Просмотр содержимого документа
««Формирование безопасного поведения у дошкольников с окружающим миром».»
МБДОУ детский сад «Алёнка»
Семинар – практикум для педагогов ДОУ:
«Формирование безопасного поведения у дошкольников с окружающим миром».
Старший воспитатель: Мячина С.В.
р.п. Дмитриевка, 2024 г.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.
Задачи:
Ознакомление педагогов с инновационными технологиями и методами, применяемыми в организации безопасности жизнедеятельности воспитанников;
Активизация знаний педагогов по проблеме;
Сплочение педагогического коллектива, совершенствование навыков коммуникации и рефлексии.
Форма проведения: игровой тренинг
Ход семинара
1. Вступление
Ни для кого ни секрет, как часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности, забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от подстерегающих нас опасностей, будь то поведение в природе, дороге, быту и т.д. А что уж говорить о детях, как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия, поэтому формирование основ безопасности является актуальной проблемой современного общества.
Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.
Любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится небезопасной для него. Формирование навыков безопасного поведения детей неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: не трогай, отойди, нельзя. Но прямолинейное требование соблюдать правила чаще всего оказывается малоэффективным. Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д. в процессе игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, трудовой, продуктивной и других видов деятельности в различных формах обучения (Игра, беседа, занятие, развлечение, экскурсия)
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Выделяют 3 компонента безопасного поведения человека,
1) предупреждение опасности;
2) уклонение от опасности;
3) преодоление опасности.
С этих позиций выделяются показатели сформированности опыта безопасного поведения детей:
-знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
-умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
-отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).
Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом.
Задачи в работе с детьми:
- Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
- формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
- Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание отношения к необходимости выполнения этих правил
Задачи в рабате с родителями:
-знакомить родителей с работой ДОУ по формированию у детей основ безопасности;
-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей основ безопасности;
-воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
В настоящее время в детских садах реализуется федеральная образовательная программа дошкольного образования. Формирование основ безопасного поведения входят в социально-коммуникативное развитие.
Основные задачи в области безопасного поведения:
От3летдо4лет.
- развивать интерес к правилам безопасного поведения;
- обогащать представления о правилах безопасного поведения в быту, безопасного использования бытовых предметов и гаджетов, исключая практическое использование электронных средств обучения.
От4летдо 5лет.
- обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми;
- знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях;
- формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
- формировать представления о правилах безопасного использования электронных гаджетов, в том числе мобильных устройств, планшетов и прочее, исключая практическое использование электронных средств обучения.
От5летдо6лет.
- формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет) и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
- знакомить с основными правилами пользования сети Интернет, цифровыми ресурсами, исключая практическое использование электронных средств обучения индивидуального использования.
От6летдо7лет.
- формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в сети Интернет.
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно - образовательный процесс, включающий все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия.
2. Теоретическая часть «Основы безопасности в ДОУ».
Создание предметно-пространственной развивающей среды для ознакомления детей с основами безопасности.
Основная задача обогащения игровой среды групп элементами и атрибутами для игр, служит стимулом для познавательной активности детей. Педагогами могут изготавливаться разнообразные учебные пособия по основам безопасности жизнедеятельности: альбомы «Пожары», «Профессия пожарных», «Пожарная служба», «Скорая помощь», «Полиция», «Опасные ситуации в жизни детей», «Ребенок дома», «Ребенок и чужие люди».
Познавательная активность, заложенная в виде информации в группах, не реализованная сразу полностью, должна побудить ребенка к поиску решения различных ситуаций. Для этого в свободной деятельности дети в отведенных уголках играют в дидактические игры: «Горит - не горит», «Что необходимо пожарному?», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинки», «Черный ящик» и другие. С помощью дидактических игры дети подолгу рассматривают, думают, рассуждают.
При проведении различных досугов педагоги основываются на опыт дошкольников и имеющийся материал, который развивает умственную активность, смекалку, конструктивные умения, но и разностороннее развитие, жизненно важные качества, находчивость, самостоятельность, быстроту, ловкость, трудовую и физическую деятельность.
Средства ознакомление детей с основами
безопасности жизнедеятельности.
К средствам ознакомления детей с основами безопасности является показ ребенку социального мира изнури, помочь ему накопить социальный опыт, понимание своего места мире как члена современного общества, участника каких - либо событий.
Воспитатель может предложить детям нарисовать план - схему группы, - сада, где отмечаются опасные места красными кружками, вспоминают и обозначают социальные объекты окружающие детский сад, дом, дорогу.
Мир разнообразен, и предметы, окружающие ребенка, разнообразны по свойствам, качествам, функциям. Есть предметы, которые дети не замечают и не интересуются ими, пока педагоги не предложат и не создадут условия для их действия с ними. Только тогда субъективный предмет станет средством познания мира. Так в группах существуют опасные предметы: розетки, ножницы, вилки, ножи; а также бытовая техника: пылесосы, часы, ноутбуки. Взрослые должны предупреждать о правилах безопасности детей, проверять поняли ли они принцип работы бытовой техники.
Источником знаний может выступать и художественная литература - произведения разных жанров (сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки), произведения с разным содержанием: познавательным (Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», Б. Житков «Пожар в морей», Е. Хоринский «Спичка - невеличка», С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герои», «Пожар»), юмористическое (К.Чуковский «Телефон», «Айболит», Н.Носов «Телефон», С.Я. Маршак «Приключение Буратино», «Колобок»). С помощью сказки у дошкольников развиваются сердечные чувства, благородства души, желание доставлять радость близким. Картинки в книжках являются средством приобщения к ознакомлению с основами безопасности, конкретизируют наглядно примеры.
Виды деятельности по ознакомлению
с основами безопасности жизнедеятельности.
Деятельность является средством и условием, обеспечивающим ребенку активно самостоятельно познавать окружающий мир и стать частью этого мира, формированием многих личностных качеств.
Деятельность делиться на две группы.
К первой относятся: игра и продуктивные виды деятельности.
В игре ребенок отражает значимые события, что волнует общество, где подстерегают ребенка опасности. Отражая события, ребенок становится участником, знакомится с миром, действуя активно. От игры зависят поступки в различных ситуациях, их поведение, отношение друг к другу. Ведь в игре дети отражают то, что их особенно поразило, удивило, оставило яркое пятно, явление, факт. Используются словесно - наглядные, настольно - печатные, дидактические, сюжетно - ролевые и театрализованные игры в ознакомлении детей основам безопасности жизнедеятельности.
В рисунках, в лепке, в конструировании дети сознательно показывают окружающую действительность. Действительность отражают на основе воображения, наблюдений, впечатлений, полученных через беседу, картину, иллюстрации и другое. Процесс рисования может протекать через игру. Можно попросить детей нарисовать картинки из сказки «Кошкин дом»:
Вторая группа это - предметная деятельность, труд, наблюдения.
Предметная деятельность заключает в себе познание ближнего окружения с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипуляция с предметами, дает навык знаний об свойствах, качествах, назначении и функции их. Она удовлетворяет познавательные интересы детей, помогает ориентироваться в окружающем мире, чувство уверенности, управление миром.
С помощью трудовой деятельности ребенок приобретает и обогащает социальный опыт.
Наблюдение занимает особое место и обогащает социальный опыт детей, но, чтобы не делали дети, они всегда наблюдают и все запоминают. Наблюдение развивает познавательные интересы, закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Методы ознакомления детей с основами безопасности
жизнедеятельности.
Использование метода сравнения необходимо определить, с чего начинать сравнивать по сходству или по контрасту, группировать или классифицировать. Для этого на уметь анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Классификация в данном методе способствует познавательной активности, используется не как самоцель, а отображая предметы для выставок, альбомов и т.д.
Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применения знаний на деле, развитие мышление, воображения и подготовку выбора из экстремальной ситуации в жизни. Главное, чтобы дети самостоятельно проявляли гибкость мышления при нахождении правильного ответа.
Метод повторения основывается на важном дидактическом принципе, без которого нельзя говорить о прочности знаний и воспитании чувств. Педагог требует от детей умение повторять усвоенное. Это приводит к появлению обобщений, выводам, повышают двигательной активности.
