6.5 Циклограмма проведения занятий на месяц ……………………. стр.13
7. Условия реализации программы………………………………. стр.14
Программа дополнительного образование детей «Обучение с мамой» предназначена для детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) и их родителей. Программа реализуется на базе дошкольного образовательного учреждения в виде занятий детско-родительских групп, численностью не более 12ти детей.
Занятия рассчитаны на один год (с сентября по май). Предполагается проведение 1 занятия в неделю, продолжительностью 40 минут.
Содержание программы «Обучение с мамой» учитывает основные особенности детей раннего возраста; направлено на совершенствование различных сфер развития ребенка: познавательной, речевой, игровой, предметной, двигательной, коммуникативной, эмоциональной.
Ранний возраст - это период, являющийся начальным этапом формирования познавательных процессов.
При организации занятий важную роль играет оснащение предметной среды, позволяющей моделировать развитие ребенка, совершенствовать его практическое мышление.
«Психические функции даны ребенку изначально как потенциал. Стимуляция от социума извне превращает потенциальные ресурсы мозга в актуальные» [8].
На развитие практического мышления ребенка направлены многочисленные упражнения на манипуляции с различными предметами, формирование практических умений и навыков с использованием предметного оборудования.
В этот период устанавливаются и начинают развиваться первые и наиболее значимые отношения ребенка с мамой и папой, с «зоной ближайшего развития» [2]. От характера этих взаимоотношений зависит, как будут складываться взаимодействия ребенка с окружающим миром, какую жизненную позицию выберет уже подросший малыш, а потом и взрослый человек.
Развитие в раннем возрасте невозможно без участия и поддержки взрослого, т.к. искренние и доброжелательные отношения способствуют более успешному развитию малыша.
Подобная форма организации занятий позволяет решить одну из ключевых задач реализации программы – развитие коммуникативных навыков детей, адаптация к работе в группе, ранняя социализация. Находясь в комфортных психологических условиях, в небольших по численности группах с близким взрослым дети учатся подражать действиям и словам педагога, находить совместные решения, общаться со сверстниками, привыкают к ритуалам занятия, развивают самостоятельность.
Программа адресована родителям, которые, получив необходимую информацию, наблюдая за малышом, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения ребенка, учатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой, вниманием и любовью. Осваивают приемы организации совместного с ребенком полезного и развивающего досуга.
Программа «Обучение с мамой» состоит из трех блоков. Первый блок включает в себя работу педагога с родителями, второй блок содержит развивающие занятия в детско-родительских группах, третий блок состоит из информационного и диагностического материала просвещения родителей и других специалистов.
Данная программа позволяет в течение года осуществить сопровождение двух групп родителей с детьми раннего возраста из 10 – 12 человек.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является анкетирование родителей и диагностика познавательного развития детей раннего возраста до начала и по окончании обучения.
Программа может быть полезна специалистам, работающим с детьми раннего возраста и их семьями.
Ребенок распознает основные цвета (синий, красный, желтый, зеленый), практически осваивает три основные формы (круг, квадрат, треугольник), знает характеристики предметов: большой - маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, толстый – тонкий, шершавый – гладкий, тяжелый – легкий; использует устный счет до 5ти; собирает пирамидку по убыванию из 4-5 колец; ориентируется в трех (и более контрастных величинах); развивает конструктивные навыки, сооружает постройки из кубиков: забор, дом, дорожку (по просьбе взрослого, по образцу, самостоятельно).
Ребенок совершенствует ощущения и восприятие, контактируя с предметами развивающей среды, практически отрабатывает симметричные и асимметричные движения, улучшает баланс тела.
Ребенок перешагивает через несколько препятствий; опускается и поднимается по лестнице, детской горке; подпрыгивает; бросает мяч в горизонтальную цель, ловит мяч с близкого расстояния.
Ребенок развивает локальную тактильную чувствительность, пространственные представления, понимает пространственные предлоги: справа, слева, впереди, сзади, внутри, снаружи, в, около; ориентируется в схеме собственного тела: губы, зубы, язык, уши, голова, ноги, руки.
Ребенок координирует руки, отрабатывает различные захваты (ладонный, щепоть, пинцетный) и разнообразные манипуляции с предметами.
Ребенок способен к индивидуальному общению со взрослым, понимает обращенную речь, выполняет речевые инструкции, экспрессивный словарь составляет более 200-300 слов, овладел переднеязычными, заднеязычными, свистящими звуками родного языка, использует в речи простые распространенные фразы.
Ребенок в рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии; владеет рисованием карандашом, цветными мелками, пальчиковыми, гуашевыми красками с помощью кисти, ватных палочек, по трафарету; использует методы рисования тычками, примакиванием; использует практические приемы лепки из соленого теста, пластилина, массы для лепки и аппликации с использованием бумаги, бисера, крупы, природных материалов и др.
Ребенок соблюдает режимные моменты занятия, эмоционален, общителен с взрослыми и сверстниками, может предложить пути решения конфликтных ситуаций (получить понравившуюся игрушку), владеет навыками самообслуживания.
А.В. Семенович отмечала, что «Для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима безусловная потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению…Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при раннем обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости «истощает» потенциал головного мозга ребенка [8].
Материал программы учитывает возрастные особенности детей, направлен на развитие только ведущих видов деятельности, характерных для данного возраста, способствует их сензитивному развитию.
В раннем возрасте значение эмоциональных отношений матери и ребёнка огромно. Поэтому в данной программе большое значение уделяется гармонизации детско-родительских отношений, как основы гармоничного развития малыша, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности.
Групповые развивающие занятия имеют следующую структуру: вводная часть, основная и заключительная. Вводная и заключительная части занятия всегда четко обозначаются. Детям легче включится в привычный ритм группового занятия, если начало и окончание его не изменяются в течение определенного, часто довольно продолжительного времени. Длительность каждого этапа и вида упражнения зависит от состояния детей, их готовности принять изменения в привычной деятельности.
Цель вводной части занятия - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы - приветствия, игры с именами.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Основная часть занятия, направлена на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Заключительная часть занятий включает ритуал прощания детей и взрослых, подведение итогов: наблюдение относительно успехов и затруднений ребенка, рекомендации родителям и т.д.
№ занятия | Сфера развития |
Речь | Предметная деятельность | Физическая | Творческая |
1й месяц | 2 | Тема «Знакомство -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Пирамидка» - снимание колечек, выкладывание дорожек, солнышка и т.п., одевание колечек на стержень Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета, величины | - ходьба по кругу/ по прямой, с перешагиванием, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе - прыжки – подпрыгтвание сидя на массажных мячах - катание мяча по полу - ползанье, лазанье – в воротики /тоннель/ | Рисование: пальчиками – произвольное рисование на листе /отпечатки пальцев, ладошек/ Ц: познакомить детей с пальчиковыми красками, учить ставить отпечатки пальчиков и ладошек на листе, развивать цветовосприятие |
3 | Тема «Мои любимые игрушки» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Сыпучие материалы» - доставание из крупы предметов рукой, выкладывание их на тарелочку, называние /цвет, предмет, звукоподражание/ Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с перешагиванием, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе - прыжки – подпрыгтвание сидя на массажных мячах - катание мяча по полу - ползанье, лазанье – в воротики /тоннель/ | Аппликация: сыпучие материалы (крупа, бисер, песок и т.п.) - «Красивый цветок» - заполнение середины заготовки Ц: развивать моторику пальцев рук, воображение |
4 | Тема «Мячик» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Вода» - доставание рукой предметов из воды, выладывание их на тарелочку, называние /цвет, предмет, звукоподражание/ Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с перешагиванием, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе - прыжки – подпрыгтвание сидя на массажных мячах - катание мяча по полу - ползанье, лазанье – в воротики /тоннель/ | Лепка: знакомство с соленым тестом - произвольные манипуляции Ц: познакомить детей с тестом для лепки, развивать моторику пальцев рук, воображение |
2й месяц | 1 | Тема «Кукла Маша» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Цветные пуговицы» - выкладывание дорожек, распределение по цвету Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с перешагиванием, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе - прыжки – подпрыгтвание сидя на массажных мячах - катание мяча по полу - ползанье, лазанье – в воротики /тоннель/ | Рисование: пальчиками - «Красивая салфеточка для бабушки» - произвольное рисование на заготовке Ц: познакомить детей с пальчиковыми красками, учить ставить отпечатки пальчиков и ладошек на листе, развивать цветовосприятие |
2 | Тема «Лесные животные. Ежик» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Ежики» - вкладывание предметов в прорезь Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе - прыжки – подпрыгтвание на месте - катание мяча в воротики - ползанье, лазанье – по узкой дорожке, в воротики | Аппликация: сыпучие материалы (крупа, бисер, песок и т.п.) - «Фрукты» - заполнение трафарета Ц: развивать моторику пальцев рук, воображение |
