Первые шаги проект "Экспериментирование как ведущий вид деятельности в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Первые шаги проект "Экспериментирование как ведущий вид деятельности в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Работа состоит из введения, информационной карты проекта, содержания пректа, планирования, приложения.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста наиболее трудоёмкая. Она занимает одно из важнейших мест в дошкольной педагогике. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребёнка. Наблюдая за сегодняшними воспитанниками старших дошкольных групп, знакомясь со статистикой, нужно отметить значительное снижение познавательной активности. У дошкольников недостаточно сформирована потребность в самостоятельном изучении окружающей действительности, устойчивом познавательном отношении к миру.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении принимать и применять различные методы познания, переносить принятый метод на другой материал.
Доказано, что дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий вид деятельности. Экспериментирование, на мой взгляд, ведущий вид деятельности в познании окружающего мира.
С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей мной был разработан долгосрочный проект «Экспериментирование как ведущий вид деятельности в развитии познавательной активности дошкольников», направленный на развитие поисково-познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.
Проект рассчитан на год для детей старшего дошкольного возраста. Диагностический мониторинг проводится два раза - в начале и в конце проекта. Промежуточная - по необходимости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Первые шаги проект "Экспериментирование как ведущий вид деятельности в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" »
Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 9» - «Детский сад №1»
Проект
«Экспериментирование как ведущий вид деятельности
в развитии познавательной активности дошкольников»
Составитель:
Воспитатель Максимова
Айгуль Сабирзяновна
Городской округ Первоуральск, 2014 г.
Введение
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста наиболее трудоёмкая. Она занимает одно из важнейших мест в дошкольной педагогике. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребёнка. Наблюдая за сегодняшними воспитанниками старших дошкольных групп, знакомясь со статистикой, нужно отметить значительное снижение познавательной активности. У дошкольников недостаточно сформирована потребность в самостоятельном изучении окружающей действительности, устойчивом познавательном отношении к миру.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении принимать и применять различные методы познания, переносить принятый метод на другой материал.
Доказано, что дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий вид деятельности. Экспериментирование, на мой взгляд, ведущий вид деятельности в познании окружающего мира.
С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей мной был разработан долгосрочный проект «Экспериментирование как ведущий вид деятельности в развитии познавательной активности дошкольников», направленный на развитие поисково-познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.
Проект рассчитан на год для детей старшего дошкольного возраста. Диагностический мониторинг проводится два раза - в начале и в конце проекта. Промежуточная - по необходимости.
Цель экспериментальной деятельности:
Развивать познавательную активность старших дошкольников с помощью экспериментирования для поддержки личностно-развивающего взаимодействия, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка
Задачи:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Ожидаемый результат:
После завершения проекта дошкольники смогут:
Проявлять устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
Проявлять интерес к миру природы, формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми и другими детьми);
Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми);
Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми);
Испытывать чувство успешности, удовлетворённости своими результатами;
Исследовательская работа включает в себя несколько этапов:
Аналитико-диагностическое исследование уровня познавательной активности у старших дошкольников.
Совместный выбор объекта исследования
Мотивация на исследование выбранного объекта
Подготовка предметно – развивающей среды.
Вовлечение детей в экспериментальную деятельность.
6. Подведение результатов проведённой работы, совместное обсуждение, занесение результатов в журналы исследования.
1.На первом этапе для проведения выявления аналитико-диагностического уровня познавательной активности используется наблюдение.
Наблюдение, как метод сбора научной информации позволяет систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные моменты данного исследования. При минимальном внешнем вмешательстве полученные данные подтверждаются при выявлении результатов в конце проекта. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить положительные и отрицательные моменты при проведении исследования.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников я выделила следующие критерии (по Айдашеву Г. А.):
(используется метод наблюдения)
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребёнка в деятельность);
- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, её завершённость);
- эмоционально – волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребёнка).
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей, были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, в показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа её выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю. Задают вопросы для уточнения условий её выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребёнка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности. Интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость.
Так же я использовала методику оценки интегративного качества «Любознательный, активный». Для критерия «проявление ребенком интереса к миру, природе, себе» возможны следующие показатели:
задает вопросы познавательной направленности;
с удовольствием исследует, экспериментирует;
любит слушать познавательную и художественную литературу;
умеет использовать разные источники информации;
замечает новое в окружающем (предметы, людей, события).
Для критерия «активно участвует в образовательном процессе» возможны следующие показатели:
умеет выбрать и начать деятельность без указаний взрослого;
проявляет высокую степень вовлеченности в предпочитаемые виды деятельности;
активен в общении со сверстниками и взрослыми, часто сам инициирует общение.
Ведущим методом сбора информации для оценки результативности реализации образовательной программы является включенное наблюдение, предполагающее, в том числе и беседы воспитателя с детьми. Этот вид наблюдения называется так потому, что основной исполнитель мониторинга – педагог (он же — наблюдатель) – включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.
Система мониторинга оценки сформированности у дошкольников интегративного качества «Любознательный, активный»
Возрастная группа
Сопоставительная норма
Оценочные критерии
Показатели
Методы диагностических измерений
Результаты мониторинга (уровни сформированности качества)
Старшая группа
Старший дошкольник:
- проявляет интерес к окружающему миру, задает вопросы познавательной направленности, стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире;
- проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует;
- активно участвует в образовательном процессе, быстро включается в разные виды детской деятельности
1. Проявляет выраженный интерес к миру, людям, природе, себе
- Проявляет широкий познавательный интерес к разным сторонам окружающей действительности
- С интересом наблюдает за опытами взрослого, стремится экспериментировать сам
- Любит слушать художественную и познавательную литературу, рассматривать иллюстрации
- Чутко реагирует на новое в окружающем, стремится обследовать новые предметы, задает о них вопросы взрослому
- Пытается установить связи между явлениями и объектами, высказывает предположения (гипотезы)
- Включенное наблюдение за детьми в процессе непосредственно организованной деятельности и самостоятельной деятельности
- Диагностическая ситуация «внесение нового объекта»
- Фиксация детских вопросов
- Индивидуальная беседа с детьми об экспериментировании
19–24 б. — достаточный уровень
12–18 б. — допустимый уровень
7–11 б. — критический уровень
менее 7 б. — качество отсутствует
2. Активно участвует в образовательном процессе
- Умеет выбрать себе занятие, не ожидая указаний взрослого
- Проявляет высокую степень вовлеченности в предпочитаемые виды деятельности
- Активно участвует в организованных формах образовательного процесса, предлагает свои варианты решения задач.
На втором этапе, учитывая интересы детей, их потребности на групповом сборе с помощью модели «Трёх вопросов» (программа «Сообщество») мы выбираем объект исследования. Модель трёх вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Что надо сделать, чтоб узнать?»
Например: Модель трёх вопросов по теме «Почва – живая земля»
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что надо сделать,
чтобы узнать?
- Земля – это почва - Чем дышит под землёй - Почитать энциклопедию.
(1 реб.) крот (5 детей) (1 реб.)
- Почва чёрная - Кто ещё живёт под землёй - Спросить у родителей
реб.) (многие дети) (4 детей)
- В почве живут червяки - Как деревья пьют - посмотреть по телевизору
(многие дети) (3 реб.) (многие дети)
Объекты исследования представлены в календарно-тематическом плане (приложение № 1).
3. Для поддержания интереса детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. Я провожу «Занятия – открытия», «Занятия-удивления». После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.
Организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды стимулирует развитие познавательной активности. А именно:
Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
Проблемная ситуация;
«Чудесная коробка» с предметами
Совместное начинание
Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в опытно - экспериментальной деятельности. Где дети могут:
- закрепить ранее полученный (усвоенный) материал;
- продолжить работу по расширению представлений о предметах и явлениях;
- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).
4. На четвёртом этапе для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования». В уголке экспериментирования мной были подобраны следующие материалы и оборудование.
различные материалы (стекло, дерево, металл, железо, ткани, различные виды бумаги, магниты)
5. На этом этапе происходит планирование работы на текущий день.
На утреннем сборе воспитателем формулируются серьезные вопросы, они должны звучать по – деловому: «Кто напомнит тему нашего проекта? Какие интересные дела мы с вами решили выполнить? Что мы с вами уже успели сделать (узнать, чему научиться)? Какой у тебя сегодня план? Над каким проектом ты будешь работать сегодня? Что ты хочешь сделать? Когда у тебя появилась эта идея (этот план)? Кто помог тебе придумать этот такой замечательный проект? В каком центре ты сегодня решил поработать? Почему именно в этом центре? Что ты предполагаешь сделать сегодня? Что ты хочешь узнать? Чему ты хочешь научиться? Что тебе нужно для выполнения (создания) твоего плана? Какие материалы тебе понадобятся? Как ты считаешь, тех материалов, которые есть в центре тебе достаточно? Что нужно добавить в центр? Где это можно найти? Какие инструменты тебе понадобятся? С чего ты начнешь? Что ты оставишь на завтра? Тебе нужны помощники? Кого бы ты хотел видеть своим партнером? Какую часть работы будешь выполнять …? Как вы распределите работу? Почему ты решил работать именно с …? Для чего тебе нужен этот рисунок (поделка)? Где будешь это использовать? Хочешь ли ты включить в эту работу малышей; что они могут сделать вместе с тобой? Кто будет ответственным за выполнение этой работы? Сколько тебе нужно времени, чтобы выполнить весь план?
В ходе и в результате совместного обсуждения идей во время утреннего группового сбора дети и взрослые в доверительной обстановке вырабатывают совместный план действий на весь проект; на текущий день на перспективу, на конкретный эксперимент. Совместное планирование помогает вовлечь детей в экспериментальную деятельность.
На шестом этапе проводим итоговый сбор. Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в каком либо центре активности (искусств, науки, математики, строительства, игры, песка и воды).
Задачи итогового сбора – организовать процесс рефлексии: продемонстрировать общие итоги работы в центрах активности; обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить будущие шаги (перспективы развития проекта). И еще одна скрытая от детей задача – заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят.
Во время итогового сбора актуализируется умение воспитателя умение организовать и активизировать процесс рефлексии, поддерживать положительную самооценку детей при анализе своих достижений и перспектив, их значимость для группы.
Развивающие вопросы для итогового сбора направлены на стимулирование интеллектуальной и коммуникативной активности, на пробуждение рефлексии:
- Кто хочет рассказать о своей работе? О чем нам расскажет команда, которая работала в центре Науки (Воды и песка)? Какие трудности ты встретил? Что было самое интересное? Что тебе удалось сделать сегодня? Что бы ты изменил? Как тебе удалось включить в работу команды Диму? Почему ты использовал эти материалы? Почему ты решил начать работу с …? Как ты предполагаешь завершить ее? Как ее можно улучшить? Где ее можно разместить? Эта работа была для тебя интересна? Какой совет ты бы дал тому, кто решит повторить твой план? Планируешь ли ты продолжить работу? Общее время итогового сбора может меняться в зависимости от возрастной группы и обилия «продукции» (от 5 до 10 минут).
Работа с родителями:
Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:
- Комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.
- Родительское собрание в нетрадиционной форме (игротека-практикум «Поэкспериментируем!»)
- Консультация-презентация «Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования»,
- Беседа «Организация домашней лаборатории»,
- Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.
Связь экспериментирования с другими видами деятельности.
Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений:
наблюдение является составной частью любого эксперимента т.к. с его помощью осуществляется восприятие хода работы и его результатов.
очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время осуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
связь детского эксперимента с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента т.к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.
