Невозможно научить ребенка с моторной неловкостью хорошо рисовать и писать без формирования общей координации движений, чувства ритма, мелкой моторики. Основные вопросы, связанные с проблемами формирования графических навыков в дошкольном возрасте: - - Почему ребенок не справляется с графическим заданием так же, как остальные дети?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Моторная неловкость у дошкольников»
Моторная неловкость у дошкольников
Невозможно научить ребенка с моторной неловкостью хорошо рисовать и писать без формирования общей координации движений, чувства ритма, мелкой моторики. Основные вопросы, связанные с проблемами формирования графических навыков в дошкольном возрасте:
- Почему ребенок не справляется с графическим заданием так же, как остальные дети?
- Не может, потому что ему мешают определенные трудности в его развитии?
- Не хочет, потому что в этот момент занят другим видом деятельности или считает себя неуспешным?
Если педагог затрудняется в решении этого вопроса, наблюдая за ребенком или рассматривая его рисунки, можно предложить дошкольнику пройти графическое тестирование в игровой форме. Выберите тематику исходя из интересов дошкольника, из того, во что он любит играть: в принцесс, машинки, динозавров – и предложите выполнить задание. Если у воспитанника развитая фантазия и ему трудно придерживаться инструкции, договоритесь о том, что он три раза делает то, что говорит педагог (рисует определенную линию, фигуру и т.д.), а потом то, что хочет сам. Если окажется, что в данных условиях дошкольник уверенно справляется с заданием, это значит, что не нужно беспокоиться за уровень развития графических навыков, а следует больше внимания уделить формированию мотивации и сотрудничества с педагогом. Если же ребенок в условиях игры при всем старании не способен выполнить графическое задание, соответствующее возрасту, или выполняет его недостаточно точно – ему необходима дополнительная помощь. В процессе формирования графических навыков у детей дошкольного возраста важно обратить внимание на форму и содержание занятий. Непросто в условиях группы детского сада осуществлять индивидуальный подход, подбирать задания, соответствующие уровню их развития и при этом следить за позой и качеством выполнения заданий у каждого ребенка. Наиболее эффективной в этом плане представляется подгрупповая форма работы. В подгруппу можно объединить воспитанников, имеющих похожие проблемы и примерно одинаковый уровень овладения графическими навыками. Работая с 3-4 детьми, удобно наблюдать за качеством их деятельности, вовремя оказывать необходимую помощь, корректировать позу и захват карандаша у каждого ребенка. Благодаря высокой концентрации и эффективности таких занятий они могут быть недолгими: 5-10 минут – для младшей и средней групп, 10-15 минут – для старшей группы и 15-20 минут – для подготовительной группы.
На занятиях по развитию графических навыков важно осуществлять комплексный подход: кроме собственно графических заданий, желательно включать элементы сюжетно-ролевой игры, театрализации, музыкальное сопровождение и познавательные задания и задачи. Это повышает мотивацию детей, помогает им сконцентрироваться на задании. Этому же способствует и опора на собственные интересы детей: педагог может предлагать графические задания на том материале, который увлекателен для дошкольников данной группы или связан с распорядком дня. Например, в день рождения кого-либо из детей можно предложить поработать с большим изображением торта со свечками: обвести свечи по контуру, посчитать их либо заштриховать различными способами каждый слой торта (работа в строке). В зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог, и уровня овладения графическими навыками у детей, задания могут варьироваться. Особенно ответственно следует подходить к планированию занятий в подготовительной группе, т.е. перед поступлением в школу, когда развитию графических навыков уделяется особое внимание. Занятия в этой возрастной группе, как правило, включают различные виды работы и требуют большой концентрации, а также предполагают некоторую подготовку. К этому моменту дошкольники уже достаточно хорошо организованны, внимательны, понимают принцип шифровки букв с помощью символов, могут быстро переключаться с одной работы на другую. И при этом задания предусматривают как варианты упрощения, так и усложнения. Если дети медленно вникают в материал, можно разбить этот план на несколько занятий и прорабатывать поэтапно. Таким образом, формирование графических навыков в дошкольном возрасте – одна из важных задач подготовки к школе. На всех возрастных этапах дети могут испытывать трудности в их овладении. Наиболее распространенными причинами, которые вызывают эти трудности, являются моторная (двигательная) незрелость, дисбаланс в развитии моторики, недостаточная концентрация внимания и неумение планировать деятельность. Во всех этих случаях ребенку необходима дополнительная помощь в формировании графических навыков и коррекции трудностей в развитии.