kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста нацелено на повышения уровня их экономической грамотности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста»

ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


ФИО, место работы, должность


Современные дошкольные образовательные учреждения в качестве основного средства экономического воспитания детей используют игры. Экономическое воспитание подрастающего поколения на сегодняшний день является достаточно актуальным. Современные дети и подростки выступают полноправными участниками социальных и экономических процессов, происходящих в общественной жизни, и именно поэтому организация экономического воспитания важна уже на дошкольном возрастном этапе жизни ребенка.

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста нацелено на повышение уровня их экономической грамотности, выработку особого стиля мышления, дабы отвечать современным реалиям. В последующем это становится базой для дальнейшего воспитания.

Особенности экономического воспитания дошкольников рассмотрены в работах А. Д. Шатовой. Своими исследованиями она доказала, что дошкольники имеют возможность усваивать некоторые базовые экономические понятия и соотносить их с процессами, происходящими в жизни [6].

В связи с вышесказанным, экономическое воспитание дошкольников – важный элемент педагогической системы. Это – особый процесс, направленный на формирование у детей таких личностных качеств, благодаря которым они учатся усваивать ценностно-ориентированные основы экономической жизни общества [4].

В дошкольном возрасте данный вид педагогического воздействия достаточно благоприятен. Основным средством достижения цели в этом процессе предстает игровая деятельность, так как основной вид деятельности дошкольников, как известно, – это игра.

Наиболее действенны и эффективны сюжетно-ролевые игры с дошкольниками, в процессе которых ребенок имитирует деятельность взрослых, и, играя, усваивает различные понятия.

На успешность игры влияет грамотная ее организация (руководство). Благодаря педагогическому руководству при организации сюжетно-ролевой игры с дошкольниками, особыми методами и приемами расширяется тематика самой игры, обогащается ее содержание, а участники игры (дети) овладевают ролевым поведением [4].

Педагогическое руководство игрой – это система, которая включает в себя знакомство детей с окружающим миром в процессе игровой деятельности, благодаря чему обогащается игровой опыт ребенка. Руководитель-педагог осуществляет организацию развивающей предметно-пространственной среды в игровых условиях.

Сюжетно-ролевая игра будет эффективной при определенных условиях. Отметим основные из этих условий:

- должен применяться комплексный подход к организации игры, при этом игра должна иметь экономически целесообразное содержание и элементы нравственно-трудового воспитания;

- следует тщательно прорабатывать предметно-пространственную среду;

- дошкольная образовательная организация должна целенаправленно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Сюжетно-ролевые игры, направленные на экономическое воспитание дошкольников, могут быть на различную тематику: операции купли – продажи, производство и сбыт готовой продукции и пр.

Игры на данную тематику позволяют решить следующие задачи:

- у дошкольников закрепляются понятия о труде, деньгах, товаре;

- дошкольники учатся применять знания в конкретных смоделированных ситуациях;

- у детей формируется навык бережного отношения к собственности, к труду и трудящимся.

Игра как средство экономического воспитания дошкольников позволяет:

- сформулировать содержание экономического воспитания дошкольников;

- обеспечить взаимосвязь экономического, трудового и нравственного воспитания;

- обустроить экономическое игровое пространство с наличием в ней активизирующего игрового материала, позволяющего организовать самостоятельную сюжетно-ролевую игру с экономической тематикой;

- установить взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения касательно вопросов экономического воспитания дошкольников.

Данные игры можно сгруппировать по темам – труд («Стройка», «Аптека», «Парикмахерская», «Кулинария» и пр.), деньги («Банк», «Ярмарка», «Пункт обмена валюты» и пр.), товары («Супермаркет», «Кафе», «Туристическое агентство» и пр.), экономия («Экономная семья», «Полезные покупки» и пр.).

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников с экономической тематикой реализуются в несколько этапов:

  1. Обучающий этап, когда воспитатель прямо руководит игрой;

  2. Закрепляющий этап, когда воспитатель использует косвенные приемы руководства игрой, то есть играет второстепенную роль;

  3. Творческое развертывание, когда воспитатель наблюдает за игрой, не вмешиваясь в нее без необходимости.

Прежде чем начинать игру, следует побеседовать с детьми по ее тематике, моделировать проблемные ситуации, проводить дидактические игры с экономическим содержанием, организовывать продуктивную деятельность.

Важное условие – организация предметно-пространственной среды с развивающей направленностью – своеобразная активная экономическая зона. Сюда входит игровое оборудование с экономической тематикой (игрушечные кассы, банкоматы, машинки для пересчета купюр), муляжи товаров, деньги, банковские карты, бланки, квитанции, атрибутика различных профессий и пр.

Таким образом, играя в игры с экономической тематикой, дошкольники получают минимум базовых экономических знаний и у них формируются простейшие экономические умения и навыки, а также воспитываются экономически значимые качества – трудолюбие и бережливость.

Список литературы:

  1. Галкина, Л. Н. Развитие экономических способностей у детей старшего школьного возраста / Л. Н. Галкина // Одаренный ребенок. – 2010. – №4. – С. 42.

  2. Гумерова, Л. С. Предметно-пространственная среда ДОУ как условие экономического воспитания дошкольников / Л. С. Гумерова // В мире научных открытий. – 2012. – №2. – С. 12.

  3. Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / Л. Г. Киреева. – Волгоград : Учитель, 2008. – С. 14-18.

  4. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова. – Москва : Академия, 2000. – 176 с.

  5. Макеенок, В. П. Экономическое воспитание дошкольниокв в условиях образовательного пространства ДОУ / В. П. Макеенок // Педагогические науки. – 2011. – №3. – С. 43.

  6. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольниокв / А. Д. Шатова. – Москва : Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игра как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Харченко Ольга Викторовна

Дата: 17.08.2022

Номер свидетельства: 611829

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Семинар-практикум на тему: "Народные подвижные игры, как средство здоровьясбережения и всестороннего развития детей " "
    ["seo_title"] => string(131) "sieminar-praktikum-na-tiemu-narodnyie-podvizhnyie-ighry-kak-sriedstvo-zdorov-iasbieriezhieniia-i-vsiestoronniegho-razvitiia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "213732"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432131354"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Художественно – эстетическое развитие как средство развития речи детей."
    ["seo_title"] => string(83) "khudozhiestvienno-estietichieskoie-razvitiie-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "293850"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455555421"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Этическая беседа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(99) "etichieskaia-biesieda-kak-sriedstvo-vospitaniia-ghumannykh-chuvstv-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "227964"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441032041"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "План по самообразованию педагога. Тема: Формирование представлений о животном мире у детей младшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_po_samoobrazovaniiu_pedagoga_tema_formirovanie_predstavlenii_o_zhivotnom_mi"
    ["file_id"] => string(6) "506869"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1555051038"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Образовательная программа "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(44) "obrazovatiel-naia-proghramma-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "262590"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449391392"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства