Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством проектной деятельности
Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»
(Гвездослов)
Формирование у детей ответственного отношения к природе, чувства сопричастности ко всему живому – сложный и длительный процесс, который предполагает взаимодействие детей с природой, ее явлениями, разнообразием животного и растительного мира. Ведь именно такой непосредственный контакт детей с природой оказывает неизгладимое впечатление на ребенка. Роса на траве, аромат цветов, жужжание насекомых или стрекотание кузнечика – обыденность для взрослого, но не для ребенка. Каждый малыш в глубине души своей – исследователь, и те открытия живой и неживой природы, которые он совершает, постепенно формируют общую картину окружающего нас мира. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.
Программа обучения и воспитания в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим нас миром, природой и ее закономерностями. Оно начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день во время прогулок. Но для того, чтобы сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы, необходимо создать такую развивающую среду экологического направления, которая бы позволила дошкольникам самостоятельно познавать окружающий мир, выделять его закономерности и связи, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя со взрослыми.
Именно с этого и начиналась работа по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Наша развивающая среда пополняется различными дидактическими играми, раскрасками, экологическими плакатами, знаками, рассказами и сказками, различными моделями и макетами. Поэтому в часы самостоятельной деятельности детей продолжается активное ознакомление детей с окружающим миром и его особенностями.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств является проектная деятельность. Использование технологии проектирования помогает в работе по выбранному направлению педагогической деятельности, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка.
Исходя из актуальности данной темы, целью моей работы является: формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством проектной деятельности.