Экспериментирование дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение, опровержение собственных представлений.
Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и закрепление чувств. Воображаемая ситуация: путешествие, встреча. Повышение эмоциональной активности происходит с помощью игр - драматизаций.
Придумывание сказок на разные темы сильно воздействует на чувство оказываемые в сочетании с разнообразными средствами на занятиях.
4. Практическая часть
1) Дорожная математика
1. Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные ребята остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно? (Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.)
2. Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по улицам города.
Одному из них было 13 лет, остальным – 15. Сколько ребят не нарушили Правила дорожного движения? (Трое. Ездить по улицам на велосипеде можно с 14 лет.).
3. Из автобуса вышли семь человек. Трое из них подошли к пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди и двое остались на остановке. Сколько человек поступило правильно? (Двое. Правильнее всего подождать, пока автобус отъедет от остановки и только затем переходить дорогу.)
2) «Составь памятку»
«Правила пожарной безопасности» (памятка)
Не играй со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
Уходя из дома или комнаты, не забывай выключить электроприборы.
Не суши белье (или волосы) над плитой.
Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома. Это можно делать только со взрослыми на улице.
В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке, не открывай печную дверку. От выпавшего уголька может загореться дом.
«Как вести себя с незнакомцами» (памятка)
Не ходи с незнакомцем (тетей, дядей и т.д.), что бы он тебе не говорил.
Не садись к незнакомым людям в машину, ни под каким предлогом.
Не заходи в подъезд дома или лифт с незнакомцем, даже если на вид он совершенно безопасен.
Ничего не бери у незнакомца, чтобы он тебе ни предлагал.
Ты не обязан отвечать на вопросы незнакомых людей, и чем бы то ни было помогать им (даже если тебя попросили проводить до квартиры, которую не могут найти).
Не бойся отказывать! Научите ребенка вежливо отказывать старшим. Есть скромные, деликатные, воспитанные дети, которые не в состоянии отказать незнакомцу в просьбе, хотя внутренне испытывают протест.
Не бойся кричать! Необходимо объяснить ребенку, что если к нему пристанет незнакомец, ему следует громко и пронзительно кричать, звать на помощь прохожих, царапать, щипать самые ранимые мест.
3) «Закончи предложение».
1. Если съесть грязную сосульку, то… (может возникнуть отравление, дизентерия, заражение глистами, будет болеть горло)
2. Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло, то. (может случиться большой пожар)
3. Если ты развёл костёр, то…. (не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар)
4. Если попробовать незнакомую ягоду, то (можно отравиться)
5. Если брать острые предметы, то… (можно порезаться)
6. Если у вас поднялась температура, то… (надо вызвать врача, дать лекарство)
7. Если пойти гулять одному по незнакомому городу, то (можно потеряться, заблудиться)
8. Если вы забыли выключить утюг, то… (может произойти пожар)
9. Если вам предлагают поиграть со спичками, то… (нужно отказаться)
10. Если ты погладишь незнакомую собаку, то (она может тебя укусить)
4) «Отгадай сказку»
- В каких сказках говорится о том, что опасно оставлять ребенка без присмотра
(«Колобок», «Гуси – лебеди», «Кошкин дом», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.)
-В каких сказках показано, что случается, если маленький герой сбежит в неизвестном место («Колобок», «Буратино»)
5) Загадки:
1. На столе, в колпаке,
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок
Развесёлый огонёк. (Настольная лампа)
2.Из горячего колодца
Через нос водица льётся (Чайник)
3.Два конца, два кольца,
Посередине – гвоздик. (Ножницы)
4.Гладит всё, чего касается,
А дотронешься – кусается (Утюг)
5. Всех на свете обшивает,
Что сошьёт – не надевает (Иголка)
4. Режет хлеб,
Намажет масло.
Но помни:
Есть с него опасно! (Нож)
3. Релаксация.
Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами.
Философы говорят, что «жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них» уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего тренинга. Самое главное, уважаемые педагоги, в формировании навыков безопасного поведения у дошкольников – это ваш личный пример! Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.