Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
В познавательном развитии ребёнка первые математические знания занимают значительное место. В программах раннего развития традиционно предложены разные приёмы, необходимые для становления дочисловых и начальных числовых представлений у детей, формирование элементарных знаний о форме, размере, расположении предметов в окружающем пространстве и обучения ориентировке в нём. Занятия по ФЭМП включают комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста.»
Формирование элементарных математических
представлений у детей раннего возраста.
(методическая разработка).
Подготовила Силина И.Л.
Воспитатель младшей группы
ГБДОУ № 39 Адмиралтейского р-на
г. Санкт – Петербург.
Пояснительная записка.
В познавательном развитии ребёнка первые математические знания занимают значительное место. В программах раннего развития традиционно предложены разные приёмы, необходимые для становления дочисловых и начальных числовых представлений у детей, формирование элементарных знаний о форме, размере, расположении предметов в окружающем пространстве и обучения ориентировке в нём. Занятия по ФЭМП включают комплекс игровых заданий и упражнений , наглядно-практических методов и приёмов ; помогают детям овладеть способами и приёмами познания , применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности. Основными целями развития математических представлений у детей Р.В.являются: - развитие любознательности и познавательной мотивации у малышей; формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве и пр.). Реализуя содержание программы развития математических представлений у детей Р.В.осуществляется решение следующих задач: -привлечение внимания детей к качественной и количественной оценке разнообразных групп предметов, развитие воображения; –освоение детьми доступных им способов обследования объектов осязательно-двигательным, зрительным путём, путём сравнения; -овладение дочисловой оценкой количественных групп предметов; -развитие самостоятельности в воспроизводящей, творческой деятельности, детской инициативности. При составлении программы формирования элементарных математических представлений необходимо руководствоваться основными педагогическими принципами: -последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала; -использование игровых приёмов, художественного слова, наглядности в процессе проведения занятий; -учёт уровня развития детей и их интересов, их эмоционального состояния, предоставление возможности проявления активности при выборе деятельности. Организация образовательного пространства предусматривает доступность разнообразного материала и оборудования, целенаправленность, систематичность, насыщенность, гибкость, полифункциональность.
Структура программы.
КОЛИЧЕСТВО
ВЕЛИЧИНА
ФОРМА
ФЭМП
ЦВЕТ
ОРИЕНТИРОВКА в пространстве
ввВ
Программное содержание.
Количество: развитие умения формировать группы однородных предметов по заданному признаку; различать количество предметов (много-один). Величина: привлечение внимания детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом-маленький домик, большой мяч-маленький мячик). Форма: формирование умения различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар). Цвет: формирование цветовосприятия, умения различать и называть основные цвета, группировать предметы по цветовому признаку. Ориентировка в пространстве: накопление детьми опыта практического освоения окружающего пространства ( помещений группы и участка детского сада). Расширение опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Развитие у детей умения двигаться за педагогом в определённом направлении.
Методические рекомендации.
В целях результативности и эффективности развития элементарных математических представлений у детей особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно-пространственной развивающей среды, которая позволяет вовлечь детей в различные виды деятельности, создать эмоциональную, благоприятную, эффективную обстановку для рассмотрения и уяснения различных элементарных математических признаков, явлений, факторов и зависимостей как в совместной образовательной деятельности, так и в активной, самостоятельной деятельности в повседневной жизни.
В ходе формирования Э.М.П., создавать в группе эмоциональную, доброжелательную, увлекательную интересную сферу игры, которая радует и заинтересовывает детей, побуждает к действиям, думать, размышлять, высказываться, различать, квалифицировать, сравнивать, решать проблему, значимую задачу. Обучение математике детей раннего возраста немыслимо без использования дидактических и пальчиковых игр, стихов и сказок. Особая роль в создании предметно-пространственной развивающей среды отводится предметам, пособиям и играм, которые подталкивают ребёнка к мыслительной деятельности, учат сравнивать и различать, группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и несущественные признаки, устанавливать связь, моделировать. В свободном доступе для детей должны находиться: разнообразные наборы однородных и неоднородных предметов, игрушек, различный природный, бытовой, бросовый материалы, это: пуговицы, ленты ( разного цвета и размера), шнурки, шишки, желуди, различные палочки, камешки и т.д., которые успешно используются для упражнений в сравнении и различии, группирования и классификации предметов; демонстрационный материал ( наборы однородных предметов и игрушек и их изображений (различной величины и цвета, модели геометрических фигур; раздаточный материал (панели-вкладыши, карточки для наложения и приложения предметов и их изображений, наборы лент, шнурков, пирамидки, счетные палочки (различной величины и цвета) и т.д.
Педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с детьми дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями психологии маленьких детей исходя из этого, воспитатель намечает программные методы, приемы, дидактические, пальчиковые игры и упражнения, динамические паузы и т.д. От возраста и знаний детей зависит и сама форма организации образовательной деятельности. По ходу игры детям необходимо предоставить возможность свободно перемещаться по всему пространству групповой комнаты или зала и планирования всех игр и заданий в соответствии с их потребностями. Дети могут располагаться на коврике, за столом, в разных зонах группы. Положение малышей может быть самым разнообразным: они могут сидеть, лежать на коврике, стоять на коленочках и т.д. Но самым важным моментом формирования Э.М.П. у детей раннего возраста является обеспечение эмоционального комфорта, привлечение внимания, способствованию развитию познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что такой подход к организации работы по ФЭМП создает более благоприятные и эффективные условия для своевременного развития основ интеллектуальной деятельности ребенка, его разносторонних способностей, развития логического мышления.