3 | Тема «Белочка» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Разные орешки» - распределение по размеру и текстуре Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие размера, тактильное восприятие | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе - прыжки – подпрыгтвание на месте - катание мяча в воротики - ползанье, лазанье – по узкой дорожке, в воротики | Лепка: соленое тесто - «Орешки для белочки» - выкладывание готовых шариков на тарелочку Ц: продолжать знакомить детей с тестом для лепки, развивать моторику пальцев рук, воображение |
4 | Тема «Солнышко и дождик» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Бусы» - произвольное нанизывание предметов на шнурок Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе - прыжки – подпрыгтвание на месте - катание мяча в воротики - ползанье, лазанье – по узкой дорожке, в воротики | Рисование: пальчиками - «Дождик и лужи» - рисование точек в верхней части листа и линий в нижней Ц: познакомить детей с пальчиковыми красками, учить ставить отпечатки пальчиков на листе, развивать цветовосприятие |
3й месяц месяц | 1 | Тема «Зайчик» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Разноцветные рыбки/птички/ и т.п.» - игра с мозайкой Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе - прыжки – подпрыгивание на месте - катание мяча в воротики - ползанье, лазанье – по узкой дорожке, в воротики | Аппликация: сыпучие материалы (крупа, бисер, песок и т.п.) - «Забавные животные» - заполнение трафарета Ц: развивать моторику пальцев рук, воображение |
2 | Тема «Зайчик» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Дорожки из кубиков» - распределение кубиков друг за другом Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких, шагов, с перешагиванием, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе, со сменой направления - прыжки – подпрыгтвание на месте - бросание мяча двумя руками /снизу/ - ползанье, лазанье – по узкой дорожке, в воротики | Лепка: соленое тесто – «Витаминки для зайчат» выкладывание готовых шариков на тарелочку, придавливание их ладошкой Ц: продолжать знакомить детей с тестом для лепки, развивать моторику пальцев рук, воображение |
3 | Тема «Матрешка» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Матрешка» - разбирание, собирание Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие величины | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе, со сменой направления - прыжки – подпрыгтвание на месте - бросание мяча двумя руками /снизу/ - ползанье, лазанье – по узкой дорожке, в воротики | Рисование: тычками - «Ягодки на тарелочке» - рисование точек на заготовке Ц: познакомить детей с гуашевыми красками, учить ставить круглые отпечатки на листе, закреплять знание красного цвета - «красные ягодки» |
4 | Тема «Львенок» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Сыпучие материалы» - доставание из крупы предметов рукой, выкладывание их на тарелочку, называние /цвет, предмет, звкоподражание/ Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе, со сменой направления - прыжки – подпрыгтвание на месте - бросание мяча двумя руками /снизу/ - ползанье, лазанье – по узкой дорожке, в воротики | Аппликация: текстиль (нитки, шерсть, вата и т.п.) - «Львенок» - наклеивание гривы из нарезанных ниток Ц: развивать моторику пальцев рук, воображение |
4й месяц | 1 | Тема «Кормим птичек» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Вода» - доставание рукой предметов из воды, выкладывание их на тарелочку, называние /цвет, предмет, звукоподражание/ Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе, со сменой направления - прыжки – подпрыгтвание на месте - бросание мяча двумя руками /снизу/ - ползанье, лазанье – по узкой дорожке, в воротики | Лепка: соленое тесто – - «Покормим птичек» Ц: продолжать знакомить детей с тестом для лепки, учить отщипывать маленький кусочек теста от большого комка, развивать моторику пальцев рук, воображение |
2 | Тема «Лошадка» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Цветные пуговицы» - выкладывание узора по шаблону, распределение по цвету Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета, учить ориентироваться на листе | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе, со сменой направления - прыжки – подпрыгтвание на месте - бросание мяча двумя руками /снизу/ в цель (корзина, обруч) - ползанье, лазанье – по узкой дорожке, в воротики | Рисование: тычками - «Пятнышки у жирафа/лошадки» - рисование точек на заготовке Ц: познакомить детей с гуашевыми красками, учить ставить круглые отпечатки на листе
|
3 | Тема «Цыпленок» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Ежики» - вкладывание предметов в прорезь Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе, со сменой направления - прыжки – подпрыгтвание на месте - бросание мяча двумя руками /снизу/ в цель (корзина, обруч) - ползанье, лазанье – по узкой дорожке, в воротики | Аппликация: текстиль (нитки, шерсть, вата и т.п.) - «Цыпленок» - наклеивание резанных ниток на заготовку /туловище/ Ц: развивать моторику пальцев рук, воображение |
4 | Тема «Паровоз» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Бусы-паровозики» - произвольное нанизывание предметов на шнурок Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе, со сменой направления - прыжки – подпрыгтвание на месте - бросание мяча двумя руками /снизу/ в цель (корзина, обруч) - ползанье – по узкой дорожке, в воротики | Лепка: соленое тесто – «Звездное небо» отщипывание маленьких кусочков от большого куска Ц: продолжать знакомить детей с тестом для лепки, учить отщипывать маленький кусочек теста от большого комка, развивать моторику пальцев рук, воображение |
5й месяц | 1 | Тема «Елочка» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Вода» - доставание предметов из воды с помощью ложки/сита, выкладывание их на тарелочку, называние /цвет, предмет, звукоподражание/ Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке - бег по кругу в быстром\ медленном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед, перепрыгивание через невысокое препятствие - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики/тоннель | Лепка: соленое тесто – «Елочки в лесу» прием выдавливания Ц: продолжать знакомить детей с тестом для лепки, учить раскатывать тесто, выдавливать формой фигурки, развивать моторику пальцев рук, воображение |
2 | Тема «Барашек» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Цилиндры-вкладыши» - строим башенку, лесенку Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие размера | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с передвижением вперед - бросание мяча двумя руками /снизу/ в цель (корзина, обруч) - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики | Аппликация: текстиль (нитки, шерсть, вата и т.п.) - «Барашек» - наклеивание шерсти или ваты на заготовку /туловище/ Ц: развивать моторику пальцев рук, воображение |
3 | Тема «Медвежо- нок» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Сыпучие материалы» - доставание из крупы предметов лопаткой, выкладывание их на тарелочку, называние /цвет, предмет, звкоподражание/ Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед - бросание мяча двумя руками /снизу/ в цель (корзина, обруч) - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики | Лепка: соленое тесто – «Украсим торт для медвежонка» прием отщипывания и распределение на заготовке Ц: продолжать знакомить детей с тестом для лепки, учить отщипывать маленький кусочек теста от большого комка, развивать моторику пальцев рук, воображение |
4 | Тема «Новогодняя открытка» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Ежики» - вкладывание предметов в прорезь Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке, по скамеечке - бег по кругу в быстром\ медленном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед, перепрыгивание через невысокое препятствие, спрыгивание двумя ногами со скамеечки - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики/тоннель | Аппликация: текстиль и бисер (нитки, шерсть, вата и т.п.) - «Новогодняя открытка» - создание узора – чередование материала Ц: развивать моторику пальцев рук, воображение
|
6й месяц | 1 | Тема «Зимний день» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Цветные узоры» - выкладывание узора по шаблону, распределение по цвету (пуговицы, фигуры, камешки и т.п.) Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета, учить ориентироваться на листе | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед - бросание мяча двумя руками /снизу/ в цель (корзина, обруч) - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики | Аппликация: текстиль (нитки, шерсть, вата и т.п.) - «Облака» - наклеивание шерсти или ваты на заготовку Ц: развивать моторику пальцев рук, воображение |
2 | Тема «Кубики» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Дорожка и башенка из кубиков» - составление башенки из 4 кубиков, распределение кирпичиков друг за другом. Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед - бросание мяча двумя руками /снизу/ в цель (корзина, обруч) - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики | Лепка: соленое тесто – «Колючки у ежика» прием отщипывания и распределения массы мазками Ц: продолжать знакомить детей с тестом для лепки, учить отщипывать маленький кусочек теста от большого комка, делать пальчиком мазки из теста, развивать моторику пальцев рук, воображение |
3 | Тема «Пирамида» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Пирамидка с шариками» - снимание шариков, одевание шариков на стержень по цвету Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед - бросание мяча двумя руками /снизу/ в цель (корзина, обруч) - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики | Рисование: карандаш (фломастер) - «Ленточки для девочки» - рисование прямых линий на заготовке (если исп. игрушку – прямые линии разных цветов /2-3/ рис. на листе) Ц: учить детей рисовать прямые линии |
4 | Тема «Бузы для мамы» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Бусы» - произвольное нанизывание предметов на шнурок, с чередованием по цвету (2 цвета) Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед - бросание мяча двумя руками /снизу/ в цель (корзина, обруч) - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики | Аппликация: текстиль (нитки, шерсть, вата и т.п.) - «Деревья» - отщипывание маленьких кусочков от большого и наклеивание цветного паралона на заготовку Ц: развивать моторику пальцев рук, воображение |
