Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Проблема заключается в поиске новых методов и приёмов активизации учебной деятельности в процессе изучения элементарных математических представлений. Именно поэтому нами была выбрана данная тема. Мы хотим выявить эффективные приемы и методы в изучении первичных представлений о времени у детей дошкольного возраста. Актуальность темы бесспорна, поскольку качественная сформированность временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Чижмодий И.А.
ГБПОУ РО «ЗернПК»
г. Зерноград
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Необходимость формирования у детей первых лет жизни представлений о времени зафиксирована в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п. 2.6): образовательная область «Познавательное развитие» предусматривает «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени…)»
Проблема заключается в поиске новых методов и приёмов активизации учебной деятельности в процессе изучения элементарных математических представлений. Именно поэтому нами была выбрана данная тема. Мы хотим выявить эффективные приемы и методы в изучении первичных представлений о времени у детей дошкольного возраста. Актуальность темы бесспорна, поскольку качественная сформированность временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д.
М.Ю. Сторожева считает, что восприятие времени всегда изменяется в зависимости от деятельности человека и его эмоционального состояния. Множительные эмоции и активная деятельность обеспечивают субъективно быстрое течение времени (время летит). Воспитательные эмоции и отсутствие интересной деятельности дают иллюзию того, что время тянется очень долго [17, с.67]
Возникает вопрос, с какой единицы измерения времени необходимо начинать. На ранних этапах развития ребенок ориентируется во времени на основе вневременных качественных признаков, например: «Доброе утро надо сказать, когда мы просыпаемся».
Временные представления (утро, день, вечер, ночь) развиваются в повседневной жизни у детей второй младшей группы при проведении режимных моментов, части суток различаются также по изменению деятельности детей и взрослых. Ознакомление лучше начинать с контрастных частей «день - ночь», «утро — вечер», после этого детей знакомят со смежными частями — «утро — день», «вечер — ночь». Специальных занятий во второй младшей группе не проводится.
Характеристика временных отрезков должна быть конкретной и убедительной для каждого ребенка, при объяснении необходимо использовать многообразные признаки, например, «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать».
В большинстве образовательных программ во второй младшей группе присутствуют задачи учить различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) вне занятий и формировать умение различать части суток.
Н.И. Фрейлах, знакомит нас с такими методиками, как ознакомление с частями суток, ознакомление с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра», ознакомление с днями недели, ознакомление с месяцами и временами года, методика развития «чувства времени». В младших группах дети начинают осознавать временные отрезки и понимать, что мир устроен по принципу последовательных событий. Одним из способов познания временных отрезков является знакомство с временами года. Они не только являются частью нашей повседневной жизни, но и оказывают значительное влияние на окружающий мир. Для обучения детей временам года хорошо использовать игры-путешествия, где они могут рассматривать и изучать каждый из них в интерактивной форме [21, с.183].
Работа по развитию чувства времени имеет большое значение для воспитания ребенка. Дети начинают организованнее работать, меньше отвлекаются, умеют регулировать темп своей деятельности и успевают сделать больший объем работы. Наиболее распространенный метод обучения ориентировке во времени в старшем дошкольном возрасте — это модели.
О.В. Петрова представила модель «Дружная семейка» и предлагает вопросы для работы с моделью:
Назови соседей лета;
Назови все времена года, начиная с осени;
Подбери месяцы, каждому времени года. (Осень, зима, весна, вечер);
Кто потерялся? (дети находят ошибку в расположении месяцев).
Таким образом, развитие представлений о времени у детей среднего возраста, теснейшим образом было связано с их конкретным, житейским образом, с их эмоциональными переживаниями.
О.В. Петрова использовала еще одну модель, которая называется «Сутки» в виде круга со стрелкой. С целью усвоения детьми знаний о последовательности частей суток использовались игры с моделями частей суток:
Назови соседей утра;
Назови одним словом (утро, день, вечер, ночь) − Четвертый лишний (Утро, день, вечер, зима);
Наведи порядок (ребенку предлагается выложить картинки или карточки-модели последовательно, начиная с любой части суток).
Поскольку восход и закат солнца увидеть можно не каждый день из-за погодных условий, она использовала иллюстрации с изображением цвета неба и положения солнца. Незаменимой в данном случае стала модель «Части суток» - «Что покажет солнышко?». [13]
Итак, можно сделать вывод о том, что использование моделирования, специальных заданий, игр и НОД имеет огромное значение для развития и формирования временных представлений у дошкольников. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. В работах были проведены эксперименты с применением моделирования и схем для формирования временных представлений у дошкольников. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста возможно практически во всех видах деятельности. Однако существуют основные виды деятельности, в которых формирование представлений о времени наиболее эффективно: учебная, игровая деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Петрова, О.В. Методы и приемы формирования временных представлений детей 4-5 лет / О.В. Петрова. - Режим доступа: https://infourok.ru/opyt-raboty-vospitatelya-petrovoj-o-v-metody-i-priemy-formirovaniya-vremennyh-predstavlenij-detej-4-5-let-4503058.html - (Дата обращения 07.05.2023) – Текст: электронный
Сторожева, М.Ю. Методика развития временных представлений детей дошкольного возраста / М.Ю. Сторожева. - М.: Академия, 2010. - 172 с. - Текст: непосредственный
Фрейлах, Н.И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2015. – 240 с. - Текст: непосредственный