Индивидуальная работа во второй младшей группе по привитию навыков здорового образа жизни
Индивидуальная работа во второй младшей группе по привитию навыков здорового образа жизни
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: "педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
В данной статье говорится о том, что для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте в группе могут применяются следующие группы средств:физические упражнения, физкультминутки и паузы, эмоциональные разрядки, гимнастика (оздоровительная после сна, пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая,подвижные и игры;массаж,самомассаж, психогимнастика и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная работа во второй младшей группе по привитию навыков здорового образа жизни »
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: “педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте в группе «Малышок» применяются следующие группы средств:
Физические упражнения проводятся с детьми во время проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий. Индивидуальная работа по закреплению физических упражнений проводится во время прогулки на свежем воздухе или в свободное от занятий время во второй половине дня.
Для предотвращения утомляемости детей во время занятий в нашей группе проводятся физминутки и динамические паузы. Дети, хорошо знающие физминутки проводят их самостоятельно с другими детьми. Особенно нравятся детям такие физминутки, как «Крокодил», «Кошка и мышка», «Эй, девчонки, эй, мальчишки..» и другие.
Ежедневно в свободное от занятий время и на занятиях с детьми нами используются такие формы, как пальчиковые игры. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. Для системности проведения в группе созданы разнообразные картотеки: стихов, логоритмические упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используются пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках и особенно в индивидуальной работе во время утреннего приема или в совместной деятельности с воспитателем во второй половине дня. На занятиях в утренний отрезок времени, активно используются упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками и т.д. Например: “Узловка” (индивидуальная пальчиковая игра). Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье на канате), и так движется дальше (со словами):
Лезет, лезет альпинист –
В этом деле он артист.
По скале и по верёвке
Он наверх залезет ловко!
Для укрепления зрения в нашей группе широко используются следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. Коррекционные физминутки – для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. (“Жук”, “Прогулка в зимнем лесу”, “Самолёт”, “Ладошки”, “Цветы”). Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой исользуется нами на занятиях рисованием, по рассматриванию картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводятся несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
Синий, голубой, зелёный – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)
Для гиперактивных детей используются следующие приемы - минутки покоя:
- посидим молча с закрытыми глазами; - посидим и полюбуемся на горящую свечу; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту прекрасную музыку.
Наряду с традиционными формами работы с часто болеющими детьми и в целях профилактики простудных заболеваний проводитсясамомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. В группе есть картотека схем этих точек, а также дети знакомятся с лечебными точками на утренней гимнастике и на занятиях. Массаж делается 1-2 раза в день.
Для профилактики простудных заболеваний в осенне-зимний период проводится ходьба по корригирующим дорожкам, солевые полоскания, чесночные ингаляции.
Подбираются также и индивидуальные упражнения и виды закаливания в зависимости от состояния здоровья детей. Так, например, для профилактики заболеваний, связанных с носоглоткой можно провести такие упражнение «Сдуй ватку», «Горячий чай», «Задуй свечу», « 4 время года», «Кто дальше сдует снежинку».
(Игровое пособие «4 времени года»)
«Сдуй свечу» «Горячий чай» «Кто дальше сдунет снежинку»
Ежедневно проводятся закаливании, так как закалённый человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Для приобщения детей к здоровому образу жизни во второй половине дня часто используется “Гимнастика маленьких волшебников”. Дети здесь не просто “работают” - они играют, лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети могут выполнят в любое свободное время от занятий.
Недавно в практику оздоровительной работы группы «Малышок» добавились игровые приемы с мячиками – массажерами «Су - джок». Цель данных игровых упражнений – развивать мелкую моторику и мускулатуру рук детей. Все упражнения проходят в игровой сказочной или стихотворной форме, поэтому все дети с удовольствием выполняют различные виды массажа с этими мячиками.
Оздоровительные силы природы также имеют огромное значение для здоровья детей:
Прогулки на свежем воздухе;
Солнечные и воздушные ванны;
Водные процедуры;
Аромотерапия;
Витаминотерапия;
Закаливание и др.
Большой оздоровительный эффект имеет “Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Ароматерапия введена в группе «Малышок» с 2010 года, для этой цели нами была приобретена аромалампа и изготовлены аромакулоны из футляров от киндер-сюрпризов. Применение ароматерапии начиная с младшего дошкольного возраста положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так, например, запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус, запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы, запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт., запах крапивы уничтожает бациллы. Перед приходом детей в детский сад в зимнее время группа опрыскивается маслом ромашки, герани, что действует на детей успокаивающе.
Можно предложить детям вдыхать кедровое, лимонное, камфорное масло – организм стимулируется этими ароматами. Оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребёнка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления.
Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:
личная гигиена;
проветривание;
влажная уборка;
режим питания;
сон;
правильное мытьё рук;
ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления и т.д. Проанализировав содержание Методических рекомендаций к программе «Зерек бала» по образовательной области «Здоровье» мы пришли к выводу, что в нашей группе созданы все условия для формирования и применению здоровьесберегающих технологий, а именно:
- условия для проведения ежедневных закаливающих процедур;
- условия для проведения ежедневных гимнастик и массажей ;
- обеспечение ежедневного пребывания ребенка на воздухе в соответствии с режимом дня;
- создание условий для развития у ребенка навыков ухода за собой;
- моделирование ситуаций и игр для применения элементарных навыков безопасного поведения в природе и быту;
- моделирование ситуаций и игр для применения элементарных навыков безопасного поведения на дороге;
- моделирование ситуаций и игр для применения элементарных навыков пожарной безопасности и мерах предосторожности;
-обеспечение разыгрывания ролевых ситуаций для обучения ребенка безопасной личной практике, выделяя различных людей, к которым ребенок может обратиться за помощью в чрезвычайной ситуации (например, полицейский, библиотекарь, водитель автобуса);
- моделирование ситуаций и игр для применения ребенком элементарных навыков личной гигиены;
На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях родители учатся оценивать здоровье ребёнка. На родительском собрании «Здоровье детей в наших руках» родители активно участвовали в дискуссиях, рассказывали о своем личном опыте в воспитании здорового ребенка. Родителям в «Уголке здоровья» предложены брошюры, консультации по интересующим их вопросам.
Все эти приёмы позволят вам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас одна цель – воспитывать здоровых детей.