Формирование личности детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения.
Формирование личности детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения.
Коммуникативно – личностное развитие детей связано с двумя понятиями:
1. Коммуникация.
2. Общение.
Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются:
- способность к сопереживанию;
- умение отождествить себя с другим человеком;
- готовность принять другую точку зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование личности детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения.»
Формирование личности детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения.
Коммуникативно – личностное развитие детей связано с двумя понятиями:
1. Коммуникация.
2. Общение.
Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются:
- способность к сопереживанию;
- умение отождествить себя с другим человеком;
- готовность принять другую точку зрения.
Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения.
Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:
а) перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению;
б) коммуникативная сторона общения – состоит в обмене информацией между людьми;
в) интерактивная сторона общения – заключается в организации взаимодействия между людьми.
Функции общения:
- организация совместной деятельности людей, т. е. согласование и объединение усилий для достижения общего результата;
- формирование и развитие межличностных отношений;
- познание людьми друг друга.
Способность к общению включает в себя:
1. Умение организовать общение («Я умею», характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации.
2. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»).
3. Знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возрасте общение имеет свою специфику.
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка. В этом возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.
Коммуникация предполагает:
а) побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата;
б) передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;
в) осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;
г) обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира.
Коммуникация – это способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребенка.
Коммуникативная деятельность предполагает:
- взаимообогащение детей новым опытом познания, формами взаимодействия;
- освоение детьми разных видов деятельности;
- установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор, компьютер и компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.
Основными задачами психолого – педагогической работы являются:
1. Практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.
2. Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми.
3. Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности.
Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми возникает при познании предметного мира.
Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность.
Задачи педагога:
1) Помочь ребенку войти в предметный мир, научить ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах деятельности.
2) Воспитывать ценностное отношение к предметному миру. Научить использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры.
Ведущими формами педагогического взаимодействия должны стать ситуации образовательного характера и ситуации общения:
а) обыгрывание игрушки;
б) беседы о прочитанной книжке;
в) общение в ходе наблюдения за явлениями природы в группе и на прогулке;
г) разговоры с детьми в процессе выполнения режимных моментов;
д) беседы пи рассматривании иллюстрации.
Эти формы не только основные, но и единственные для развития речи детей младшего и среднего возраста. Пример игровых образовательных ситуаций («Учимся быть вежливыми», «Что рассказала книжка»). К практическим ситуациям можно отнести:
1) рассматривание картины;
2) предмета;
3) чтение литературного текста;
4) разучивание стихотворения и т. д.
В старшем дошкольном возрасте значимыми становятся практические образовательные ситуации с включением игровых ситуаций. Детям предлагается стать корреспондентами, взять интервью и сделать телерепортажи.
Подобные образовательные ситуации направлены на стимулирование у детей желания задавать вопросы, пересказывать услышанное, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания.
Особое значение для развития коммуникативных умений имеют продуктивные виды детской деятельности:
- трудовая;
- конструктивная;
- изобразительная,
Результатом такого творческого сотрудничества со взрослым ребенок оказывается способным сделать самостоятельно маленькие открытия, добиться успеха, пережить радость и новое отношение к своим возможностям.
Принципы развития коммуникативных способностей:
а) принцип игровой подачи материала;
б) разнообразие тематики и методов работы;
в) компетентность педагога;
г) принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход);
д) принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности);
е) сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
Виды мотиваций в игре:
1. Социальный - создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку.
2. Содержательный - формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми.
3. Прагматический – усиление внимания детей к тому или иному виду деятельности, развитие познавательного интереса.
Необходимо создавать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности.