Игры как средство ознакомления с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием
Игры как средство ознакомления с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием
Важная задача педагога - помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его желание и потребности в получении определенных трудовых умений. Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействие с игрой, позволяющее успешно сочетать игру с формированием навыков и представлений, личным развитием ребенка.
Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.2.Содержание работы по ознакомлению с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием.
1.3. Игра как одно из средств ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
9
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………
20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………........
23
Важная задача педагога - помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его желание и потребности в получении определенных трудовых умений. Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействие с игрой, позволяющее успешно сочетать игру с формированием навыков и представлений, личным развитием ребенка.
Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе.
ГЛАВА 1. Теоретические основы ознакомления с трудом взрослых
детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием
1.1.Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К. Д. Ушинский считал привитие детям уважения и люблю к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного о и любовного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу; уважать детский труд - замечать, ценить и одобрять умственные и физические усилия ребёнка. Зажечь же в ребёнке жажду серьёзного труда невозможно без приучения воспитанника к труду, без формирования привычки к труду.
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования установили 5 образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») [4, с. 360].
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направленно на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
Развитие трудовой деятельности.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Формирование привычных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. В старшем дошкольном возрасте трудовая деятельность приобретает самостоятельное значение.
Трудовая деятельность детей постоянно меняется. Становление каждого из ее составных компонентов имеет свои особенности.
Формирование трудовых навыков
Трудовые навыки формируются постепенно: от показа до самостоятельного выполнения действия. Важно переключать внимание детей с результатов на способ действия, развивать самоконтроль, учить сравнивать и различать особенности действий.
Постановка цели
Способность детей самостоятельно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат: работа в цветнике и но огороде, изготовление поделок из природного и бросового материала.
Условия развития умения ставить цель в труде - его доступность пониманию ребенка, наглядное представление предполагаемого результата, посильность и близость его достижения.
Планирование детьми трудовой деятельности имеет особенности: ребенок планирует лишь процесс выполнения работы, не включая организацию. Словесное планирование отстает от практического, поэтому обучая детей планированию работы, воспитатель должен обращать внимание:
на планирование ее организации;
обучение детей четкости словесного планирования;
планирование контроля и оценки работы;
Отношение ребенка к результату своего труда, оценка своей деятельности меняются. В старшем дошкольном возрасте дети уже не интересуются, зачем нужна та или иная работа, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается ее категоричность и не мотивированность, хотя ребенку легче оценивать работу сверстников, чем свою.
Как подчеркивается в Федеральных государственных образовательных стандартах, основная цель системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду, формирование к нему позитивного отношения [7, с. 22-23].
На протяжении всего дошкольного детства у детей формируется нравственно-волевые качества личности, характеризующие отношения:
к вещам, инструментам и материалам (бережливость);
к труду взрослых и его результатам (интерес к работе взрослых, уважение и умение беречь результаты труда взрослых, стремление им помочь).
Задачи формирования нравственно-волевых качеств и развития трудовой деятельности тесно взаимосвязаны и в воспитательном процессе неразделимы. Таким образом, педагогическое руководство должно быть направлено на развитие трудовой деятельности детей и воспитание в труде [8, с. 5-8].
В.А. Сухомлинский писал, что детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения посильного для детей, для ребёнка остаётся недоступной и радость труда. Согласно В.А. Сухомлинскому, труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека [2, с. 3].
Психологи указывают, что на протяжении дошкольного возраста развиваются начальные формы трудовой деятельности. Это развитие происходит в двух направлениях. Во-первых, в направлении формировании предпосылок к трудовой деятельности, которые возникают и получают свое дальнейшее развитие в разных видах детской деятельности; в них формируются произвольность поведения, целенаправленность действий, элементы планирования и происходит овладение навыками. Во-вторых, в направлении становления собственно трудовой деятельности, в формировании общественных мотивов деятельности. деятельности, они находятся в стадии развития [3, с. 4].
1.2. Содержание работы по ознакомлению с трудом взрослых
детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием
Большое место в трудовом воспитании должно отводиться ознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем. Все это возможно лишь при условии, если воспитатели начнут детей видеть направленность трудовых действий на достижение результата, общую пользу.
Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Игра для детей — путь познания и, наконец, это приобщение к жизни, начало профориентации. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети могли бы использовать примеры труда взрослых. Для этого необходимо:
показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения;
организация образовательной деятельности взрослых и детей.
Первый путь практикуется в детских садах, но, поскольку значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, нужно показывать труд взрослых на примере работников детского сада.
Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада.
Воспитатель при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуется наглядными методами, умело сочетая их со словесными. [2, с. 25-26]
Так воспитатель может предлагать понаблюдать за трудом кастелянши, завхоза, который расскажет о своей работе, покажет хранения инвентаря. Так же в старшей группе воспитатель может организовать наблюдения за работой сантехника, электрика, маляра, стекольщика, столяра, рабочего по ремонту мебели, поговорить с ними об их работе.
