборот, исключили?
VIII. Объясните детям, в чём особенности зимы на Кубани, приведите примеры:

Особенности: (В конце декабря могут не замёрзнуть цветы, в январе можно встретить насекомых: клопы – пожарники, комары, божьи коровки и т. д.; скворцы могут остаться у нас зимовать, грачи к нам мигрируют и т. д.)

IX. Попробуйте сформулировать для детей правила безопасной игры в природе; правила поведения при наблюдении за живой природой.
Жюри подсчитывает баллы, объявляет победителей игры.



В перерывах между заданиями небольшие практические показы:
 - Хлеб и его значение;
- Экологическая тропа;
- Экспериментальная работа в зеленом уголке;
- Работа с песком.
После занятия подводится итог и составление плана работы на учебный год в направлении экологического воспитания дошкольников.

Воспитателям и родителям дошкольников рекомендуем посетить сайт "Воспитатель" http://detsadd.narod.ru. На этом сайте много полезной информации по дошкольному воспитанию.

Снег.

Фиалочка смотрела, как мальчик строит башенку из кубиков. Он был самым младшим в группе, только начал ходить в детский сад и очень скучал по маме. Кубики становились неровно и падали. Но малыш упорно начинал постройку заново.

- «Молодец,- сказала воспитатель. – Только не торопись, кубики друг на друга ставь ровненько, тогда они не упадут».

Мальчик вздохнул и снова стал ставить кубик на кубик, но уже осторожно, стараясь, чтобы края следующего кубика не нависали над первым. Фиалочке так хотелось, чтобы у новенького мальчика получилась постройка.

Дети были заняты своими делами: девочки кормили куколок, укладывали их спать, собирали на прогулку. За столом сидел «доктор»: в белом халате, в очках, перед ним лежал чемоданчик с инструментами. Он проверял куклам горло, ставил уколы, измерял температуру. «Повара» готовили обед. Мальчики – шоферы возили на машинах деревянные кубики на «стройку» - коврик, где развернулось грандиозное строительство. Даже «инспектор ГАИ» не оставался без дела – проверял права у «водителей», ругал «пешеходов» за то, что перебегают дорогу в неположенном месте.

На новенького никто из детей не обращал внимания. Наконец все кубики, лежащие на столе, превратились в ровную, высокую башню!

- «Вот умница! Я такой высокой башни ещё никогда не видела!» - похвалила воспитатель. Мальчик посмотрел по сторонам в надежде, что кто – то ещё увидит его победу над непослушными кубиками.

-«Ой, чудо, чудо! Посмотрите в окно!» - закричал он.

Фиалочка тоже посмотрела в окно и замерла: с неба спускались белые пушистые хлопья!

Она такого никогда не видела, это было так красиво.

Все дети закричали: «Снег! Снег! Снег пошёл! Ура!» и подбежали к окну.

Воспитатель стала рассказывать, как получаются снежинки:

« На улице стало холодно, зима наступила. Капельки воды замерзают высоко в небе, в облаках, и превращаются в маленькие льдинки. Эти льдинки соединяются, примерзают друг к другу, и получаются снежинки. А если несколько снежинок примерзают друг к другу, то получаются вот такие красивые большие хлопья. Сейчас мы пойдём на прогулку, возьмём с собою лупы и внимательно всё рассмотрим.

«Бедная берёзка, тебе стало ещё холоднее, ведь снег изо льда!» - -воскликнула фиалочка.

«Успокойся, - сказала берёзка. – Мне, наоборот, стало теплее, потому, что снег меня укутал, как одеялом. Ты разве не слушала сказку «Мороз Иванович», которую читали недавно ребятам?»

К новенькому мальчику подошла девочка и спросила: -«Ты сам построил такую высокую башню? Поможешь и мне такую построить?». Мальчик утвердительно кивнул и улыбнулся.

«Ну вот, - подумала фиалочка, - теперь у него есть друг, он не будет так скучать».

«Когда появляются друзья, то в детский сад хочется не идти, а бежать.» - подумала воспитатель.



КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

на тему: «Экологическая культура детей»

 

           Передача экологических знаний - это начальный этап выработки привычного отношения к окружающему миру. В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

1. Сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе.

2.           Практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зоне детского сада - труд в природе, а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг).

3.           Детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе.

4.           Общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира.

5. Экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями.

6.           Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге), обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова.

7.           Наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе.

8. Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

9. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности.

 Формирование экологической культуры населения, начало ее становления выпадает на первые 7-8 лет жизни ребёнка. Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру - природе, вещам, людям. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.

В экологии центральными понятиями являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. В основе экологического воспитания - адаптированного к детям дошкольного возраста ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания - заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируются дошкольные педагоги нашего времени.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействие детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

                        

 

  1. Нужно ли задавать детям вопросы о природе?

  2. Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения в природной среде?

  3. Что важнее эстетическое воспитание в природе или знание о ней.

  4. Какое место занимает трудовые обязанности в косвенной жизни, в природе.

  • Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы?

  • Какой зверь спит всю зиму вниз головой?

  •  Про каких животных говорят, что вылезает из кожи вон?

  • Какой зверь любит малину?

  • Какие жуки носят название того месяца в котором появляются?

  • Почему многие растения жарких стран имеют вместо листьев комочки и шипы?

  • Почему комнатные растения, особенно зимой, нужно поливать не холодной, а тёплой водой?

  • Растёт ли дерево зимой?

  • Листья каких деревьев осенью краснеют?

  • Куда “лицом” обращена головка подсолнуха в солнечный день?

Да, детям нужно задавать вопросы на различные темы по природе, чтобы выяснить уровень знаний, умений, навыков детей, насколько они близки к природе, а в чём-то отстают.

Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путём формального (учебного заведения и д/с) и неформального образования (разные источники информации, разовые мероприятия). Часто работники детских учреждений в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально-положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении. Детям старшего дошкольного возраста уже доступна для понимания сложные разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребёнка, способствующие интеллектуальному развитию, ко второй – знание, определяющие правила поведения человека в природе раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действительной любви к природе.

Человек умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие ребёнка.

Обогащение представлений о природе познание её запахов и связей невозможно без эмоционального положительного отношения к ней, поэтому всё общение с природой ребёнка должно быть направленно на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту природы. При этом существует и другая опасность: приучить формально обращаться с природой, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и т. п.) Основная задача педагогики-воспитания у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотёк, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Прежде всего — пассивность : дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но и по своей инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомлённости ( собирают в коробочку насекомых, составляют букеты из цветущей земляники, обрывают бутоны растений для угощения "куклам" и др.). Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно дикой: собирая чернику, затаптывают её кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т.д.. Встречаются дети способные жестоко относится к животным: бить собак, мучить кошек, голубей, топтать дождевых червей.

Исследуя эту проблему, обнаружили интересный факт: оказывается, дошкольники дороже относятся к животным, чем к растениям. Видимо причина в том, что животное легче, чем растение, идентифицировать с собой, наделить его разумом, переживаниями (как это бывает в сказках), сходными со своими собственными.

Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспитанности детей, когда они нечутки к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Дети подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Взрослые с умыслом или невольно ранят детские души жестким отношением к природе, наносят вред делу гуманности у детей, травмируют их не зрелую психику. Деятельное правление бережного отношения детей к природе наблюдается в играх, при выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Детей надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.

Систематический труд в природе формирует у них привычку заботиться о живом. Мотивы трудовой деятельности могут быть различны. Стимулом к труду может стать интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. В качестве действенного мотива выступает познавательный интерес.

Воспитатели должны помнить правило: чем однообразнее, привычное, непривлекательнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировка. Усиление эстетической строки при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства -важный фактор экологического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под редакцией П.Т. Саморуковой.

  2. "Дети, взрослые и мир вокруг". Н.Ф.Виноградова., Т.А.Куликова.

"Родной край". Р.И.Жуковская., Н.Ф.Виноградова., С.А.Ко


27



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Датхужева Эмма Казбековна

Дата: 14.04.2018

Номер свидетельства: 466157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-formirovaniie-osnov-zdorovogho-obraza-zhizni-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "194092"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427726705"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(65) "nravstvenno_patrioticheskoe_vospitanie_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "495455"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1547566859"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dietskiie_ekologhichieskiie_proiekty_unikal_naia_forma_ekologhichieskogho_vospit"
    ["file_id"] => string(6) "464558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522590632"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Из опыта работы «Воспитание - как процесс целенаправленного формирования и развития личности» "
    ["seo_title"] => string(100) "iz-opyta-raboty-vospitaniie-kak-protsiess-tsielienapravliennogho-formirovaniia-i-razvitiia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "169699"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423459050"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(78) "vospitaniie-dietiei-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-doshkol-nogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "180885"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425273826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства