Просмотр содержимого документа
«"Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста" (Из опыта работы по социально - коммуникативное развитие в ДОУ )»
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, способствующему формированию личности дошкольника, его морально - волевых качеств.
Важнейшей предпосылкой игровой деятельности ребенка является сравнение и отождествление ребёнком своих действий с действиями взрослого. Так возникает сюжетно-ролевая игра - образная игра по определенному замыслу, который раскрывается через соответствующие события (сюжет).
Структурными компонентами сюжетно-ролевой игры являются роль, сюжет, содержание, правила, игровые действия, ролевые и реальные отношения, игровые предметы и предметы-заменители. Центральным компонентом игры является роль - способ поведения людей в различных ситуациях, которые соответствуют принятым в обществе нормам. Роль объединяет все стороны игры: в ее реализации находят свое отражение сюжет (сфера социальной действительности) и содержание (основной момент деятельности взрослых и отношений между ними, которые отображаются в играх). Ребенок может взять на себя выполнение определенной роли, если отраженная в сюжете игры сфера действительности уже знакома ему.
В игре ребенок принимает позицию другого человека (часто - многих людей) и в пределах одного сюжета видит ситуацию их глазами. Выполняя, например, роль мамы, потом - дочери, ребенок понимает важность материнской заботы и послушания детей. Благодаря этому перед ребенком открываются правила поведения и их значение для установления и поддержания позитивных отношений с другими людьми, происходит осознание необходимости соблюдение правил, т.е. формируется сознательное выполнение их.
Дети разных возрастных групп во время игры вкладывают в сюжет разное содержание. Ведущим содержанием сюжетно-ролевой игры старших дошкольников является соблюдение правил в соответствии с их игровыми ролями. Эти роли они выполняют с помощью различных игровых действий. На основе сокращения и обобщения игровых действий происходит переход к умственным действиям.
В сюжетно-ролевой игре между детьми складываются ролевые и реальные отношения. Ролевые отношения предопределяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, регулирующих ход игры. Во время игры дети используют различные предметы: игрушки, уменьшенные копии реальных предметов, которыми пользуются взрослые (ложечки, лопатки, совочки и др.), предметы-заменители. Замещение, как правило, возникает в проблемной игровой ситуации. Полное замещение возникает лишь при условии, что ребенок называет предмет-заменитель в соответствии с его новой функцией, то есть сознательно наделяет его новым значением. Основным условием при этом является выполнения предметом-заменителем той самой функции, которая реализовывалась благодаря использованию основного предмета.
В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебно-познавательной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.
Таким образом, игра в дошкольном детстве, в частности сюжетно- ролевая игра, способствует становлению произвольной памяти, развитию внимания и мышления ребенка, создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.