Просмотр содержимого документа
«Формы работы с родителями»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Василек» г.Янаул муниципального района
Янаульский район Республики Башкортостан
Выступление на районном методическом объединении руководителей ДОО
на тему:
«Формы просвещения родителей (законных представителей) в ДОО»
Подготовила: старший воспитатель
МАДОУ ДС № 6 «Василек»
Вайтиева А.В.
ФОРМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Второй раздел Программы просвещения родителей посвящен характеристике процесса просветительской работы с родителями, ее содержания, форм и методов. В нем предлагается описание способов изучения особенностей семейного воспитания, уровня педагогической культуры родителей, выявления и анализа запросов родителей. Также в разделе содержится классификация и описание основных форм просвещения родителей, рассматриваются вопросы применения цифровых инструментов для повышения эффективности просвещения родителей.
ДОО имеют право выбора содержания, тематики, форм просвещения родителей с учетом образовательных запросов родителей, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов, решаемых организацией образовательных задач, возможностей педагогического коллектива.
Подбор тех или иных форм родительского просвещения и активизации родителей зависит от конкретной цели, а также определяется содержанием программы просвещения.
Просвещение родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов может осуществляться в разнообразных формах:
ПЕРВАЯ ГРУППА ФОРМ - Направлена на информирование родителей по вопросам развития, оздоровления, воспитания и обучения детей.
К этим формам относят: родительские собрания, лектории, индивидуальное и групповое консультирование, родительские конференции, устный педагогический журнал, беседы, дни открытых дверей, «круглые столы», библиотеки педагогической литературы для родителей, фотовыставки, информационные стенды и папки, выпуск мини-газет.
Родительские собрания Наиболее распространенная форма педагогического просвещения. Родительские собрания помогают информировать родителей о тех или иных вопросах воспитания или организационных вопросах. Для того чтобы собрания не становились формальными, их следует организовывать с вовлечением родителей в обсуждение вопросов, применяя разнообразные методы активизации родителей, проводить в нетрадиционных формах, способных заинтересовать родителей воспитанников.
Лекция-презентация Иллюстрирование лекции слайдами позволяет наглядно передать как содержание нового материала, так и закрепить уже имеющиеся знания. Тематика лекции должна быть актуальной для родителей. Читать ее следует простым доступным языком с большим количеством примеров, избегая наукообразного изложения и сложных терминов. Лучше изучить текст лекции заранее и не читать с листа, а свободно излагать, находясь в диалоге с родителями.
Индивидуальное и групповое консультирование Помогает давать родителям адресную информацию, касающуюся того или иного аспекта развития и воспитания детей. Педагог может также оказать конкретную помощь в разрешении трудностей воспитания, необходимую именно этой семье. С другой стороны, родителям бывает проще обсудить возникающие у них проблемы наедине с педагогом.
Родительские конференции Форма, которая позволяет привлечь родителей к распространению позитивного педагогического опыта. На конференции несколько семей представляют свой опыт воспитания детей по тому или иному направлению. Педагог помогает родителям подготовиться к выступлению, представить материал в интересной привлекательной форме.
Устный педагогический журнал Состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Каждая страница журнала – это устное сообщение, проиллюстрированное дидактическими пособиями, прослушиванием аудиозаписей, выставками рисунков, поделок, книг. Темы устных журналов отвечают актуальным потребностям родителей в информации. Эта форма помогает быстро раскрыть родителям основу значимых для них тем и вопросов. Устный журнал могут проводить педагоги группы или можно пригласить разных специалистов (врачей, учителей начальной школы, психологов и других специалистов). Журнал может быть тематическим, то есть полностью посвященном одной теме или охватывать несколько актуальных тем развития и образования детей.
Беседы с родителями Распространенная и широко практикующаяся форма просвещения родителей. В отличие от консультаций, беседы более неформальны, предполагают активный диалог сторон и поиск эффективных решений по тем или иным проблемам образования детей.
Дни открытых дверей Позволяют родителям воспитанников погрузиться в жизнь ДОО, получить информацию от педагогов и специалистов, работающих с детьми, пронаблюдать образовательный процесс. Возможна организация «ознакомительных» дней для семей, проживающих в близлежащем микрорайоне. С помощью рассылки приглашаются молодые семьи, чьи дети еще не посещают ДОО, и семьи, ожидающие рождения ребенка. Для родителей организуются экскурсии по ДОО, встречи со специалистами, работающими в организации, демонстрируются видео- и фотоматериалы, касающиеся жизни детей.
