kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка экологического проекта «Сосновый бор»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Сосновый  бор»

Актуальность:

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Проживая  в непосредственной близости заказника  «Сосновый  бор», определили приоритетное направление работы – экологическое воспитание дошкольников. 

В  результате  реализации  данного  проекта    сформулировать  ответить на вопросы: « Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?».

Цель: Формирование элементарных экологических знаний   воспитанников о ценностях природы, накопления опыта, гуманного отношения к ней.

Задачи:

  • Дать  детям  понятие  «Сосновый бор»,  расширить  представления  воспитанников  о   растениях,  животных,  птицах  родного  края.  Обогащение  словарного  запаса  средством  введение  новых  слов:  хвойные -  лиственные  деревья,  лесничий, лекарственные  травы.
  • Развивать  познавательно – речевую  активность  детей  через  включенность  в  дидактические   игры,  продуктивные  виды  деятельности, этическую  беседу.
  • Воспитывать  интерес,  бережное  отношение  к  природе. Следовать экологическим правилам в доступных для ребёнка формах.

 

    Совместная деятельность педагога и детей:

-проектная деятельность

- наблюдение в уголке природы, на прогулке

- целевые прогулки в природу

- чтение художественной литературы, рассказ воспитателя

- беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам

- опыты, поисковая деятельность

- труд в уголке природы и на участке

- работа с моделями

- ведение календаря  природы, дневника  наблюдений.

- экологические досуг,  праздник.

Ожидаемый результат:

  1.  Наличие у детей знаний о «Сосновом  боре»,  о   его природном богатстве.
  2. Возникновение стойкого интереса к природе  родного  края.

Тип проекта:

  1. по содержанию: информационно – практико - ориентированный;
  2. по доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий.
  3.  по составу участников: группа детей (27 детей, педагоги, родители).
  4.  по срокам реализации:  краткосрочный (10  дней).

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка экологического проекта «Сосновый бор» »



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 4 «Умка»

Уральский федеральный округ Свердловская область г. Камышлов,











Методическая разработка

экологического проекта

«Сосновый бор»



Составила:

Шурова Елена Владимировна

воспитатель 1 к.к.













Камышлов 2015

Введение.



Тема: «Сосновый бор»

Актуальность:

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Проживая в непосредственной близости заказника «Сосновый бор», определили приоритетное направление работы – экологическое воспитание дошкольников.

В результате реализации данного проекта сформулировать ответить на вопросы: « Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?».

Цель: Формирование элементарных экологических знаний воспитанников о ценностях природы, накопления опыта, гуманного отношения к ней.

Задачи:

  • Дать детям понятие «Сосновый бор», расширить представления воспитанников о растениях, животных, птицах родного края. Обогащение словарного запаса средством введение новых слов: хвойные - лиственные деревья, лесничий, лекарственные травы.

  • Развивать познавательно – речевую активность детей через включенность в дидактические игры, продуктивные виды деятельности, этическую беседу.

  • Воспитывать интерес, бережное отношение к природе. Следовать экологическим правилам в доступных для ребёнка формах.



Совместная деятельность педагога и детей:





-проектная деятельность

- наблюдение в уголке природы, на прогулке

- целевые прогулки в природу

- чтение художественной литературы, рассказ воспитателя

- беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам

- опыты, поисковая деятельность

- труд в уголке природы и на участке

- работа с моделями

- ведение календаря природы, дневника наблюдений.

- экологические досуг, праздник.

Ожидаемый результат:

  1. Наличие у детей знаний о «Сосновом боре», о его природном богатстве.

  2. Возникновение стойкого интереса к природе родного края.

Тип проекта:

  1. по содержанию: информационно – практико - ориентированный;

  2. по доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий.

  3. по составу участников: группа детей (27 детей, педагоги, родители).

  4. по срокам реализации: краткосрочный (10 дней) .



Этапы: мотивационно – целевой, содержательно – организационный, результативный.

1. Мотивационно – целевой этап. Выбор темы проекта: заинтересовать детей, предложить узнать какие растения, животные есть в сосновом бору, составит коллаж «Сосновый бор», нарисовать карту лесного массива в части города Камышлова.

2. Содержательно – организационный этап.



Реализация нашего проекта «Сосновый Бор» позволяет задействовать различные виды совместной детской деятельности: разучивание стихов по лексической теме, узнать имена авторов-земляков. Проведение цикла ситуаций и дидактических игр, направленных на обогащение представлений об истории соснового бора. Закрепление знаний детей о растительном и животном мире данного природного объекта.

• дидактические игры: «Что за дерево такое», «Птицы», «Съедобное – несъедобное?», «Назови ягоды!», «Листья или иголки?», « Кто в норе живет?», «Чей хвост?».