Целевые ориентиры формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
- ребёнок раннего возраста может образовывать группы из однородных предметов;
- различает один и много предметов;
- различает большие и маленькие предметы, называет их размер;
-различает форму предметов, называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
- умеет по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру;
- ориентируется в помещениях группы и на участке детского сада, ориентируется в частях собственного тела (голова, руки, ноги); называет их.
Организация образовательной деятельности в
формировании элементарных математических представлений
в группах раннего возраста.
НОД
Образовательная
деятельность.
Дидактические игры
Пальчиковые игры
Динамические паузы
Стихи, сказки
Перспективное планирование образовательной деятельности
по ФЭМП в группе детей раннего возраста.
При планировании организации образовательной деятельности по ФЭМП у детей раннего возраста необходимо учитывать особенности психического и физического развития детей в этот период и строить образовательный процесс с учётом индивидуальных возможностей ребёнка этого возраста. Задача воспитания и обучения состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызвать его желание решать поставленную игровую задачу.
СЕНТЯБРЬ.
Адаптационный период.
ОКТЯБРЬ.
1 неделя
Количество
«Матрёшки»
Цель: развивать умение различать количество предметов, используя слова « один-много».
2 неделя
Величина
«Хоровод матрёшек»
Цель: развивать умение различать предметы контрастной величины, используя слова «большой-маленький».
3 неделя
Разноцветная страна
«В лес пойдём-земляничку найдём»
Цель: развивать умение группировать предметы по одному из сенсорных признаков (цвет).
4 неделя
В стране фигурок-человечков.
«Что катится-что не катится?»
Цель:формировать умение различать предметы по форме, называть их, производить с ними действия.
НОЯБРЬ.
1 неделя
Количество
«Курочка и цыплята»
Цель: учить детей выделять отдельные предметы из группы, устанавливать отношения между понятиями «один-много».
2 неделя
Величина
«Мишка и шишки»
Цель: формировать представления о размере двух предметов «большой-маленький».
3 неделя
Разноцветная страна
«Осенние листья»
Цель: упражнять детей в раскладывании предметов по подобию на полосках разного цвета.
4 неделя
В стране фигурок-человечков
«Спрячь кубик -спрячь шарик»
Цель: формировать умение различать предметы по форме и называть их; кубик, шарик.
ДЕКАБРЬ.
1 неделя
Количество
«На лесной опушке»
Цель: развивать понятия «один – много», сравнивать, обобщать.
2 неделя
Величина
«Большой дом – маленький щенок»
Цель: обучать соотносить предметы по величине.
3 неделя
Разноцветная страна
«Разноцветные шары»
Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет (жёлтый – красный).
4 неделя
В стране фигурок – человечков.
«Строители»
Цель: познакомить детей с геометрической формой «треугольник».
ЯНВАРЬ.
1 неделя
Количество
«Сколько мячиков?»
Цель: развивать умение различать количество предметов: много –один – ни одного.
2 неделя
Величина
«Большие и маленькие мячи»
Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя величину, включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним.
3 неделя
Разноцветная страна
«Нарисую море»
Цель: учить выделять предметы по одному сенсорному признаку (цвету), акцентировать внимание на синий цвет.
4 неделя
В стране фигурок – человечков.
«Кубики и кирпичики»
Цель: формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик), тактильно обследовать предметы.
ФЕВРАЛЬ.
1 неделя
Количество, расположение в пространстве
«Жила у Маши собачка»
Цель: дать представление о том, что количество предметов не изменяется от их иного расположения.
2 неделя
Величина
«Собери снеговика»
Цель: привлекать внимание к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой круг – маленький круг).
3 неделя
Разноцветная страна
«Найди пару»
Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет, устанавливать сходство и различия между предметами, имеющими одинаковое название.
4 неделя
В стране фигурок – человечков
«Чудесный мешочек»
Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя их форму, обогащать непосредственный чувственный опыт, включая все виды восприятия.
МАРТ.
1 неделя
Количество
«Собираем игрушки для матрёшки»
Цель: учить выделять количество предметов (один, много), отвечать на вопрос «сколько» (один, много).
2 неделя
Величина и положение в пространстве
«Цветы для мамы»
Цель: привлекать внимание к предметам контрастных размеров (большие и маленькие цветы и бабочки), их месторасположению.
3 неделя
Разноцветная страна
«Подарки для мамочки»
Цель: формировать умение обследовать предмет, выделяя их цвет, развивать умение устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков.
4 неделя
В стране фигурок – человечков.
«Разные треугольники, ориентировка в пространстве»
Цель: закреплять представление о геометрической фигуре (треугольник); пространственных отношениях (выше – ниже).
АПРЕЛЬ.
1 неделя
Пространственные представления
«Ёжики и белочки»
Цель: дать представления о пространственных отношениях; вверху, внизу, посередине.
2 неделя
Величина
«У кого уши длинные, а хвост короткий»
Цель: познакомить с понятиями «длинный», «короткий», обучить сравнивать предметы по длине методом приложения.
3 неделя
Разноцветная страна
«Разноцветная одежда»
Цель: формировать умение выделять и называть цвет предмета, подбирать предметы по тождеству (найди такой же).
4 неделя
В стране фигурок – человечков
«Что везём в грузовике?»
Цель: учить соотносить форму предмета с её названием, группировать предметы по одному сенсорному признаку (форма).
МАЙ.
1 неделя
Пространственные представления
«Поезд»
Цель: накапливать опыт по практическому освоению окружающего пространства (помещение группы)
2 неделя
Величина
«Широкая дорожка – узкая тропинка»
Цель: учить сравнивать предметы по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения.
3 неделя
Разноцветная страна
«Одуванчики»
Цель: развивать умение устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет)
4 неделя
В стране – фигурок человечков.
«Где спрятались фигурки?»
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, пространственных отношениях (на, под, около).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Основным назначением дидактической игры является обеспечение упражнения детей в различении, выделение, называние множеств предметов, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей с разнообразными способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных, о форме, о цвете, о величине.) представлений детей.
В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается, как в непосредственно образовательную деятельность, так и в самостоятельное, свободное время и является средством расширения, уточнения, закрепления учебного материала. В ходе игр и упражнений дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, развивают умственную активность, самостоятельность мысли, творчество, инициативу.
«Большой кот – маленький мышонок».
- учит понимать слова «большой – маленький», развивает игровые навыки.
Расскажите и покажите с помощью кукольного театра сказку «Репка». В конце сказки мышонок утверждает, что он большой и сильный , никого не боится. В это время появляется кот (игрушка) и мышонок прячется за спины детей. Кот: «и даже меня не боишься?» Мышонок: «ты вон какой большой, а я маленький.» Воспитатель предлагает поиграть с котом и мышонком; показывает маленького мышонка – дети присаживаются на корточки; показывает большого кота – дети встают и поднимают руки вверх.
«Овощной магазин».
- расширяет представление о форме и величине, цвете , развивает навыки сравнения предметов. Воспитатель приглашает детей в овощной магазин. В магазине много овощей (муляжи) и детям предлагается поработать продавцами. Директор магазина ёжик даёт задание разложить в корзины овощи круглой формы (или по цвету, или по размеру). Если дети ошибаются, ёжик сердито фыркает.
«Строим дом».
-развивает представления детей о форме, учит соотносить количество предметов (один - много). Воспитатель показывает детям собачку и кошку (игрушки), сообщает, что животные хотят построить себе домики, предлагает детям помочь им. «Собачка хочет домик из кирпичиков, котик из кубиков». Воспитатель предлагает детям взять машины и поехать в магазин за строительным материалом. В одну машину дети складывают кирпичики, в другую – кубики. При этом воспитатель обращает внимание, что брать в руку нужно один кубик (кирпичик) , а потом показывает детям, что в машинах стола много кубиков (кирпичиков). Дети везут материалы на «стройку» и начинают строительство домиков.
«Большие – маленькие мячи».
- учит различать цвет и величину (большой – маленький), развивать чувство ритма, ритмично проговаривать слова. Воспитатель предлагает детям рассмотреть мячики разных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они подпрыгивают, и ритмично приговаривает: «прыг, да прыг, все прыг да прыг, спать наш мячик не привык». Воспитатель выносит две куклы; большую и маленькую и предлагает детям подарить им мячи нужной величины для игры (большой кукле – большой мяч, маленькой кукле – маленький мяч). Затем куклы желают играть в мяч определённого цвета, и дети выбирают мячи нужного цвета.
«Большие и маленькие игрушки».
- учит различать контрастные размеры. Мишутка приносит детям рюкзачок с игрушками, показывает детям игрушки и говорит, что у него игрушки большие и маленькие. Дети рассматривают игрушки, расставляют их, а Мишутка рассказывает, что у него есть маленький братик и просит детей отобрать для него игрушки (маленькие). Мишутка обращается к конкретному ребёнку и просит подать либо маленькую, либо большую игрушку. Когда все игрушки разложены по размерам, Мишутка благодарит детей за помощь и сообщает , что идёт играть с маленьким братиком, несёт для него маленькие игрушки.
«Сделай узор».
- учим детей делать узоры из геометрических фигур (○, □, Δ) , развиваем восприятие формы. Перед ребенком лежит образец узора, на котором он сможет ориентироваться. Фигуры должны быть простыми. Контуры узора могут быть:
Δ Δ ○ ○ □ □
○ □ Δ
Δ Δ ○ ○ □ □
Можно использовать и более сложные образцы, включающие три разные геометрические фигуры. При затруднении нужно помочь ребенку.
«Весёлый заяц ».
- закрепляет навыки соотношения двух заданных цветов и размеров. Воспитатель рассказывает детям о веселом зайчике, который любит играть с шарами (показывает сюжетную картинку). Предлагает помочь зайчику поймать шары (круги из картона разных размеров и цветов) в соответствии с размером (прорисовка). Задача усложняется, если предложить детям соотнести ещё и цвет шаров.
«Собери домик».
- развивает умение сравнивать, соотносить заданные цветовые оттенки, геометрические формы, осуществлять последовательные действия. Воспитатель раздаёт детям вырезанные и бумаги домики четырёх основных цветов с прорезями для окна и двери и без крыши. Отдельно раздаются геометрические фигуры: треугольник (крыша), квадрат (окно), прямоугольник (дверь). Детям предлагается заполнить прорези соответствующими геометрическими фигурами, совпадающими по цвету и размеру и т.о. составить домики.
«Длинные и короткие палочки».
- учит различать понятия «длинный – короткий», развивает глазомер. Воспитатель расставляет фигурки лесных зверей и рассказывает, что зимой в лесу холодно, звери хотят согреться, разжечь костёр. В лесу можно разжечь костёр из палочек – веточек, но нужно собрать только длинные палочки. Воспитатель раздаёт детям палочки: длинные и короткие и предлагает разложить их по размерам.
