Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития ритмических навыков у детей дошкольного возраста
Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития ритмических навыков у детей дошкольного возраста
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития ритмических навыков у детей дошкольного возраста»
Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития ритмических навыков у детей дошкольного возраста
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Н.А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.
Развитию ритмических навыков необходимы сдедующие направления:
Музыкальные занятия – основная форма учебного процесса, где в полной мере развиваются музыкальные способности ребёнка. Занятия строятся с учётом поставленных задач, при этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных методов и приёмов, помогающим детям понять основы музыкальной грамоты. В целях наиболее полной реализации задач использовать следующие методы:
• Наглядно – зрительный
• Наглядно – слуховой
• Практический метод
• Метод интегрированного подхода
Ребенок нуждается в непрестанной деятельности и утомляется не длительностью занятий, а ее однообразием и односторонностью. Поэтому занятия вариативны в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей. Это - музыкально-тематические, доминантные, сюжетно-игровые занятия. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять её более успешно. Для целенаправленной работы по развитию ритмических навыков необходимо:
1) Проведение музыкально-дидактических игр и упражнений в ходе непосредственной образовательной деятельности детей по музыкальному воспитанию.
2) Проведение музыкально-дидактических игр в режимных моментах.
3) Организация индивидуальной работы с детьми.
Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Первые музыкальные впечатления стараюсь ребята получают в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда (погремушки, ложки, кубики). Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.
Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, барабане, колокольчике. В этом возрасте начинается знакомство детей с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента. Можно использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан), а также дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов. (см. Приложение 1).
В средней группе начинается обучение детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры. Для исполнения на металлофоне вначале берём несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить. При разучивании мелодии использую приём чередования игры воспитателя с детским исполнением: запев играет педагог, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с педагогом (на двух металлофонах). Занятия по обучению игре на металлофоне проводятся с детьми индивидуально.
Другое важное условие при выборе произведений – строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки.
Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).
Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.
Для игры на ДМИ используются следующие приёмы звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже. Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяем моделирование их с помощью больших и маленьких кружочков или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, выкладываем его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей: четверти обозначаются слогом «та», а более короткие восьмые – слогом «ти». Широко применяю прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах. После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры. Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.
В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. Усложнение заданий в процессе работы над освоением ритмического рисунка простейших попевок может, осуществляется в следующей последовательности:
- приятие детьми попевки в исполнении педагога;
- выразительное произнесение текста попевки ребёнком;
- ритмизация текста с акцентами на сильные доли;
- пропевание попевки с одновременным прохлопыванием её ритма;
- выбор музыкального инструмента ребёнком и воспроизведение попевки на инструменте;
- ансамблевое музицирование с педагогом (педагог исполняет всю фактуру музыкального произведения, ребёнок с помощью ударных инструментов выделяет сильные и слабые доли или весь ритмический рисунок попевки и т.д.).
В качестве репертуара для первоначальных упражнений на освоение ритмических рисунков могут использоваться русские народные попевки («Зайка», «Эхо», «Колыбельная» и др.) Первоначальный этап развития чувства метроритма в игре на музыкальных инструментах основывается на репертуаре с простым ритмическим рисунком, включающим четверти и восьмые.
По мере обогащения музыкального опыта ребёнка, включаем в упражнения и более сложные ритмические рисунки (группы шестнадцатых, простейший пунктирный ритм). Подбираем произведения с чётко выраженными музыкальными фразами.
Обучая игре на музыкальных инструментах, учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.
Дети подготовительной группы овладевают навыками игры на нескольких музыкальных инструментах – металлофонах, треугольниках, барабанах, бубнах, трещотках, ложках, колокольчиках, на шумовых инструментах и т.д. Они знают названия духовых, ударных, струнных и клавишных инструментов, характер их звучания, правила пользования, узнают по звучанию инструмент, и мелодии знакомых песен.
Развивающая среда также обеспечивает музыкально - эстетическое развитие детей. Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры включать во все музыкальные занятия, а по мере усвоения переносить их в свободное от занятий время, используя игры на праздниках и развлечениях.
Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, но и совершенствовать музыкальный слух. Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Игра на музыкальных инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников. Как говорил Л.Н.Толстой «музыка – высшее в мире искусство» и я, как музыкальный педагог, призвана помочь детям войти в мир Музыки, понять её законы, приобщиться к её таинствам. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично все музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.