Иди, весна, иди, красна, (Пальчиками «идут» по сто лу.)
Принеси ржаной колосок, (Загибают по одному пальцу
Овсяный снопок, на обеих руках, начиная с ми-
Яблоки душистые, зинца.) Груши золотистые, Большой урожай в наш край.
Подвижная игра
Цели: развивать общие речевые навыки, координацию речи с движением.
СОЛНЫШКО
Солнышко, (Стоят в маленьком кругу;
Колоколнышко, шагают назад, максимально
расширяя круг, держась за руки.)
Ты пораньше взойди, (Поднимают руки вверх, тя-
нутся на носочках — вдох, фраза на вдохе.)
Нас пораньше разбуди. (Опускают руки — выдох,
фраза на выдохе.)
Нам в поле бежать, (Бегут по кругу, взявшись за
Нам весну встречать. руки.)
Диалог
Цель: развивать общие речевые навыки.
Ну, весна, как дела? — У меня уборка.
Для чего тебе метла? — Снег мести с пригорка.
Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!
Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже. Всё помою, просушу, вас на праздник приглашу!
О. Высотская
Заклички
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Ждём, весна, давным-давно, А ты бродишь где-то! Без тебя ведь не придёт Солнечное лето!
Г. Лагздынь
Солнышко ясное, нарядись. Солнышко красное, покажись. Платье алое надень, Подари нам красный день!
А. Прокофьев
«Найди отличия»
Цели: развивать зрительное внимание.
Игра «Найди ошибки»
Цели: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас по теме.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти ошибки в тексте (в скобках указаны правильные ответы). Сначала читает весь текст целиком. Спрашивает, какие ошибки заметили дети. Затем читает по одному предложению, даёт ребятам возможность найти остальные ошибки. Просит, исправляя предложение, повторять его верно целиком.
Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче (длиннее), а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о грачах (скворцах) — сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники).
С. Чешева
Повторение названий весенних месяцев
Цели: закрепить в речи названия весенних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.
Весна торопится на старт, В ручьях весенних месяц март. Из старых листьев вылез шмель, Цветёт подснежником апрель. На луг Бурёнку выгоняй — Пришёл с травой зелёной май.
Вопросы и задания:
Какие изменения в природе можно увидеть в марте? (в апреле, в мае)
Назови первый (второй, третий) весенний месяц. Перечисли весенние месяцы по порядку.
Игра «Дополни предложения»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить употреблению глаголов будущего времени.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить предложения, подобрав как можно больше слов.
Например:
Скоро наступит весна.
Солнце (что будет делать?) будет... (ярче светить, пригревать.
Снег (что будет делать?) будет... (чернеть, таять).
На земле проталины (что сделают?) ... (появятся).
Ручьи (что сделают?) ... (побегут, зажурчат).
Игра «Хвастунишка»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить образованию сравнительных степеней прилагательных.
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с мышкой-хвастунишкой и объясняет на примере: что бы мышонок ни услышал, он всегда хвастает: «У меня-то лучше!»
Например: Скажешь мышонку «длинный», а он в ответ — «длиннее» и т. д. Затем детям предлагается побыть в роли мышонка.
Воспитатель называет прилагательные, а дети изменяют их по образцу, теплый — теплеесветлый — светлее
яркий — ... темный — ...
громкий — ... рыхлый — ...
высокий — ... свежий — ...
чистый — ... прозрачный — ...
сильный — ... быстрый — ...
радостный — ...
В конце игры дети придумывают предложения о весне с получившимися словами.
Игра «Назови звук»
Цели: развивать фонематический слух, учить определять последний звук в словах.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать последний звук в словах.
Ход игры. Педагог задает детям вопросы, требуя при ответе употребления союза «потому что».
Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя (вопросы связаны с изучаемой лексической темой).
Например:
Почему тает снег? — Снег тает, потому что пригревает солнце. И т. д.
Игра «Нарисуй-ка»
Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь, учить планированию рассказа — описания по картинке.
Ход игры. Детям предлагается нарисовать весеннюю картину. Воспитатель просит кого-либо из детей составить рассказ по своей картине. Дети вместе с воспитателем обсуждают детали рисунка: о чём надо рассказать сначала, о чём — потом. Затем составляется рассказ.
Текст для пересказа
ВЕСНА КРАСНА
Побежали по дорогам весёлые говорливые ручейки. Лёд на речке почернел. Надулись на деревьях пахучие почки. Уже прилетели из тёплых краёв грачи. Поставили ребята на деревьях скворечники. Спешат они из школы посмотреть, нет ли весёлых гостей — скворцов. Широко разлилась наша река. Затопила луга, залила по берегам кусты.
И. Соколов-Микитов
Вопросы:
О каком времени года рассказ?
О каких приметах весны говорится в рассказе?
Текст для пересказа
МАРТ
Март — говорит наш народ — парник, капельник. Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег — уж не тот, что был зимой, — сдаёт! Знать по цвету, что дело идёт к лету.
С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода — и капает, капает... Натекают лужи — и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть... Весна прилетела к нам на солнечных крыльях...