«Сложи лесенку».
- учит соотносить предметы по величине. Воспитатель раскладывает перед ребенком полоски разной длины и предлагаем из них сложить лестницу. При этом воспитатель и ребёнок проговаривают: длинная полоска, короче, ещё короче. Когда лесенка готова, игрушечная собачка бежит по ней вверх и вниз. Она сразу же обнаруживает ошибки и просит их исправить.
«Узкая и широкая дорожка»
-знакомит детей с понятиями «длинная - короткая», «узкая - широкая», «большой - маленький». Воспитатель показывает детям ленточки разной длины и ширины: «Ой, наши зверята собрались погулять, а дорожки не найдут». Предлагаем сделать дорожки из двух разных ленточек, обращая внимание на размер дорожек и зверят. Ребенок должен сам выбрать дорожку для игрушки -зверюшку подходящую по размеру, т.е. маленькая зверюшка должна идти по узкой и короткой дорожке, а большая по широкой и длинной.
«Соберём игрушки».
- учим детей классифицировать предметы по цвету, развиваем мелкую моторику. Воспитатель объясняет детям, что сейчас мы пойдем гулять по группе и собирать в корзину все предметы желтого цвета (красного, синего и т.д.). предварительно разложив предметы, игрушки и другие безопасные вещи. Отыскивая предметы советуемся: « Это красный карандаш? Мы его берем?». Подбираем вещи другого цвета, побуждаем детей объяснить вам, что вы ошиблись.
«Геометрическое лото».
- учим детей подбирать нужные карточки с изображением нужной фигуры, развиваем внимание у детей. Воспитатель раздаёт карточки с изображением геометрических фигур; большая карточка, разделенная на четыре части, в каждой клетке нарисована та или иная фигура. В игру может играть 2-4 ребенка. Ребенку нужно разложить маленькие карточки с изображением фигур на большой карточке. Выигрывает тот, кто быстрее разложит маленькие карточки.
▲
●
●
▬
▬
■
■
▲
■
▬
▲
■
●
▲
▬
●
«Разноцветные поляны»
-учим выбирать предметы по одному цвету в одну группу. Воспитатель предлагает детям рассмотреть игровые поля, определить какого они цвета. Затем раздаёт карточки лото с изображёнными на них предметами разного цвета (красный помидор, жёлтый лимон, синий виноград, зелёный огурец и т.д.) и предлагает разложить их на соответствующие поляны (поля).
«Составные картинки».
- развиваем умение анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать её из частей. Вниманию детей предлагаются образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, ёлочка, домик и т.д. У детей – одноцветные круги, квадраты, прямоугольники, треугольники разной величины. Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы рисунков, анализируют их с точки зрения составных частей, особенностей расположения в пространстве и предлагает детям самостоятельно сложить предметы из фигур по образцу.
«Игрушки спрятались».
-учим ориентироваться в помещении группы. Воспитатель говорит детям, что игрушки решили поиграть в прятки и прячет игрушки в определенное место. Просит ребенка: «Принеси мне, пожалуйста, куклу, которая лежит за дверью (под диваном, за шкафом, на столе и т.д.). Ребенок находит игрушку и рассказывает, где он ее нашел. Игра повторяется несколько раз.
«Рисование по песку».
- учим детей рисовать по памяти геометрическую фигуру, развиваем память ребенка, тактильное восприятие. Воспитатель показывает детям поднос с насыпанным песком и предлагает детям: «Нарисуй любую фигуру, а я угадаю». Ребенок по памяти должен нарисовать пальчиком геометрическую фигуру. Если ребенок затрудняется, то рисует геометрическую фигуру воспитатель, а ребенок отгадывает, только потом ребенок рисует сам.
«Фигурки из шнурков».
- учим детей выкладывать из шнурков геометрические фигуры, развиваем память детей. Воспитатель предлагает детям поиграть со шнурочками, сложить из них геометрические фигурки по образцу: (▬,▲,■,●). Если ребенок затрудняется, выложить перед ним геометрические фигуры.
«Оденем куклу Веру на прогулку».
- учим ориентироваться в частях собственного тела, называть их. Воспитатель показывает детям куклу Веру и говорит, что она хочет пойти на прогулку. Предлагает детям помочь надеть вещи, при этом называя части тела: наденем колготочки на ножки; шапочку на голову и т.д.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ.
Двигательная активность является важнейшим компонентом как физического, так и психологического развития детей раннего и дошкольного возраста. Динамические паузы, подвижные игры можно и нужно использовать с детьми раннего возраста, включая их в разные режимные моменты. В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают общими движениями. Все упражнения для детей раннего возраста проводятся по подражанию. И динамические паузы, и подвижные игры являются источником положительных эмоций для детей – дошкольников.
У МАЛЕНЬКИХ детишек ёлочка БОЛЬШАЯ ( дети присели, встали, подняли руки вверх). Огоньками, шариками ёлочка сверкает (дети поворачивают ладони вправо-влево). Ай да ёлочка, погляди, погляди, деткам, ёлочка, посвети, посвети (дети хлопают в ладошки).
Вот летит БОЛЬШАЯ птица, плавно кружит над водой ( движения руками, имитирующие взмахи крыльев). Наконец она садится на корягу над водой ( дети садятся в глубокий присед).
