Просмотр содержимого документа
«"Формирование графических навыков у дошкольников"»
«Формирование графических навыков у дошкольников»
В соответствии с ФГОС ДО в подготовительной к школе группе у детей должны сформироваться предпосылки учебной деятельности. Они предполагают выработку познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных качеств у ребёнка.
Для успешного обучения детей в школе одной из важных задач является развитие у них так называемой «ручной умелости» - подготовки к письму.
Трудности с письмом связаны с тем, что у детей слабо развиты мышцы пальцев и кистей рук, они быстро устают, плохо развита мелкая моторика, недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации, не всегда верно ориентируются на листе бумаги, путают стороны. Ориентировка в пространстве отражается на всех видах деятельности детей, в том числе и на письме. Без специальной предварительной подготовки дошкольникам очень трудно будет включиться в режим учебной работы в школе. Из-за этого дети не укладываются в темп работы, не успевают выполнить задание. Немаловажную роль среди них играет развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировки на листе бумаги. Решение этой задачи невозможно без определённого уровня развития зрительного восприятия и умения точно координировать движения руки.
Наблюдая за детьми своей группы, выявилось что, многие дети все чаще не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движений руки при рисовании, поэтому эти движении часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению.
Трудности овладения графическими навыками, со временем могут перерасти в трудности овладения письмом, общую неуспеваемость по основным школьным предметам и дезадаптацию ребенка в школе.
Моторная неловкость чаще всего является причиной возникновения трудностей в овладении графическими навыками. Слабость развития крупной и мелкой моторики можно выявить по следующим признакам:
неровные, дрожащие линии;
слишком слабый или слишком сильный нажим, неравномерный при закрашивании;
рисунок с трудом умещается на листе или в определенном контуре;
возникают трудности с проведением прямой линии в заданную точку;
рисованием плавных линий (например, вместо волнистой линии получается зубчатая);
рисунок слишком крупный или слишком мелкий по сравнению с образцом.
Работа по формированию графических навыков проводится в следующих направлениях:
- следить за правильной позой воспитанника за столом и правильным захватом карандаша (здесь может помочь специальная насадка на карандаш) и обращать на это внимание самого ребенка;
- начинать работу над формированием графических навыков с крупных изображений, постепенно переходя к более мелким (сначала на листах формата А3, потом А4);
- осуществлять с детьми отработку контуров (многократное обведение изображения пальцем, разноцветными мелками, выкладывание фасолинками и т. д.);
- проводить работу с «дорожками» (рисовать линии по заданной «дорожке» — это является одним из этапов подготовки к работе в строке);
- учить детей рисовать плавные линии («волны», «лианы», «гоночные трассы для автомобилей»): сначала на больших листах, затем постепенно переходя к формату А4;
- рисовать заданные линии или фигуры с открытыми и закрытыми глазами, правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно;
- использовать необычные способы рисования, которые активизируют тактильное восприятие (рисование песком, на песке или крупе, гелем для бритья, пластилином,
- процарапывание на воске или на пластилине, рисование мелом на доске или на асфальте и т. д.).
- рисование по алгоритму (ребенку предлагаются схемы, как нарисовать человека, дерево, птицу, животное и т. д.);
- работа с лабиринтами;
- графические диктанты;
- создание орнаментов (раскрашивание, рисование по образцу);
- обучение поэтапному копированию изображений.
Вся образовательная работа проводится в игровой форме, поэтому вызывает у детей интерес и не приводит к переутомлению.
Для сохранения здоровья дошкольников знакомим с приемами самомассажа кистей рук и пальцев. (Показ коллегам приемов самомассажа).
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками («приговорками»).
Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. По свидетельству археологов, люди играют кремниевыми, каменными, мраморными и глиняными шарами многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.
3. Массаж грецкими орехами. Предлагается:
а) катать два ореха между пальцами;
б) прокатывать один орех между пальцами;
в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;
г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами; удерживать его в определённом положении в правой и левой руке. (см. Приложение 6)
5. Массаж «бусами». Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок (в прямом и обратном порядке).
Сам процесс подготовки к письму требует от ребенка физических, моральных, эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки, связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и более того, на развитии детского организма. Чтобы избежать негативных последствий, используются самые разнообразные формы работ с учетом постепенного повышения сложности, что позволяет ребенку без перегрузки, с учётом индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.
В результате проводимой работы у детей улучшилось ручная умелость, они производят более точные движения кистью и пальцами рук, ориентируются на листе бумаги. Дошколята соблюдают гигиенические правила письма (положение корпуса, карандаша, тетради)