7й месяц | 1 | Тема «Прятки» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Лабиринты» (деревянные) – развитие моторики пальцев рук Ц: развивать моторику рук | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед - бросание мяча двумя руками /снизу/ в цель (корзина, обруч) - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики | Лепка: соленое тесто – «Цветочки на платочке» прием отщипывания и распределения массы мазками Ц: продолжать знакомить детей с тестом для лепки, учить отщипывать маленький кусочек теста от большого комка, делать пальчиком мазки из теста, развивать моторику пальцев рук, воображение |
2 | Тема «Дорога» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Пирамидка» - снимание колечек, выкладывание дорожек, солнышка и т.п., одевание колечек на стержень по убыванию Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета, величины | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке - бег по кругу в быстром\ медленном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед, перепрыгивание через невысокое препятствие - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики/тоннель | Рисование: карандаш (фломастер) - «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы» - рисование прямых линий на заготовке Ц: учить детей рисовать прямые горизонтальные и вертикальные линии |
3 | Тема «Необычные узоры» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Цветные пуговицы» - выкладывание узора, фигур, распределение по цвету Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке - бег по кругу в быстром\ медленном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед, перепрыгивание через невысокое препятствие - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики/тоннель | Рисование: кисть «Необычные узоры» (нарисованные воском узоры или простые изображения становятся видны в результате произвольного закрашивания листа гуашью) Цель: знакомство с кистью, обучение правилам рисования кистью, закрепление знания синего цвета |
4 | Тема «Ягоды» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Гусеница из мозайки» - распределение деталей друг за другом Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе, со сменой направления - прыжки – подпрыгтвание на месте - бросание мяча двумя руками /снизу/ в цель (корзина, обруч) - ползанье – по узкой дорожке, в воротики | Рисование: тычками - «Виноград» - рисование точек на заготовке Ц: познакомить детей с гуашевыми красками, учить ставить круглые отпечатки на листе, закреплять знание синего цвета - «синие ягодки» |
| 1 | Тема «Обитатели моря» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Вода» - доставание ситечком шариков из воды, выкладывание их на тарелочку, называние /цвет, форма/ Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке - бег по кругу в ровном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед - бросание мяча двумя руками /снизу/ в цель (корзина, обруч) - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики | Рисование: карандаш (фломастер) - «Дорожки для зверят» - рисование произвольных линий Ц: учить детей рисовать прямые линии |
8й месяц | 2 | Тема «Петушок» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Заборчик из кубиков» - распределение кубиков друг за другом, чередование по высоте Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке, по скамеечке, по узкой прямой дорожке - бег по кругу в быстром\ медленном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед, перепрыгивание через невысокое препятствие, спрыгивание двумя ногами со скамеечки - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики/тоннель | Лепка: соленое тесто – «Забор для петушка» прием отщипывания маленького комочка от большого и раскатывание колбаски Ц: продолжать знакомить детей с тестом для лепки, учить отщипывать маленький кусочек теста от большого комка, раскатывать колбаску, развивать моторику пальцев рук, воображение
|
3 | Тема «Печем пироги» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Вода» - доставание предметов из воды /ситечко, ложка/, выкладывание их на тарелочку, называние /цвет, предмет, звукоподражание/ Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке, по скамеечке, по узкой прямой дорожке - бег по кругу в быстром\ медленном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед, перепрыгивание через невысокое препятствие, спрыгивание двумя ногами со скамеечки - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики/тоннель | Лепка: соленое тесто – «Крендельки» - прием отщипывания маленького комочка от большого и раскатывание колбаски Ц: продолжать знакомить детей с тестом для лепки, учить отщипывать маленький кусочек теста от большого комка, раскатывать колбаску, развивать моторику пальцев рук, воображение
|