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё ВЫШЕ, ВЫШЕ (дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише» дети приседают, на «выше» - выпрямляются).
ВВЕРХ рука и ВНИЗ рука, потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки (одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки).
Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! Забираются нередко ВЫСОКО, ВЫСОКО ( прыжки на месте).
Вышел зайчик погулять, начал ветер утихать (ходьба на месте). Вот он скачет ВНИЗ по склону, забегает в лес зелёный, и несётся меж стволов, средь травы, цветов, кустов (прыжки на месте). Зайка МАЛЕНЬКИЙ устал, хочет спрятаться в кустах (ходьба на месте). Замер зайчик средь травы, а теперь замрём и мы! (дети садятся).
Зайки серые сидят (присели), ушки ДЛИННЫЕ торчат (показываем руками ушки). Вот наши ушки, ушки на макушке . Вот бежит лисичка (бег на месте), хитрая сестричка. Прячьтесь, прячьтесь (присели) зайки – попрыгайки. По лесной полянке разбежались зайки ( прыжки в стороны).
Аист, аист ДЛИННОНОГИЙ, покажи домой дорогу. – Топай ПРАВОЮ ногою, топай ЛЕВОЮ ногою, снова – ПРАВОЮ ногою, снова – ЛЕВОЮ ногою. (спина прямая, дети плавно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене).
БОЛЬШИЕ ноги шли по дороге: топ – топ, топ - топ (дети идут в медленном темпе). МАЛЕНЬКИЕ ножки бежали по дорожке: топи – топ, топи – топ (дети бегут на носках).
По УЗЕНЬКОЙ дорожке шагают наши ножки ( дети ходят по кругу, высоко поднимая ноги). По камушкам, по камушкам ( поскоки с ноги на ногу), И в ямку – бух! ( приседают).
Вот грибок какой, вот грибок БОЛЬШОЙ (дети поднимают руки вверх). Вот грибочек МАЛЕНЬКИЙ, сидит как на завалинке (опускают руки вниз). Шляпкою качает, с ребятами играет (качают головой).
Застучали ножки по ровненькой дорожке, застучали МНОГО раз – будет весело у нас. (дети притопывают ножками, двигаясь в медленном темпе).
-Мишка, Мишка, хватит спать! (дети идут, громко топая). Выйди с нами поиграть! Нас тут МНОГО (разводят руки в стороны), ты – ОДИН (показывают указательный палец). Спать тебе мы не дадим! (грозят пальчиком).
Наша ёлка ВЕЛИКА (разводят руки в стороны), наша ёлка ВЫСОКА (встают на носочки, тянут руки вверх). Выше мамы, выше папы (приседают). Достаёт до потолка (тянутся вверх).
Зайка МАЛЕНЬКИЙ бежал, по дорожке он скакал. Прыг – скок, прыг – скок, по дорожке он скакал (дети хлопают в ладошки). Ну, а заинька БОЛЬШОЙ, тоже прыгал под сосной. Скок – скок, скок – скок, медленно скакал дружок (поочерёдно ударяют ладонями по коленкам).
Раз – рука, два –рука,(дети поочерёдно вытягивают руки) лепим мы снеговика (имитируют скатывание снежков). Мы скатаем снежный ком – вот такой БОЛЬШОЙ ( широко разводят руки в стороны). А потом ПОМЕНЬШЕ ком (чуть сводят руки). А наверх поставим мы МАЛЕНЬКИЙ комочек (соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии). Вот и вышел снеговик, снеговичочик! (хлопают в ладошки).
Растянули КРУГ, и стал он похожий на ОВАЛ (руки сомкнуты перед грудью, образуя круг, пальчики сжаты в кулачок; разводим руки в стороны и возвращаем на место). ТРЕУГОЛЬНИК загрустил: «Кто бы мне угол подарил?» (пожимаем плечами). Улыбается КВАДРАТ ,он всегда всему был рад (ноги широко расставлены, дети движениями рук «растягивают» улыбку). «Это я, ПРЯМОУГОЛЬНИК, ваш слуга и ваш поклонник!» (наклоны вперёд – в стороны). Кто еще не знает? Это РОМБИК убегает (дети разбегаются).
Мы в лесу гуляли,- мы грибы искали. РАЗ грибочек, ДВА грибочек - ПОЛНЫЙ кузовочек (дети наклоняются, имитируя собирание грибов). Около тропинки рвали мы малинку РАЗ малина, ДВА малинка - ПОЛНАЯ корзинка (дети руками имитируют срывание ягод). По саду гуляли, яблочки рвали. Вкусных, КРАСНЫХ, ароматных МНОГО мы набрали (руки вверх, «срываем» яблоки). Принесем мы маме кузовок с грибами, КРАСНЫХ яблок и малинки ПОЛНУЮ корзинку! (руки разведены в стороны).
Мы, матрешки вот такие крошки. Посмотрите вот у нас ЗЕЛЕНЫЕ сапожки (наклоны вперёд, дотягиваясь до носочков). Мы, матрешки вот такие крошки. Посмотрите вот у нас РОЗОВЫЕ щечки (показываем руками щёчки). Мы, матрешки вот такие крошки. Посмотрите вот у нас СИНИЕ платочки (повороты головы вправо – влево).
Ветер тихо клён качает, ВПРАВО, ВЛЕВО наклоняет. Раз – наклон и два – наклон, зашумел листвою клён (дети выполняют наклоны в стороны).
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ,
Движения пальцев и кистей рук имеют особенное развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Включение пальчиковых игр в образовательную деятельность является важной составляющей при формировании элементарных математических представлений у малышей.