связь экспериментирования с формированием математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д.
Для был разработан календарно-тематический план работы с детьми на год (приложение № 1).
Приложение № 1.
Примерный календарно-тематический план
экспериментальной деятельности в старшей группе
План составлен на 1 год, по 2 занятия в месяц. Форма проведения – подгрупповые занятия.
Месяц/поисково-познавательная тема
Название эксперимента
Задачи
Сентябрь
1 неделя – «Что у нас под ногами»
Макетирование «Состав земли» (срез)
Опыт «Пузырьки»
Почва-живая земля. Знакомство с обитателями подземного царства. Показать детям, что в почве есть воздух.
3 неделя – «Песок»
Опыт «Выявление свойств песка»
Познакомить детей со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого); Развивать наблюдательность.
Октябрь
1 неделя – «Какие бывают камни»
Выявление свойств камней
Какие бывают камни? Развивать способность сравнивать твердые вещества (камни) по внешнему виду, на ощупь; знакомить со свойствами камней.
3 неделя – «Вода»
«Удивительные свойства воды» - замораживание воды, фильтров и фильтрование.
Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментов с водой. Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества, не имеет формы). Три состояния воды. Развивать наблюдательность у детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости делать выводы.
Ноябрь
1 неделя – «Воздух»
Изготовление вертушек и наблюдение за силой и направления ветра.
Как нагревается воздух.
Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это е «невидимка», а реально существующий газ.
3 неделя – «Изменение состава воздуха»
«Свеча в банке»
Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека; уточнить представление о значении растений в жизни планеты, развивать экологическое сознание.
Декабрь
1 неделя – «Звук. Распространение звука»
«Как быстрее?»
Познакомить детей с понятием «звук»; расширять представления детей о характеристиках звука: громкости, тембре, длительности; развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник. Дать детям представление о передаче звука на расстояние.
3 неделя – «Восприятие звука человеком и животными»
«Почему глупый мышонок не услышал щуку?»
Продолжать развивать познавательную активность ребенка в процессе анализа различных звуков; Познакомить детей со строением человеческого уха.
Январь
1 неделя – «Свет. Передача света»
«Разведчики»
Дать детям представление о том, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.
3 неделя – «Цвета солнечного луча»
«Разноцветные огоньки»
Дать детям представление о солнечном луче, его цветовом составе.
Февраль
1 неделя – «Магнит и его свойства»
«Волшебные магниты»
Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; Познакомить детей с понятиями «магнит», «магнетизм»; создавать представления о свойствах магнита; актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
3 неделя – «Проявление магнитных сил»
«Магнетизм в нашей жизни»
Объяснить действие магнитных сил, показать, как человек может стать сам магнитом.
Март
1 неделя – «Измерение»
Измерение времени с помощь секундомера часов песочных, водяных, солнечных.
Чем можно измерять? Развитие способности ребенка измерять окружающие предметы, пользуясь стандартными единицами и метрической системой. Уточнять представления детей о мерке как способе измерения длины, объема, веса;
3 неделя – «Измерительные приборы»
Часы. Компас. Термометр.
Измерение температуры тела детей.
познакомить детей с простейшими измерительными приборами (линейкой, сантиметровой лентой, различными видами весов, объемными мерками с делениями); научить способам использования измерительных приборов; обогащение словарного словаря; развивать представления об истории появления метрической системы мер.
Апрель
1 неделя – «Электричество»
«Почему лампочка светит?»
Дать детям понятие, что такое электричество. Объяснить принцип работы электроприбора.
3 неделя – «Электричество в природе»
«Как увидеть молнию?»
Дать детям понятие о том, что гроза это проявление электричества в природе.
Май
1 неделя – «Космос»
«Тёмный космос»
Дать детям представление о космосе, космическом пространстве.
3 неделя – «Солнце и время»
«Чем ближе, тем быстрее»
Дать детям представление о солнечной системе, о земной орбите.