Просмотр содержимого документа
«"Игры и технологии ТРИЗ с детьми дошкольного возраста"»
Игры по технологии ТРИЗ с детьми дошкольного возраста.
ТРИЗ - Теории Решения Изобретательских Задач – это наука о том, как современный человек должен решать задачи.
Основоположник российский ученый- практик, писатель- фантаст, педагог Генрих Саулович Альтшуллер.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Каждый ответ педагога, родителей на детский вопрос рождает новые вопросы. Дошкольный возраст недаром называют возрастом «почемучек». Не случаен детский феномен: после первых слов мама, папа, вдруг вырывается «я сам». В этом «я сам» важно усмотреть первый прорыв к творчеству, к самостоятельности, инициативе,
неосознанному желанию проявить себя. Важно не упустить момент, поддержать интерес ребенка, укрепить веру ребенка в свои возможности уже на этом этапе жизни. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на интересующие его вопросы, ему помогают взрослые. Задача
родителя, педагога - таким образом организовать процесс познания,
чтобы он был полон живости, притягательности. Цель ТРИЗ – научить ребёнка думать нестандартно и находить собственные решения; не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
В ТРИЗ ничего не берётся из вне, всё находится в голове, просто
необходимо научить ребёнка логически размышлять. Каждый ребёнок изначально талантлив, но этому его нужно научить. Дети учатся играя. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ используются для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, развития речи. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык,
усваивают его структуру, учатся разговорной речи.
В арсенале ТРИЗ существует очень много методов и приемов.
Основные методы ТРИЗ, используемые в работе с детьми:
- Мозговой штурм
Цель метода: постановка изобретательской задачи и нахождение
способов ее решения. Как не промокнуть под дождем?
- Как рисовать без кисточки?
- Как перенести воду в решете? и т. д.
С помощью этого метода дети могут найти выход из сложной ситуации
- Синектика
Это так называемый метод аналогий:
Например, личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку
представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в
проблемной ситуации.
Пример:
Представь, что ты животное (свинья, кошка), которое любит музыку,
но не умеет говорить, а хочет спеть песню. (Прохрюкать ,промяукать) "В
лесу родилась елочка…").
- Системный оператор
Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных
между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих
между собой.
Например, автомобиль (Игрушка)
С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем
рассказ о легковом автомобиле.
- Метод Робинзона
Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету.
- Метод проб и ошибок
Самый простой из «тризовских» методов –это метод проб и ошибок:
«А что, если сделать так? А может быть так!». В педагогической практике метод проб и ошибок повышает интерес к познанию нового, стимулирует познавательную активность, поскольку ребенку не дают готовых установок («Сделай так!»), а предлагают: «Подумай», «Догадайся», «Придумай свое решение проблемы».
- Игра «По кругу»
Дети сидят вокруг стола. В руках у педагога стопка
перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку,
например, с изображением шубы, и придумывает какое-нибудь
словосочетание («шуба пушистая»). Картинка передвигается по кругу,
каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает её дальше.
Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и
получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем
становится обладатель наибольшего количества картинок.
Игра «Один, два, три, ко мне беги».
Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением различных объектов. дети находятся на другой стороне зала или группы. Подбегают к воспитателю к определённой установке. Пример: Один, два, три, у кого есть крылья ко мне беги. В старших группах подбираются объекты, более сложные по содержанию, а также явления природы и объекты неживой природы.
Метод каталога: метод позволяет в большей степени решить проблему
обучения дошкольников творческому рассказыванию.
Метод фокальных объектов: этот метод позволяет не только развивать
воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Типовые приёмы фантазирования: чтобы у ребёнка развить фантазию
вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников: изменить
свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление, объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсиализация, наоборот.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "201612"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1429094294"
}
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}