- Тянут, тянут бабка с дедкой из земли БОЛЬШУЮ репку: «Вот пришла бы наша внучка, помогла б собака Жучка. Где – же кошка, мышка – КРОШКА?» (поочерёдное «вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги). Хоть держалась крепко (одноимённые пальцы прижаты подушечками друг к другу). Вытянута репка! (пальцы обеих рук вытягиваются вверх).
Мы положим в кузовок самый МАЛЕНЬКИЙ грибок: подосиновик, волнушку и забавную свинушку. Белый, рыжик, сыроежку, подберёзовик, конечно. А красавец – мухомор пусть украсит косогор (поочерёдно загибать пальцы, начиная с мизинца).
На ПРАВОЙ ручке – пальчики, на ЛЕВОЙ ручке – пальчики. Пришла пора им встретиться – готовьте чемоданчики! ( пальчики правой руки поочерёдно «здороваются» с пальчиками левой, прикасаясь друг к другу кончиками).
Прячься, Петенька, прячься Анечка, прячься Зиночка, прячься Ванечка! Не найдёт вас весёлый мальчик, хоть и самый БОЛЬШОЙ он пальчик (поочерёдно сгибать пальцы правой, затем левой руки).
Только мы вставать начнем, ( дети вытягивают руки вперед), Сразу пальцы разожмем, ( растопыривают пальцы, напрягают) Мы ПОШИРЕ их раздвинем , а затем посильнее напряжём. (расслабляют, опускают руки и слегка трясут ими).
Мы построим новый дом, дружно в доме заживём. В нашем домике окошко, загляни туда, Антошка (создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив подушечки под углом. Большие пальцы соединить по прямой. Получится треугольная «крыша» с «окном»).
Постарайся – ка, дружок сложить пальчики в КРУЖОК! РАЗ – КРУЖОК, ДВА – КРУЖОК, теперь ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ – начинаем всё опять (соединить подушечками большой палец с указательным, затем со средним, безымянным и с мизинцем).
Шёл по лесу хмурый ёжик, не жалел КОРОТКИХ ножек. Нёс детишкам он грибочки, растерял их возле кочки (пальчики правой и левой руки поочерёдно «шагают» по твёрдой поверхности).
Рассыпались у Люсеньки все МАЛЕНЬКИЕ бусинки. Их соберём в коробочку, наденем на верёвочку (щипковым захватом имитируют собирание бусинок).
Этот пальчик МАЛЕНЬКИЙ, мизинчик удаленький Безымянный кольцо носит никогда его не бросит. Ну, а это- средний, ДЛИННЫЙ, он как раз по середине. Этот- указательный, пальчик замечательный. БОЛЬШОЙ пальчик, хоть не ДЛИННЫЙ, Среди братьев самый сильный. Пальчики не ссорятся вместе дело спорится (пальчики поочерёдно разжимаются из кулачка обеих рук).
ДВЕ ЗЕЛЁНЫЕ лягушки скачут к пруду по опушке ( сжать руки в кулачки, положив на стол пальцами вниз, резко выпрямить пальцы «прыжок», затем снова сжать в кулачок).
Наши КРАСНЫЕ цветки распускают лепестки (прикладывают округлые ладони друг к другу «бутон» и медленно разводят пальцы). Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (медленно перебирают пальчиками). Наши красные цветки закрывают лепестки (медленно соединяют пальцы). Головкой качают, тихо засыпают (покачивают «бутон» вправо – влево).
Были МАЛЕНЬКИЕ мы (пальцы сгибают и прижимают к ладони), Стали вдруг БОЛЬШИЕ (растопыривают пальцы). Шалунишки, шалуны, дружные какие (сцепляют пальцы в замок, ладони сжимают).
Это – Мишка – капитан (сжимают и разжимают пальцы). Обошёл он МНОГО стран (потирают ладони друг о друга). Обошёл он не пешком – на кораблике с флажком ( расправляют ладонь, большой палец оттягивают вниз).
Ветер дует, задувает,- пальму в сторону качает (ладони сжаты, покачиваются в стороны). А ПОД пальмой краб сидит и клещами шевелит (ладони развести, пальцы слегка согнуть). Чайка НАД водой летает и за рыбками ныряет (помахивание пальчиками). ПОД водой на глубине крокодил лежит на дне (запястья сжаты, ладони сходятся – расходятся).
СТИХИ, СКАЗКИ,
Прочтение стихов и сказок является неотъемлимой частью образовательного процесса. Литературные произведения способствуют обогащению математического образования детей раннего возраста, облегчают запоминание математических понятий, развивают речь и мышление ребёнка.
На лесной опушке встретились подружки. – Что ты видела в лесу? - ОДНУ рыжую лису, ОДНУ белку, МНОГО птичек, МНОГО рыженьких лисичек.
МАЛЕНЬКИЕ заиньки захотели баиньки, захотели баиньки, потому что МАЛЕНЬКИ.
МАЛЕНЬКАЯ матрёшка не БОЛЬШЕ горошка. Очень скучает несчастная крошка.
Эта ёлка ВЕЛИКА, эта ёлка ВЫСОКА, и на ней горит звезда. Эта ёлка НИЗКАЯ, но зато пушистая. Скоро будут на ней игрушки от подставки до макушки.
- Шарик, хочешь – отпущу? - Ой, хочу, хочу, хочу! Вы НАПРАВО или ВЛЕВО? Или ПРЯМО – ПРЯМО в небо? Вы должны ведь мне сказать, где мы будем вас искать.
Шарики летают, никто их не поймает! Шарики летали, шарики устали. Шарик КРАСНЫЙ занемог, КРАСНЫЙ шарик СЛЕВА лёг. СИНИЙ шарик потрудился, тихо СПРАВА приземлился.
Нос ОДИН и рот ОДИН, я ОДИН у мамы сын. Солнце в небе и луна, и земля на всех ОДНА.
Сначала буду МАЛЕНЬКИМ, к коленочкам прижмусь, потом я вырасту БОЛЬШИМ, до лампы дотянусь.
Три медведя шли домой, папа был БОЛЬШОЙ – БОЛЬШОЙ. Мама с ним ПОМЕНЬШЕ ростом, а сынок – малютка просто. Очень МАЛЕНЬКИЙ он был, с погремушками ходил.
Дали туфельку слону. Взял он туфельку одну. И сказал: «нужны ПОШИРЕ, и не две, а все четыре!»
ШИРОКАЯ река уснула подо льдом. По УЗЕНЬКОЙ тропинке мы к проруби идём. ШИРОКОЮ дугою повис над речкой мост. На УЗЕНЬКИХ перилах сидит замёрший клёст. ШИРОКИМИ шагами спускались мы к реке. Пустыми были вёдра, и шли мы налегке. По УЗЕНЬКОЙ тропинке вернёмся мы домой. Польём мы горку снежную холодною водой.
Облака бегут по небу ВЫСОКО, ВЫСОКО. Улетают самолёты далеко, далеко. Земляничная полянка от деревни близко. Чтобы ягодку сорвать поклонись ей НИЗКО.
Если КРАСНЫЙ помидор, то поспел он, ясно. Если КРАСНЫЙ светофор, то идти опасно. Ну а если КРАСНЫЙ нос – значит на дворе мороз.
ЖЁЛТЫЙ лимон на цыплёнка похож, только вот ног у него не найдёшь. ЖЁЛТЫЙ цыплёнок похож на лимон, только растёт не на дереве он.
Вот кузнечик Кузька, ЗЕЛЁНОЕ пузико, спинка, лапка, голова – весь ЗЕЛЁНЫЙ, как трава.
КРАСНОЕ солнце по небу гуляло, КРАСНЫЕ лучики все растеряло. Солнышку ты помоги поскорей - лучик найди и к кружку приклей.
ЖЁЛТОЕ солнце на землю глядит, ЖЁЛТЫЙ подсолнух за солнцем следит, ЖЁЛТЫЕ груши на ветках висят, ЖЁЛТЫЕ листья с деревьев летят.
У нас растет ЗЕЛЁНЫЙ лук и огурцы ЗЕЛЁНЫЕ, А за окном ЗЕЛЁНЫЙ луг и деревца ЗЕЛЁНЫЕ. С ЗЕЛЁНОЙ крышей каждый дом в нем живет веселый гном. В ЗЕЛЁНЫХ брючках новых из листков ЗЕЛЁНЫХ.
В СИНЕМ небе много туч, СИНИХ и косматых СИНИЙ дождь они несут взрослым и ребятам. Дождь осенний не грибной, он холодный и косой. СИНИЙ зонтик, кто возьмет? Кто с зонтом гулять пойдёт?
Падают, падают листья, в нашем саду листопад… ЖЁЛТЫЕ, КРАСНЫЕ листья по ветру вьются, летят.
Носит одуванчик ЖЁЛТЫЙ сарафанчик. Подрастёт, нарядится в БЕЛЕНЬКОЕ платьице, лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
Три цвета есть у светофора, они понятны для шофёра: КРАСНЫЙ свет – проезда нет. ЖЁЛТЫЙ – будь готов к пути, а ЗЕЛЁНЫЙ свет – кати!
КВАДРАТ в руке кручу, покатать его хочу, КВАДРАТ не катается, Он сопротивляется, углами упирается.
Он давно знаком со мной, каждый угол в нем – прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад, а зовут его КВАДРАТ.
Четыре угла и четыре сторонки, похожи, точно родные сестрёнки. В ворота его не закатишь, как мяч, и он за тобою не пустится вскачь.
У КВАДРАТА все углы и все стороны равны.
КРУГ - фигура не простая , он похож на мяч. Точку ставишь - закругляя, линию ведешь.
Нет углов у меня, и похож на блюдце я, на тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья?
Есть дружок у меня, интересный на вид. Три макушки у него и всегда сидит. Он похож на крышу дома, шляпу у грибка. И на зонтик и на холмик. Вот это красота! А зовут его ребята, ТРЕУГОЛЬНИК озорной . Если хочешь ты увидеть, поспевай скорей за мной.
Три угла, три стороны могут разной быть длины. Если стукнешь по углам, то скорей подскочишь сам.
Три угла, три стороны ТРЕУГОЛЬНИКУ даны.
ПРЯМОУГОЛЬНИК на КВАДРАТ немножечко похож. Но все же разные они, и ты это поймёшь! Есть две КОРОТКИХ стороны, две стороны ДЛИННЕЕ - Прямоугольник рисовать возьмёмся мы скорее!
У этой фигуры прямые углы, противоположные стороны попарно равны.
Вот КВАДРАТИК, ТРЕУГОЛЬНИК, получился целый домик! Мы в него кота поселим, вот ему будет веселье.
Взял ТРЕУГОЛЬНИК и КВАДРАТ, из них построил домик. И этому я очень рад, теперь живёт там гномик. Мы поставим два КВАДРАТА, а потом огромный КРУГ. А потом ещё три КРУГА, ТРЕУГОЛЬНЫЙ колпачок. Вот и вышел развесёлый чудачок.
Возле БОЛЬШОГО дома стоял МАЛЕНЬКИЙ домик. В нём жили БОЛЬШАЯ собака и МАЛЕНЬКИЙ щенок. У собаки была БОЛЬШАЯ миска, а у щенка – МАЛЕНЬКАЯ. Собака грызла БОЛЬШУЮ кость, а щенок – МАЛЕНЬКУЮ. Много разных предметов – БОЛЬШИХ и МАЛЕНЬКИХ окружает нас.
Встретились на лесной опушке заяц и ёж. Посмотрел ёж на зайца и засмеялся: - Ой, заяц, какие у тебя ДЛИННЫЕ уши! И лапы ДЛИННЫЕ, а хвост совсем КОРОТКИЙ! - А у тебя, ёжик, КОРОТКИЕ уши, КОРОТКИЕ лапы, а мордочка вон какая ДЛИННАЯ! И в этом ничего смешного нет.
Над лесом взошло солнце ЖЁЛТОЕ, КРУГЛОЕ. Оно осветило всё вокруг; и ВЫСОКИЕ ЗЕЛЁНЫЕ деревья, и СИНЕЕ КРУГЛОЕ озеро, и пёстрый КРУГЛЫЙ мяч, забытый детьми на берегу.
Зимой ребята повесили во дворе кормушку для птиц и стали посматривать, кто прилетит в птичью столовую. Вот прилетели синички – сестрички . А следом за ней – взъерошенный воробей. – Посторонитесь, синицы! Нас, воробьёв, МНОГО! – закричал воробей. – Чив, чив! Это нас МНОГО, а ты ОДИН! – ответили синички.
По УЗКОЙ полевой дорожке бежал МАЛЕНЬКИЙ мышонок. ВЫСОКО в небе летела БОЛЬШАЯ птица, высматривая себе добычу. Глупый, беззаботный мышонок ничего не замечал. – Скорее прячься в ВЫСОКОЙ траве, а то птица тебя увидит – закричал из травы зайчишка. – Ох, даже смешно! ВЫСОКАЯ трава! Вот я – ВЫСОКАЯ, а трава – НИЗКАЯ! – засмеялась сосна, растущая у дороги. – Ну что за споры! Ух, ух, - вздохнула мудрая сосна; всё на свете может быть и ВЫСОКИМ и НИЗКИМ. Смотря с чем сравнивать.
В одном необычном городе, жили три необычных друга. Они жили в необычных домах, и мебель, и одежда, и посуда, и все прочее у них было необычное. И звали этих друзей КРУГ, КВАДРАТ и ТРЕУГОЛЬНИК. Поэтому у КРУГА было все необычно КРУГЛОЕ, у КВАДРАТА - КВАДРАТНОЕ и у ТРЕУГОЛЬНИКА - ТРЕУГОЛЬНОЕ. А песенки и сказки у них были КРУГЛО – КВАДРАТНО -ТРЕУГОЛЬНЫЕ. Однажды три друга: КРУГ, КВАДРАТ и ТРЕУГОЛЬНИК пошли покататься с горки. Первым покатился ТРЕУГОЛЬНИК и, поехав, совсем немного остановился. Как не старался ТРЕУГОЛЬНИК дальше скатиться, у него не получалось. Когда поехал КВАДРАТ, с ним случилось тоже самое. А КРУГ укатился так далеко, что ТРЕУГОЛЬНИК и КВАДРАТ не могли его увидеть, где он остановился. Сидят они и думают, что же им помешало скатиться так же далеко, что и КРУГУ. КВАДРАТ обошел вокруг ТРЕУГОЛЬНИКА, ТРЕУГОЛЬНИК вокруг КВАДРАТА и так посмотрят они друг на друга и так обойдут и там поглядят, ну ни чего подозрительного. Тут подошел к ним КРУГ и тоже задумался, а что же им мешает прокатиться так же далеко, как и мне. Они сидели так долго, что не заметили, как, стало темнеть, и их тень падала на землю, прямо перед ними. И тогда они увидели свое очертание, то поняли, в чем было дело. КРУГ был очень КРУГЛЫЙ и гладкий, и поэтому ему ничего не мешало перекатываться, а у КВАДРАТА и ТРЕУГОЛЬНИКА было много УГОЛКОВ и ПЛОСКИХ СТОРОН, которые всегда мешали и тормозили их движения. После этого случая, друзья не ходили кататься на горку, а занимались или играли так, чтобы ни кому, ни где ничего не мешало.
Методика проведения педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика в группе раннего возраста проводится два раза (на начало учебного года, после окончания адаптационного периода и на конец учебного года) и осуществляется в виде разработанных воспитателем игровых занятий, заданий, ситуаций, игровых упражнений. Во время этих мероприятий воспитатель проводит наблюдение за детьми и фиксирует результаты в таблице. (см. приложение)
Примерная таблица результатов педагогической диагностики.
№
п.п
Фамилия,
Имя ребёнка
Количественные
представления
Величины,
их связи
Представления
о цвете
Геометрические
фигуры
Пространственные
отношения
Познавательные и речевые умения
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
Примечание: н.г. – начало года, к.г. – конец года, ХХ – высокий уровень, Х – средний уровень, 0 – низкий уровень.