Просмотр содержимого документа
«Формирование диалога у дошкольников.»
6
Формирование диалога у дошкольников.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.
Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.
Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками.
Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т.е. развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит
диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного
развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога — это двусторонний
процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и
уважением друг к другу, даже если один из них — ребенок. Но дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.
Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия,
индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической
речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании
языковых средств, допустимых в разговорной речи.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление
коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной
естественной формой языкового общения, классической формой речевого
общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения
одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.
Для диалога характерны:
разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность,
обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора Л. П. Якубинский
Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным
языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Воспитатель, родители должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых. Смелее и охотнее вступают в общение с окружающими те дети, которые с раннего возраста воспитывались в детском учреждении (ясли, сад). Этому
способствуют встречи и разговоры воспитателя с детьми до перевода их во
вторую младшую группу. Однако и в этом случае воспитателю следует
продолжать развивать и упорядочивать речевую активность детей.
В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатель уже больше
внимания уделяет качеству ответов детей; он приучает их отвечать как в
краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания
вопроса. Необходимо приучить детей организованно участвовать в беседе на
занятии: отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать
высказывания своих товарищей.
Детей шести-семи лет следует учить более точно отвечать на поставленные
вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе
краткие ответы своих товарищей.
Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда
сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно
слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.
Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для
ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение
диалогической речью — необходимым условием полноценного социального
развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в
контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших
успехов в развитии диалогической речи в условиях социального
благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в
первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а
также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его
мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят
сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного