kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирования временных представлений детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирования временных представлений

детей дошкольного возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирования временных представлений детей дошкольного возраста.»













Формирования временных представлений

детей дошкольного возраста
















В младшей группе уточняют представление детей о таких  промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки  времени.

Точный распорядок дня, строго установленное время подъема  детей, утренней гимнастики, завтрака, занятий создают реальные условия для формирования представления о частях суток. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать».

 Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь  утром? Когда ты встаешь?» С  детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность  детей и взрослых в разные  отрезки времени. 

Постепенно слова  утро, день, вечер, ночь наполняются  конкретным содержанием, приобретают  эмоциональную окраску. Дети начинают  ими пользоваться в своей речи.

Ориентировка во времени  развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы  она базировалась на прочной чувственной  основе.

Педагог уточняет представление  детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и  близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.

Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления  о сутках. Разговор может быть построен примерно так: сначала воспитатель  просит детей рассказать, что они  делали до того, как пришли в детский  сад, что утром делали в детском  саду, что делают днем в детском саду. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток.

А в заключение говорит  о том, что утро, день, вечер и  ночь — это части суток.

Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный  характер; детям трудно их усвоить.

Поэтому необходимо как можно  чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей  к этому. Воспитатель постоянно  обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?»

Значение слов быстро - медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.

В начале учебного года у  детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о  таких временных отрезках, как  утро, день, вечер и ночь.

Названия частей суток  связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей  и окружающих их взрослых, но и с  более объективными показателями времени - явлениями природы (утро - встает солнце, становится все светлее и светлее). Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания.

Начиная с младшей группы, у детей развивали ориентировку во времени. В подготовительной к  школе группе закрепляют знания о  таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление  о месяцах, ребята запоминают их названия. Знание эталонов времени, умение устанавливать  временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.

Ориентировка во времени  должна базироваться на прочной чувственной основе, переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.

Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер  времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и их продолжительности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и в какой  последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня.

Закрепляют и представление  детей о том, что сутки, которые  люди обычно называют словом день, сменяются  одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю.

Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник. Ежедневно утром дети называют текущий день, а также предыдущий и последующий. Важно, как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к использованию слов завтра, сегодня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого.

При составлении рассказов  из опыта, пересказа воспитатель  следит за точной передачей последовательности событий, разъясняет смысл временных  отношений. Это имеет существенное значение для понимания как логики временных отношений, так и самих  событий, которые дети наблюдают  или о которых рассказывают.

Еще большее значение имеет  использование словесных игровых  упражнений «Дни недели», «Продолжай!», «Наоборот».

Дети дополняют начатую  педагогом фразу, подбирают слова  противоположного значения (утро — вечер, сначала — потом, быстро — медленно), определяют, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год.

Детей подготовительной группы знакомят с названием текущего месяца, Они постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования.

Быстрому запоминанию  содействует чтение книги С. Я. Маршака  «Двенадцать месяцев» .

Важно воспитать у детей чувство времени, развить восприятие длительности временных отрезков, понимание необратимости времени. Только на этой основе, возможно, научить детей ценить и беречь время: регулировать свою деятельность во времени, ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длительности временных отрезков. Воспитатель должен помочь им представить, что конкретно можно сделать за тот или иной временной отрезок, и, наконец, учить все делать вовремя.

Педагог постоянно сосредоточивает  внимание ребят на том, сколько времени  дают на то или иное дело, например, сколько времени они могут  одеваться или раздеваться, рисовать, играть, сколько минут осталось до конца занятия. Каждый раз указывают, когда время истекло, поощряют тех, кто вовремя закончил работу.

Развитое чувство времени  помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.

  В процессе обучения дошкольников необходимо в большей мере включать объективные показатели для распознавания частей суток - положение солнца в разное время дня, различную силу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток. Так, можно показать преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время. Признак цвета может служить показателем различных частей суток, т.е. появится возможность использовать цветные признаки (например, квадратики голубого, желтого, серого и черного цветов) как модели, символизирующие один из значимых признаков каждой части суток - его цветовую гамму. В таком цветном знаке можно отобразить существенные признаки каждой из частей суток, связанные с различным положением солнца и степенью освещенности земной поверхности. Обобщенные знаки могут служить наглядным материалом как для распознавания частей суток, так и для установления последовательности между ними, помогут детям составить представление о продолжительности суток. 

Время обладает следующими свойствами: текучесть (время остановить нельзя), необратимость (время нельзя вернуть), непрерывность (время нельзя разбить на отдельные элементы), продолжительность, последовательность и характеризуется частотой, ритмом и темпом. Данные характеристики необходимо учитывать при формировании у детей дошкольного возраста временных представлений.

Единицей времени выбирается регулярно повторяющийся процесс. Единицы измерения времени относительны, т.е. придуманы человеком. Все меры времени представляют собой систему эталонов: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год.

Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок стремится активно ориентироваться во времени и пространстве. Это необходимо ему для освоения и изучения окружающего мира. Раньше и легче дается человеку ощущение пространства. Что такое «здесь» и «там» становится понятным довольно скоро. «Здесь» - это то, что доступно, что можно разглядеть, потрогать, попробовать на вкус. «Там» - непосредственно недоступно, но, если приложить усилия, постараться дотянуться или переместиться, то можно превратить «там» в «здесь». К году или полутора годам ребенок начинает понимать, что такое «сейчас» - оно похоже на «здесь». Чуть позднее выясняется и что такое «скоро» - оно похоже на «там» и «недалеко». К трем годам становится ясным, что бывает «сегодня», «завтра», «вчера». Только к 7 -8 годам складывается наше обычное интуитивное представление о времени, как о равномерно и повсеместно текущем потоке мгновений.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирования временных представлений детей дошкольного возраста.

Автор: Мингазова Роза Комаровна

Дата: 14.09.2017

Номер свидетельства: 428121

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Дидактические игры для формирования экономических представлений  старшего дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(109) "didaktichieskiie-ighry-dlia-formirovaniia-ekonomichieskikh-priedstavlienii-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "200020"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428688762"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(76) "formirovanie_vremennykh_predstavlenii_u_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "650373"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1715540295"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "формирование временных представлений у дошкольников "
    ["seo_title"] => string(58) "formirovaniie-vriemiennykh-priedstavlienii-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "222426"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436278903"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях  дошкольных образовательных учреждений "
    ["seo_title"] => string(167) "osobiennosti-formirovaniia-zdorovogho-obraza-zhizni-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-razlichnymi-sriedstvami-v-usloviiakh-doshkol-nykh-obrazovatiel-nykh-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "140815"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418026645"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества» "
    ["seo_title"] => string(108) "formirovaniie-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-pozitivnykh-ustanovok-k-razlichnym-vidam-truda-i-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "169506"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423415133"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства