kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к миру поэзии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэзия удивительная вещь. Она заставляет нас по новому смотреть на мир. Она даёт возможность выразить чувства, которые накопились в сердце 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у детей дошкольного возраста интереса к миру поэзии»

«Формирование у детей дошкольного возраста интереса к миру поэзии и умения выразительно читать стихи»


«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится

к гармонии русского слова, сердце преисполнится

чувством изящного, пусть поэзия действует

на них так же, как и музыка».

В.Г.Белинский




Можно долго спорить о том, повезло ли нам и нашим детям в том, что мы - люди 21 века, эпохи полной компьютеризации и невероятного технического прогресса. Но я точно уверена в том, что, как бы далеко не зашло техническое развитие, человечеству не выжить без духовно-нравственных ориентиров. Именно это и несёт миру поэзия.

Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, обыденности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Поэзия развивает ум, затрагивает чуткое человеческое сердце и самые потаённые уголки души.

Безусловно, каждый уважающий себя человек должен знать А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчего, С. Есенина, А.Блока и других известных поэтов. У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Если не привить чувство прекрасного с ранних лет, то в последствии его уже сложно выработать!

К сожалению, если задать современным детям вопрос, что лучше - посмотреть телевизор или почитать книгу, то 95% детей, отвечают - посмотреть телевизор лучше, чем прочесть книгу. Это свидетельствует о падении интереса к поэзии и литературе в целом.

В связи с возникшей проблемой снижения культурного уровня наших соотечественников президент России В.В. Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года литературы». По мнению президента , 2015 год объявлен Годом литературы  с целью повысить общий образовательный уровень наших граждан и, кроме этого, сохранить и приумножить культурную целостность нашей страны.

Я, как педагог дошкольного учреждения, считаю, что на протяжении всего дошкольного детства одной из главных задач является ознакомление детей с художественной литературой, разными ее жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий.

Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а так же решает задачи формирования звуковой культуры речи, помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

К сожалению, из личного педагогического опыта я знаю, что всё чаще приходится сталкиваться с детьми, в семьях которых равнодушно относятся к чтению художественной литературы, а иногда, совсем не заслуженно, совершенно не уделяют внимания поэтическим произведениям.

Вряд ли среди нас, взрослых, найдется тот, кто скажет, что не любил в детстве слушать и заучивать стихотворения. Я говорю о радостных минутах, когда мама или другой близкий человек, читали нам старого и доброго «Мишку косолапого», который на протяжении многих десятилетий ходит по лесу, «Зайку», оставленного хозяйкой, вызывавшего в наших маленьких сердцах чувство сострадания и жалости, «Петушка», который до сих пор «рано встает, деткам спать не дает». Помните? Современным детям это также необходимо. И мы должны понимать это, хоть жизнь порой заставляет нас думать о других, вовсе не веселых, вещах.

Так что же делать? Читать детям и начинать это делать, как можно раньше! Чудодейственные свойства детской поэзии были замечены давно. Если ребенку грустно, если он плачет от боли или обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы. Если ребенок капризничает, балуется, дерется – рифмованные строчки остановят забияку, пристыдят обидчика и драчуна. А еще будут способствовать развитию речи, обогатят словарный запас ребенка, научат его использовать образные определения и метафоры, помогут освоить грамматику родного языка, овладеть связной речью.

Значение детской поэзии очень велико в формировании ребенка, как личности. Поэзия раскрывает перед детьми огромный мир и самые первые знания о человеке, животных, природе и Родине. Заучивая наизусть лучшие стихи для детей, человек с малых лет узнает, что такое добро и зло, справедливость, человечность и дружба. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, обретается внутренняя гармония и формируется культурный уровень маленького человека. Стоит ли объяснять, насколько это важно?

Считаю, что опыт моей работы, направленный на формирование у детей интереса к поэзии и умения выразительно читать стихи, поможет моим воспитанникам приобщиться к миру общечеловеческих культурных ценностей, стать добрыми, умными, образованными людьми, что является одним из главных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.

Я на протяжении многих лет много внимания уделяю вопросам ознакомления детей с поэзией и учу своих воспитанников эмоционально, выразительно, проникновенно читать стихи.

Я согласна с мнением Стародубовой Н.А /«Теория и методика развития речи дошкольника»/, что в методике развития речи особое место должна занимать работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.

Считаю, что в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений.

В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.

Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть.

Задача педагога - подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, что представляет известную сложность. Более глубокому воздействию стихов на ребенка помогает предварительная подготовка к их восприятию (объяснение непонятных слов, рассматривание картинок, экскурсии, наблюдения в природе и др.).

Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми.

Исходя из этого, большое значение имеет методически грамотный подход к заучиванию стихотворений.


Использование современных образовательных технологий

В своей практике я опираюсь на методические подходы Н.М. Крыловой /программа «Детский сад-дом радости»/. В программе уделяется большое внимание формированию интереса детей к художественной литературе и обучению детей выразительному чтению стихов.

Кроме этого, я взяла из нее, на мой взгляд, самое важное - смысл, заложенный в название программы: «Главной человеческой потребностью является потребность осознавать себя как индивидуальность, обогащать развитие ее и защищать свою индивидуальность через игру, познание и общение. Жить в доме радости - это находиться каждую осознаваемую минуту в состоянии деятельности, успешность которой подтвердится возникновением эмоции радости».

Детство, окрашенное радостью, оценивается психологами как защитный слой, необходимый каждому, стремящемуся к «звездам», проявляющему свою индивидуальность, защищающему ее, ибо путь к ним всегда пролегает через «тернии»…

Мне кажется очень важным, что в ФГОС ДО есть такая фраза «Радостное проживание ребенком этапа дошкольного детства», это созвучно с моим пониманием пребывания ребенка в детском саду.

Кроме методики Н.М. Крыловой, которая в свою очередь имеет свои истоки в трудах В.И. Логиновой, я так же использую в работе и методику О.С. Ушаковой «Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста». В своих работах О.С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, И.Токмаковой, С. Маршака и другие.

Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д.

Задачи  хорошего запоминания стихов  и  чтения их выразительно решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения.

Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.

Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический характер. Но даже трехлетние малыши обнаруживают смысловую память, которую необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию.

Дети старшей группы быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В подготовительной группе  дети запоминают значительно большие по объему стихи (два-четыре четверостишия) с эпитетами и метафорам.

На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1—2 строфы для старшей группы, 4-6— для подготовительной. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Проблема отбора книг для чтения, рассказывания и произведений для заучивания раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и др.

Разработано несколько критериев отбора книг для детей дошкольного возраста:

  • идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

  • высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

  • доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

  • сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

  • конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания, в него входит несколько групп произведений:

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют меня постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг. Используя художественную литературу, как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям.

Мне близки слова детского поэта И. Токмаковой, она считает детскую литературу первоосновой воспитания: «Детская книга - это средство умственного, нравственного и эстетического воспитания».

Учитывая подходы, заданные в указанных методиках, у меня сложилась своя система работы в данном направлении. Опираясь на наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, для облегчения запоминания стихов я в своей работе активно использую разнообразные приемы мнемотехники: картинки, схемы, мнемотаблицы, а так же разнообразные игровые упражнения.

Я давно в своей работе использую метод комплексно-тематического планирования, в последние годы освоила технологию метода проектов, это позволяет увлечь детей какой-то единой темой, насытить их образами, впечатлениями и способствует более осмысленному и выразительному чтению заучиваемых по данной теме стихов.

Мои дети охотно заучивают стихотворения и знают их довольно много, однако, не всегда и не у всех детей есть возможность прочесть выученные стихи. Как правило, возможность выступать на праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Хотя мы и стараемся задействовать в выступлениях на праздниках как можно больше детей, добавляя стихи в сценарий, деля их на части между детьми, но абсолютно всех задействовать не удаётся. Получается детям застенчивым, имеющим тяжелые нарушения речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений.

Поэтому мы, как одну из форм организации деятельности дошкольников использую конкурс чтецов, который дает каждому ребенку возможность для самореализации. Подготовка к конкурсу позволяет решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того, при организации конкурса, объединяются разные виды искусств – музыки, живописи, литературы, что воспитывает эстетический вкус, создает атмосферу праздника.

Я определяю следующие задачи организации конкурса чтецов:

1.Привлечь внимание родителей к проблеме заучивания стихотворений.

2. Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство.

3.Вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.

Тематику конкурсов мы берём в соответствии с темой, по которой работаем, мы проводили конкуры чтецов со стихами о временах года, об играх и игрушках, о птицах, о деревьях, об овощах и фруктах, по произведениям А.Барто, К. Чуковского, о маме.

При организация конкурса учитываем следующие требования:

  • в сценарий включаются поэтические произведения, которые доступны, интересны детям, вызывают эмоциональный отклик;

  • необходима тщательная предварительная подготовка, слаженность действий педагогов, детей, родителей;

  • тщательное продумывание сценария, оптимальное сочетание слушания стихов с двигательными, музыкальными, игровыми паузами;

  • активное участие всех детей группы.

На конкурс в качестве слушателей, кроме жюри, мы приглашаем родителей. Это способствует социализации детей, расширяет границы общения, а также доставляет радость от участия в общем деле.

Несколько слов хочется сказать о составе жюри. В его состав должны входить люди, хорошо знакомые детям группы, с которыми налажен хороший эмоциональный контакт. В то же время это должны быть компетентные, независимые эксперты. Членами жюри становятся воспитатели соседней группы, специалисты. Особую радость детям доставляет тот факт, что в составе жюри находятся родители.

Важным мы считаем и вопрос поощрения детей. Он рассматривается как один из видов стимулирования дальнейшего участия детей в конкурсах. Как правило, поощряются все участники, но мы уже с первых конкурсов выделяем победителей, тех детей, которые занимают 1,2,3 места. В качестве “награды” используем грамоты, медали, сувениры, значки, детские книги.

Проведение таких конкурсов дают хорошие результаты, а главное доставляют радость детям. Каждый ребенок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Формирование у детей дошкольного возраста интереса к миру поэзии

Автор: Козенко Кристина Ивановна

Дата: 11.05.2025

Номер свидетельства: 669560

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(91) "dietskii-fol-klor-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "300603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456762794"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Консультация для педагогов на тему: «Развитие связной речи детей с использованием сказок»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_na_temu_razvitie_sviaznoi_rechi_detei_s_ispolzovani"
    ["file_id"] => string(6) "612731"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1662658661"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Родительское собрание «Готовим детей к школе» "
    ["seo_title"] => string(50) "roditiel-skoie-sobraniie-gotovim-dietiei-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "156269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421402744"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа по внеурочной деятельности "Живое слово" "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "147890"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419519467"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства