Просмотр содержимого документа
«"Гармоничное развитие ребенка через сказку"»
Консультация для воспитателей:
«Гармоничное развитие ребенка через сказку»
Через сказку ребенок учится замечать прекрасное, понимать добро и зло, учится быть общительным, доброжелательным, учится быть Человеком. Где бы ребенок ни был, а сказка всегда рядом. Почему живут и не умирают народные сказки? Бессмертие их-в бессмертии самого народа, его преемственности поколений, мудрости, потребности в остроумном слове, шутках, юморе и сатире. Сказки были и остаются волшебными проводниками доброты и милосердия, без которых нация перестает быть нацией. А еще сказки несут важные для людей.
Обычно, работа над сказкой начинается с ознакомления детей с содержанием сказки, беседы о том, что находится на поверхности. Это первый аналитический этап в работе со сказкой. Технология очень проста: нужно предложить малышу ответить на вопрос: кто? что? где? как? Сказка-это «многослойный пирог». Каждый слой имеет свой смысл, свое время, поэтому не все сказочные уроки понятны детям, возникает потребность во втором этапе работы со сказкой.
Второй этап-оперативный. Именно на этом этапе целесообразно использовать современную образовательную воспитательную технологию ТРИЗ-теория решения изобретательских задач. Авторы этой теории Г. Альтшуллер и его коллеги взяли за основу наследие удивительного сказочника Д. Родари. Согласно этой теории дети должны научиться по — своему не только воспринимать содержание сказок, но и творчески изменять ход событий. На этом этапе даются ответы на вопросы «хорошо — плохо», то есть раскрывается «тайна двойного». «Тайна двойного» — это наличие противоречий в объекте, когда в нем есть что — то хорошее, что — то-плохое, что-то-полезное, а что-то-вредное, что-то мешающее, а что-то нужное. Например: Баба — Яга — злая, недобрая, обманывает сказочных героев, не умеет себя вести-это плохо. Но Баба — Яга-храбрая, сама множество лет живет в лесу и никого не боится; ловкая — имеет костяную ногу, а так ловко летает на своей метле; находчивая — всегда придумывает способ, как достичь своей цели.
Подвижные игры по мотивам сказок.
В системе воспитания детей дошкольного возраста трудно переоценить подвижные игры, то есть ту роль, которую они играют в физическом, умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Поэтому во время работы с детьми следует широко использовать подвижные игры по мотивам сказок.
К нестандартным видам работы со сказкой относятся и проведение различных викторин, игр типа «Что? Где? Когда?», «Страна кроссвордов». Очень интересным видом работы является «Пересказывание сказок». Воспитатель, читая произведение, заменяет одни слова на другие, желательно подобными по-звучанию, дети должны все время внимательно слушать, чтобы заметить такие изменения. Такой прием оправдывает себя, если сказки уже несколько надоели. Нахождение ошибок в рассказе взрослого создает позитивный эмоциональный настрой.
Итак, сказка содержит значительный запас творческого потенциала для работы с дошкольниками, необходимо лишь хорошо продумать формы и методы работы с ней, изучить ее содержание, определить программные задачи, которые соответствуют определенной возрастной группе.
Из всего сказанного можно сделать вывод: сказка обучает детей общечеловеческим ценностям. Именно в сказке дети узнают основные категории морали: добро и зло, правда и ложь, счастье и беда, которые каждый человек должен понять с первых шагов жизни. В сказках всегда ценится человек не за социальное или материальное положение, а за нрав, красоту, характер, за то, что он приносит людям своим существованием.
Использование основных развивающих заданий сказки позволяет ребенку справиться с очень сложными проблемами; развивает умение ребенка видеть окружающий мир во взаимосвязи нравственных и этических норм общества; формирует умение найти в каждой отдельной ситуации резерв — то есть развиваться.