Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие универсальных учебных действий»
Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий.
План:
1. Определение понятия «универсальные учебные действия» (УУД). Функции и характер УУД.
2.Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Критерии сформированности УУД.
1. Определение понятия «универсальные учебные действия» (УУД).
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах образования. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Термин УУД (в широком значении) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении термин УУД можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они
- носят метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей студента.
К основным функциям УУД относят:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности обучающихся.
В качестве психолого-педагогической платформы УУД можно рассматривать развитие личности в системе образования, которое обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных (схема 1).
Личностные
самоопределение (внутренняя позиция обучающегося, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков))
Познавательные
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
Регулятивные
управление своей деятельностью
контроль и коррекция
инициативность и самостоятельность
Коммуникативные
речевая деятельность
навыки сотрудничества
2. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- действие самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение);
- действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Обучающийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно-этическая ориентация усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор, т.е. обеспечение личностного морального выбора обучающегося.
Познавательные универсальные учебные.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
К общеучебным универсальным действиям относят:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия обучающимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
• моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логическими универсальными действиями являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми педагогом понятиями и прошлым опытом обучающихся, в этом случае обучающемуся легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
К коммуникативным учебным действиям относят:
• планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности обучающегося в целом, имеет организация совместной работы обучающихся в группе.
Можно выделить следующие преимущества совместной работы:
- возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся;
- возрастает сплоченность группы;
- растет самокритичность; обучающийся, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
- обучающиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;
- педагог получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым».
Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности.
К регулятивным учебным действиям относят:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
3. Критерии сформированности УУД.
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
- сформированность учебной деятельности у обучающихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью обучающихся.
Критериями сформированности личностных УУД следует считать:
структуру ценностного сознания; уровень развития морального сознания;
присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; полноту ориентации обучающихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора; сформированность познавательных, социальных, учебных мотивов; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Критериями сформированности универсальных познавательных действиймогут стать следующие характеристики: обучающийся объясняет невозможность решить новую практическую задачу отсутствием адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа; выдвигает содержательные гипотезы, активно исследует способы действия; выполняет безошибочно задачи, соответствующие усвоенному способу; оценивает потребность в дополнительной информации; определяет возможные источники информации и способы ее поиска; осуществляет поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получает информацию из наблюдений при общении; представляет информацию в наглядном виде (таблица, схема, диаграмма); создает свои информационные объекты (сообщения, сочинения, графические работы); применяет средства информационных и коммуникационных технологий.
Критериями сформированности у обучающихся регуляции своей деятельности может стать способность: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий по решению проблемы; осуществлять действия по реализации плана; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент; тормозить ненужные реакции.
Основные критерии оценивания коммуникативного компонента УУД могут стать: понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение договариваться, находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Результатом развития универсальных учебных действий являются: формирование рефлексивной адекватной самооценки обучающихся; развитие основ гражданской идентичности; функционально-структурная сформированность учебной деятельности; развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения; формирование внутреннего плана действия; развитие рефлексии – осознание обучающимися содержания, последовательности и основания действий.
Роль и место «универсальных учебных действий» в учебно-воспитательном процессе состоит в следующем:
УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида УУД определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития студента.
УУД - показатели гармонического развития личности, обеспечивающие широкие возможности обучающихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Формирование УУД создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.
РЕЗЮМЕ
Таким образом, универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых педагогом результатов. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения педагогом обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и педагога в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМОАНАЛИЗА
Дайте определение понятия «универсальные учебные действия».
Назовите главные функции УУД.
Охарактеризуйте познавательные универсальные учебные действия.
Назовите структурный элемент урока, на котором в большей степени формируются регулятивные УУД.