«Формирование исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
«Формирование исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Данный материал поможет молодым педагогам дошкольной организации системно и эффективно решать задачи, поставленные ФГОС ДО по познавательному развитию дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»»
«Формирование исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых ФГОС ДО. В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется в первую очередь умение добывать знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Большую роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментирования. В процессе экспериментирования дошкольники преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Как ответить на многие вопросы маленьких первооткрывателей? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира и развитию творческого начала? Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый - равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что- то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни.
С помощью познавательно – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).
Существуют разные формы работы с детьми: групповой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- презентации;
- трудовые поручения, действия.
Работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми должна строиться по трём взаимосвязанным направлениям:
-живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
-неживая природа (почва, свет, цвет, воздух, вода, теплота и др.) и рукотворный мир (материалы и их свойства);
-человек (функционирование организма)
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации. Правила при выборе темы:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Маленький человек, познавая мир, должен все попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы. Во время проведения образовательной деятельности необходимо насытить предметно-развивающую среду оборудованием для проведения опытов и экспериментов. Для этого в группах создаются «Центры экспериментирования», оснащенный специальным оборудованием, разнообразными материалами. Центр постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Умение наблюдать, вырабатывается в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность. Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес. На прогулке можно предложить различные наблюдения:
- за деревьями зимой;
- за ветром, солнцем, за снегом, снежинками;
- за сезонными изменениями на участке детского сада и др.
- за зимующими птицами;
-за погодой;
- за машинами;
На прогулке необходимо проводить дидактические игры («Кто назовёт больше качеств и свойств?», «Узнай по описанию», «Узоры на песке») или подвижные («Беги к знакомому дереву», «Следопыты», «Кто быстрее перенесёт камушки», эстафеты с использованием природного материала (шишки, жёлуди, камушки, листья). Игра «Раскопки далёких миров», предоставляет ребёнку возможность сочинять, придумывать, фантазировать, развивает речь.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Обращаю внимание на словарь, который использую в процессе совместной с детьми деятельности.
Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
Для развития познавательной активности детей используется проектная деятельность.
Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.
Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.
Литература:
Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под ред. Прохоровой Л. Н. — М.: АРКТИ, 2004.
Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. − Волгоград: Перемена, 1995.
Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания— Ярославль: Академия развития, 2002. Тугушева
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(290) "Консультация для родителей по инновационной деятельности «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ»"
["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_ekspierimienta"
["file_id"] => string(6) "460971"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1520364620"
}
}