Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности. | Ребята, мы с вами выяснили, что все люди дышат: вдыхают и выдыхают воздух. Я знаю песенку: У всех людей, у всех зверей Имеются носы. Носы важны, носы нужны Не только для красы! И ни чихнуть, и ни вздохнуть Без носа нам нельзя... Посмотрите друг на друга и сравните носы. Одинаковы ли у всех носы? Чем-то они похожи, но в то же время у каждого человека свой неповторимый нос. И каждый нос по-своему хорош. А для чего в носу дырочки? Давайте посмотрим, как устроен наш собственный нос. Рассмотрите свои носы в зеркале. Втяните воздух носом. Он проходит через дырочки внутрь нас и по пути согревается (поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом). Нос не только согревает, но и очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосках, имеющихся в носу. Нос - начало пути воздуха, который проникает в наш организм. Во время насморка из носа вытекает жидкость - слизь, вымывающая микробы. Так нос борется с простудой. После носа воздух попадает в трахею и бронхи - особые трубочки, а потом в легкие - главный орган дыхания. Легкие похожи на два воздушных шара, которые надуваются при вдохе и сдуваются при выдохе. Вдохните глубоко. Что происходит? Внутри как бы надуваются шарики, грудь поднимается - в ней много воздуха. Теперь выдохните – воздух выходит, и наши легкие как бы «сдуваются». Нашему организму нужен весь воздух, но наиболее важна его составная часть - кислород. Человек вдыхает воздух, его легкие всасывают кислород и выдыхают воздух обратно. Воздух легкий, невидимый. Он состоит из нескольких газов. Кислород - один из них. Именно он нужен для дыхания живым существам. А выдыхают люди и звери другой газ - углекислый. Дидактическая игра «Твердые, жидкие, газообразные человечки» (для усвоения детьми, чем отличаются газ, жидкость, твердое вещество). Откуда берется кислород в воздухе? Поставить цветок. Кислород вырабатывается на специальной «фабрике» - в зеленых листьях растений. В отличие от нас, они «вдыхают» углекислый газ, а выделяют кислород. Поэтому и нам, людям, и животным очень хорошо жить рядом с растениями. Растения есть не только на суше, но и в воде, там они тоже выделяют кислород, необходимый водным животным. Как вы думаете, почему нужно беречь леса и океаны? Физкультминутка Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают – В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре – Полетели, закружили... (Имитация движений.) |
Самостоятель ная работа детей по апробации способов деятельности. | Опыт. В 3-литровые банки насыпать немного песка, закрыть полиэтиленовой крышкой, повернуть набок. Проделать в крышке отверстие и вставить шланг. Соединить его с резиновой грушей. Рассмотреть с детьми рисунки или фотографии верблюда и сайгака, обратив внимание на форму носа (вспомнить, где они живут). Воспитатель: Предположим, что перед нами - песчаная пустыня. Налетает ветер (резко сжать грушу, чтобы песок поднимался). Вот такие песчаные бури часто бывают в пустынях, а также полупустынях, где живут эти животные. Только настоящие бури гораздо сильнее, чем у нас в банке. Дети, попытайтесь сами ответить: почему у верблюда и сайгака такие необычные носы? Даже наш, небольшой, по сравнению с верблюжьим, нос не пропускает пыль. Представьте теперь, как помогает животным нос в местах, где так много песчинок, - он их совсем не пропускает в легкие. |