В старшем дошкольном возрасте организуются экскурсии в школу, а также встречи с учителем. Во время экскурсии в ателье, дети наблюдают за трудом приемщицы, закройщика, швеи. Ведут разговоры с работниками ателье об их работе.
Педагога рассказывает детям о таких профессиях как: хлебороб, садовод, пчеловод, животновод, комбайнер, механизатор. Организует рассматривание иллюстраций книг, картин с изображением работающих людей. Вместе с детьми собирают иллюстраций с изображением людей разных профессий. Читают произведения художественной литературы, в которых отображена тема труда. Показывают диафильмы, слайды на тему «Труд людей» и проводят дидактические игры такие как: «Назови профессию» (добавить). Проводят беседы о труде взрослых, встречаться с тружениками села и города, составляют творческие рассказы на тему: «Золотое поле», «Мой папа шофер», и т.д. [7, с. 72].
1.3. Игра как одно из средств ознакомления
детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых
Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов воспитания и обучения детей. С развитием дидактики, дошкольной педагогики совершенствовались теория практика использования дидактических игр. Многочисленными исследованиями внесен большой вклад в разработку различных вопросов теории дидактических игр: о месте их в педагогическом процессе, в систематизации знаний об окружающих предметах и общественной жизни, влияние на развитие сенсорных, умственных способностей детей.
Но чтобы успешно проводить воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и др., так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры воспитатель отмечает, что одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, а другой при меньших знаниях сообразителен, отличается быстротой и гибкостью мышления.
С помощью игры выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Здесь большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения [3, с. 4-5].
Дидактические игры так же используются в целях трудового воспитания. Однако и здесь содержание дидактических игр должно обеспечивать формирование у детей уважения к трудящемуся человеку, интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.
Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении наглядного материала для дидактических игр. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так, наряду с готовыми играми можно изготовить вместе с детьми полезные для работы материалы. Это хорошее средство воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда [2, с. 11-12].
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к дидактической игре входит:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
определение количества играющих;
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
подготовка к игре самого воспитателя: изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
подготовка к игре детей: обогащение их знаний, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использоваться в игре;
объяснение хода игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие;
определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщикам ил арбитра;
подведение итогов игры. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Анализ проведенной работы направлен на выявление приемов ее подготовки: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе [4, с. 25-26].
Выводы по первой главе
На основании изученной психолого-педагогической, методической литературы и обобщения опыта работы по проблеме ознакомления с трудом взрослых детей 5 – 6 лет мы сделали следующие выводы:
●вопросами разработки методики обучения дошкольников по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых занимались педагоги и психологи А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Т, А, Маркова, В. Г. Нечаева, Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Л.Ф. Островская, Р. С. Буре, Г. Н. Годная, А. Д. Шатова, В. И. Логинова, М. В. Крулехт.
● дидактические игры оказывают большое влияние на всестороннее развитие личности ребёнка-дошкольника;
● рассматривая проблему ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, мы будем опираться на исследования Л.В. Куцакова в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом (см.гл.1, параграф 1.3)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив психолого – педагогические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых через игру и проведя практическую работу, мы пришли к заключению, что игра имеет важное значение в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
Большое место в трудовом воспитании должно отводиться ознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем. Все это возможно лишь при условии, если воспитатели научат детей видеть направленность трудовых действий на достижение результата, общую пользу.
Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Игра для детей — путь познания и, наконец, это приобщение к жизни, начало профориентации. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети могли бы использовать примеры труда взрослых. Для этого необходимо:
показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения;
организация образовательной деятельности взрослых и детей;
Организация игровой деятельности детей.
Воспитатель при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуется наглядными методами, умело сочетая их со словесными.
Дидактическая игра является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В.Алешина. - М.: «Педагогическое Общество России», 2000.- 128с.
2. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников/. – М.: Просвещение, 2011.-61с.
3.Бондаренко, Т.М., Приобщение дошкольников к труду/.-Воронеж.: Метода,2012-204с.
4. Бондаренко, Т.М. Дидактические игры в детском саду/.-М.: Метода,2011-166с.
5. Веракса, Н.Е.т От рождения до школы/ М.А. Васильева, Т.С. Комарова. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014-360с.
6. Вершинина, Н. Б. Комплексная диагностика уровня освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. Н. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Коморовой. – Волгоград: Учитель, 2011. – 27с.
7. Виноградова, А. М., Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду/ Г. Н. Година. - М.: Просвещение, 2010.-187с.
8.Козлова, С. А. Дошкольная педагогика/ Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2010. – 410 с.
9. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004 – 123 с.
10.Крухлет, М. В. Дошкольник и рукотворный мир /.-Санкт - Петербург.: Детство- пресс, 2011. – 152 с.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}