4 | Тема «Слон» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Ежики» - вкладывание предметов в прорезь Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета, тактильное восприятие | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке, по скамеечке, по узкой извилистой дорожке - бег по кругу в быстром\ медленном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед, перепрыгивание через невысокое препятствие, спрыгивание двумя ногами со скамеечки - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики/тоннель | Аппликация: пуговицы - «Мячи для слона-циркача» - наклеивание на заготовку Ц: развивать моторику пальцев рук, воображение, закрепление знания цветов: красного, синего, желтого, зеленого
|
9й месяц | 1 | Тема «В цирке» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Сыпучие материалы» - доставание из крупы предметов лопаткой, пинцетом, просеивание, выкладывание их на тарелочку, называние /цвет, предмет, звкоподражание/ Ц: развивать моторику рук, координацию, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке, по скамеечке, по узкой извилистой дорожке - бег по кругу в быстром\ медленном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед, перепрыгивание через невысокое препятствие, спрыгивание двумя ногами со скамеечки - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики/тоннель | Лепка: соленое тесто – «Колечки для клоуна» - прием отщипывания маленького комочка от большого и раскатывание колбаски Ц: продолжать знакомить детей с тестом для лепки, учить отщипывать маленький кусочек теста от большого комка, раскатывать колбаску, развивать моторику пальцев рук, воображение
|
2 | Тема «Котята» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Кубики» - составление поезда из 4-6 кубиков, распределение кирпичиков друг за другом. Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке, по скамеечке, по узкой извилистой дорожке - бег по кругу в быстром\ медленном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед, перепрыгивание через невысокое препятствие, спрыгивание двумя ногами со скамеечки - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики/тоннель | Лепка: соленое тесто – «Мячики для котят» - прием отщипывания маленького комочка от большого и раскатывание шарика Ц: продолжать знакомить детей с тестом для лепки, учить отщипывать маленький кусочек теста от большого комка, раскатывать шарик, развивать моторику пальцев рук, воображение
|
3 | Тема «Собачка» -развитие понимания речи, -активизация собственного словаря ребенка, -артикуляц. и дыхательная гимнастика, - отработка звуков раннего онтогенеза | - «Пуговицы-шнуровка» - нанизывание предметов на шнурок с чередованием по цвету, форме Ц: развивать моторику рук, развивать восприятие цвета, формы | - ходьба по кругу/ по прямой, с чередованием больших и маленьких шагов, с перешагиванием, высоким подниманием колена, по массажной дорожке, по скамеечке, по узкой извилистой дорожке - бег по кругу в быстром\ медленном темпе, со сменой направления, с остановками и приседаниями - прыжки – подпрыгивание на месте, с продвижением вперед, перепрыгивание через невысокое препятствие, спрыгивание двумя ногами со скамеечки - ползанье – по скамейке с подтягиванием, в воротики/тоннель | Аппликация: бумага (геометрические формы) - «Домик для собачки» - наклеивание на заготовку готовых геометрических форм: квадрат большой и маленький, треугольник Ц: развивать моторику пальцев рук, воображение
|
и удовлетворяли Ваши ожидания, просим ответить на некоторые вопросы.
Мы хотим лучше узнать вашего малыша, расскажите о нем.
Фамилия и имя ребенка: ______________________________ Дата рождения: ____________
Имя и отчество тех взрослых, которые будут вместе с ребенком присутствовать на занятиях ____________________________________________________________________
Какие вопросы по развитию и воспитанию ребенка вы хотели бы задать специалистам_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцените развитие познавательных способностей Вашего ребенка (знание цвета, формы предметов, порядковый счет, конструктивные навыки и т.д.) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
сенсомоторную сферу (координацию движений, ловкость, активность, ориентацию в пространстве и схеме собственного тела, развитие навыков самообслуживания, координацию руки, развитие мелкой моторики и т.д.) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
развитие речи (понимание обращенной речи, выполнение инструкций, наличие собственной речи, использование звуков родного языка и фраз для коммуникации и т.д.) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
развитие творческих навыков (усидчивость, использование различных приемов рисования, аппликации, лепки и т.д.) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
развитие коммуникации и социализации (инициативность в общении со сверстниками и взрослыми, развитие самостоятельности, снижение тревожности, взаимодействие с родителем, поведение в конфликтных ситуациях и т.д.)_____________________________
Вы ожидаете, что наши занятия с детьми будут способствовать: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На какие особенности вашего ребенка Вы бы хотели обратить внимание педагогов (застенчивость; возбудимость; капризы, плохая контактность с детьми, с взрослыми; различные страхи; другие особенности)
_______________________________________________________________________________________________
Имя, Фамилия ребенка:________________________________________________________ Дата рождения:___________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________