«Круглые столы»для родителей Направлены на обсуждение значимых вопросов воспитания и развития детей. Каждый участник круглого стола получает возможность высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Проведение круглых столов дает возможность привлечь внимание родителей к важным сторонам воспитания детей, посмотреть на них с разных точек зрения, услышать мнения разных специалистов.
Библиотеки и выставки психолого-педагогической литературы Позволяют родителям погрузиться более детально в вопросы развития и здоровья детей, ознакомиться с подборками научно-популярной литературы в области педагогики, психологии, медицины и других наук. Один из педагогов может осуществлять консультирование родителей, помогать им в подборе книг.
Фотовыставки, информационные стенды, папки, проспекты, выпуск мини-газет Направлены на информирование родителей о жизни детей в ДОО, об интересных проектах, в которых участвуют дети, ярких событиях в жизни группы или ДОО в целом. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через средства печати, организацию выставок.
В информационных проспектах кратко представлен материал, демонстрирующий специфику ДОО, его отличие от других, указано, какие специалисты работают с детьми, какие дополнительные услуги оказываются, дана информация о режиме работы. Весь текстовый материал сопровождается рисунками, фотографиями. Небольшие по объему красочные «визитки» помогают сформировать у родителей первоначальные представления о ДОО, продемонстрировать заинтересованность коллектива в развитии и воспитании детей, стремление к сотрудничеству с родителями.
Мини-газеты имеют разный объем, тираж, отличаются стилем подачи информации, тематикой. Обычно это газета небольшого формата, которая содержит в себе объявления из жизни ДОО (благодарности родителям за помощь, анонсы конкурсов, консультаций и другие), а также информацию по проблемам дошкольной педагогики и психологии. Можно предлагать вниманию родителей мини-газеты, которые содержат значительно больший объем информации за счет рубрик «Из семейного опыта», «Творчество наших детей», «Советы педагогов и психологов» и так далее.
ВТОРАЯ ГРУППА ФОРМ - Направлена на формирование у родителей практического опыта педагогических действий.
Данная группа включает мастер-классы и мастерские, практикумы, тренинги, ролевые игры.
Мастер-класс Направлен на расширение сферы совместной деятельности педагога и родителей в области педагогического просвещения семьи, вовлечение во взаимодействие всех участников образовательного процесса. Педагог в данном случае выступает в роли эксперта. Целью мастер-класса является передача педагогического опыта.
В основу практикумов, как правило, заложен метод моделирования педагогических ситуаций, что предполагает активное обсуждение видимых и скрытых проблем в поведении детей, а также практическую проработку какого-нибудь умения, связанного с решением той или иной образовательной задачи.
Элементы тренингов и тренинги Форма тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма. Педагог может включить элементы тренингов в практикумы для родителей. Тренинг проводится психологом.
Ролевые игры Это эффективная форма, помогающая родителям погрузиться в мир детства и изменить точку зрения, посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности. Родителям дается возможность побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых. Ролевые игры лучше проводить педагогу и психологу вместе.
ТРЕТЬЯ ГРУППА ФОРМ Позволяет вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
К этой группе относятся заседания управляющих советов, родительские клубы, проектная деятельность, совместные праздники и досуги, игры-приключения.
Управляющий совет – это представительный коллегиальный орган стратегического управления, состоящий из всех участников образовательных отношений (родители, педагоги), кооптированных и назначенных членов и имеющий управленческие (легитимные) полномочия по решению ключевых вопросов развития и функционирования дошкольной образовательной организации.
Организация работы клубов для родителей является достаточно сложным, но вместе с тем эффективным мероприятием. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети. Происходит постепенное сближение родителей и детей, устанавливается взаимопонимание между ними. Выбор темы заседания клуба обуславливается интересами и запросами родителей. Педагоги могут не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но пригласить различных специалистов.
Проектная деятельность Позволяет родителям вместе с детьми стать субъектами образовательного процесса и глубоко погрузиться в изучение той или иной темы. Проектная деятельность в дошкольном возрасте возможна только при включенности в нее родителей. Самостоятельную поисковую деятельность дети, в силу специфики возраста, не могут осуществлять. Темы для проектов могут быть предложены всеми участниками – педагогами, детьми, родителями. Педагог осуществляет координирование проектной деятельности, помогает родителям понять логику познавательной деятельности детей, направляет развитие проекта. Обычно проект завершается представлением результатов в яркой запоминающейся форме.
Совместные праздники и досуги Важно, чтобы родители на праздниках не были пассивными наблюдателями, а сами становились активными участниками, начиная с момента подготовки сценария, оформления декораций, завершая участием в отдельных частях праздника или досуга. Досуги могут быть спортивными, литературными, музыкальными, посвященными значимой дате или социально значимой деятельности (например, День земли, День пожилого человека и так далее).
Игры-приключения для родителей и детей Проводятся в удобное для родителей время. Педагог продумывает игровые задачи, задания и маршрут участников игр. Участниками выступают семейные команды – дети и родители (прародители).
В нашем современном обществе в рамках жесткого недостатка времени становятся все более востребованным краткие форматы общения и получения информации, для этого родители используют цифровые технологии, интернет и социальные сети.
Рекомендуемые формы просвещения родителей
Ведение сайта образовательной организации В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» каждая организация обязана создавать свой сайт в сети Интернет (ст. 28). Информация на сайте обеспечит открытость ДОО и сформирует доверие родителей, представителей общественности, социальных партнеров. Также посетители сайта могут задавать интересующие их вопросы на форумах сайта, вести обсуждение интересующих тем. На основе этих вопросов и обсуждений специалисты могут выявлять образовательные запросы родителей и их реализовывать.
Ведение блогов и страничек педагогов В них размещается информация о профессиональной деятельности, достижениях, рекомендации по развитию и воспитанию детей.
Электронная почта Обеспечивает пересылку письменного ответа специалиста на заданный вопрос родителю ребенка дошкольного возраста. При этом рекомендуется готовить и направлять ответ на заданный вопрос в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Сервисы по обмену мгновенными сообщениями Позволяют быстро обмениваться информацией, передавать текстовые сообщения, изображения, видео. В них можно создать родительскую группу, что является удобным средством заочного общения, передачи информации и фотографий. В данной группе семьи делятся впечатлениями, советами, предложениями, получают оперативную информацию и так далее.
Электронные книги для родителей Предоставляют возможность сочетать текстовую и наглядную информацию в удобной форме. С помощью современных ресурсов можно задать информации вид книги, которую родители смогут изучить в удобное для них время. В форму электронной книги можно перевести и презентации, в которых много текста. Это облегчит восприятие информации и позволит родителям при необходимости возвращаться к материалам. Также электронные книги можно использовать в совместной деятельности детей и родителей.
Информационные буклеты и памятки Удобны для создания различных памяток, маршрутов, информации ознакомительного характера. Наглядность, информативность, краткость делают их удобными для применения. Информационные буклеты и инфограммы могут наполняться любой значимой информацией. Их удобно использовать перед встречей с родителями, в начале или в завершении встречи. В зависимости от момента использования буклеты и инфограммы могут актуализировать родительский опыт, предлагать темы для размышления, обобщать полученную информацию.
Интерактивный плакат Современное многофункциональное наглядное средство передачи информации, имеющее интерактивную навигацию: ссылки, интерактивные кнопки перехода, области текстового и цифрового ввода. Цифровые образовательные ресурсы этого типа обеспечивают высокий уровень наглядности материала, поскольку содержат богатый мультимедийный материал: текст, изображения, аудио и видео. Кроме того, интерактивный плакат предъявляет информацию не сразу, а реагирует на действия пользователя, варьируя уровень погружения в изучаемую тему. По содержанию и форме интерактивные плакаты классифицируют на одноуровневые и многоуровневые. Можно разрабатывать и применять многоуровневые интерактивные плакаты, когда сам плакат является отправной точкой для перехода к компонентам второго уровня: отдельным документам, презентациям, изображениям, мультимедийным файлам, ссылкам и даже другим полноценным плакатам.
Тематические аудиозаписи и видеоролики на психолого-педагогическую тематику Сегодня педагоги имеют возможность задействовать в просветительской деятельности и поддержке семьи различные мессенджеры, например ВК, Сферум. Многие современные родители значительное количество времени проводят в социальных сетях. На очень удобно выкладывать различные ролики, тематические аудиозаписи, схемы, информацию, ссылки на полезные ресурсы и мероприятия. Преимуществом такого формата является его краткость и информативность.
В просветительской деятельности с применением цифровых технологий важно уделять внимание «обратной связи», учету образовательных потребностей родителей, анализу их воспитательной деятельности, вовлекать их в диалог. Общение должно быть персонифицировано, иначе просветительская деятельность будет носить формальный характер.
Предлагаемые формы взаимодействия и педагогического просвещения родителей являются примерными и могут быть творчески преобразованы педагогами.