• беседы: « Бор – лесные тропинки, дорожки…», « Лесничий – друг леса», «Хвойные деревья».

• проблемные ситуации: «Найди на карте лес», «Как отдыхаем на полянке», «Чем можем помочь лесничему?».

• чтение художественной литературы «Камышлов – город старинный…», сборники стихов Т. Широковой, Л.И. Невенчен.

• презентации « Карта города Камышлова», « Сосновый бор – чем помогает человеку?», « Мы бережем лес!».



Для реализации проекта «Сосновый Бор» были намечены совместные

  1. участие в выставке «Чудо шишка» /конкурс поделок из природного материала.

  2. экологическая акция: «Не рубите сосны».

3. Результативный этап: проведение совместного мероприятия:

- Оформление коллажа «Сосновый бор»;

- Оформление выставки (из природного материала) «Чудо - шишка»;









Содержание.



Артикуляционные гимнастики

  1. «Грибок» Наш Дениска в лес пошел,

Под сосною гриб нашел.

Подними вверх язычок-

Покажи, как рос грибок.



«Барабанщик» Недавно бабушка Анфиса

Купила барабан Денису.

И теперь он делом занят:

Громко – громко барабанит.

«Улыбка», «Заборчик»                 Наши губки улыбнулись,
                                                                Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

2.  «Трубочка»                                     В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

3.   «Улыбка» /  «Трубочка»              Если наши губки улыбаются,

Посмотри – заборчик появляется.

Ну, а если губки узкой трубочкой,

Значит, можем мы играть на дудочке.

4.  «Часики»                                          Друг за другом, друг за другом

Ходят стрелочки по кругу.

Ты обе губки оближи,

Как стрелки ходят, покажи.

5.   «Маятник»                                      Ходит мятник в часах:

Влево - тик, а вправо – так.
                                                                Ты сумеешь сделать так:

Тик и так, тик и так?

 

6.   «Качели»                                          На веселые качели

Таня и Никита сели.

Опустились вниз качели,

А потом наверх  взлетели.

Вместе с птицами, наверно,

Улететь они  хотели.



 

1.  « Накажи  непослушный язычок»      Язычок твой – озорник,

Он не слушает тебя.

Накажи его скорее:

«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

2.    «Блинчик»                                             Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

3.  «Чистим зубки»                                        Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые!

4.  «Киска сердится»                                     Рассердилась наша киска:

Ей забыли вымыть миску.

Ты не подходи к ней близко-

Поцарапать может киска!

5.   «Горка»                                                     Язычок за зубки опускается,

Его кончик  к зубкам прижимается.

Спинка сильно-сильно выгибается-

Вот какая горка получается!

 





 

  1. Загадки



Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Ваню – хворостинкой!



(Лес)

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем!



(Лес)

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.



(Лес)

Жаль озябшего бедняжку –

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам.



(Лес)

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет.

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч ее долой?



(Лес)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.



(Дерево)

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.



(Дерево)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.



(Дерево)

В шубе летом,

А зимой раздеты.



(Деревья)

На ветках –

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки.



(Почки)

С ветки в речку упадет,

И не тонет,

А плывет.



(Лист)

Рыжий Егорка упал в озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.



(Лист)

Растут – зеленеют,

Упадут – пожелтеют,

Полежат – почернеют.



(Листья)

Падают с ветки

Золотые монетки.



(Листья)

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.



(Береза)

Зелена, а не луг,

бела, а не снег,

кудрява, а не голова.



(Береза)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.



(Береза)

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.



(Береза)

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках.



(Береза)

Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.



(Береза)

Стоят в поле сестрицы:

платьица белёны,

шапочки зелёны.



(Березы)

У нее кусты

Высоки, густы,

Ствол и ветки – трубкой,

Очень хрупкой.

Ягоды красны,

Да не вкусны.



(Бузина)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.



(Дуб)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.



(Желудь)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.



(Желудь)

Все детки на ветках

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут –

Береток не найдут.



(Желудь)

Висит васюкин,

Под ним хрю-хрюкин,

Васюкин упадет,

Хрю-хрюкин подберет.



(Желудь и кабан)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.



(Ель, сосна)

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.



(Ель, сосна)

Зимой и летом

Одним цветом.



(Ель, сосна)

Летом и зимой

В рубахе одной.



(Ель, сосна)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки – только на макушке.



(Сосна)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.



(Липа)

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?



(Осина)

Никто не пугает,

А вся дрожит.



(Осина)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.



(Лиственница)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.



(Лиственница)

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка?



(Рябина)

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют.



(Рябина)

Весной зеленела,

летом загорела,

осенью надела

красные кораллы.



(Рябина)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.



(Черемуха)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.



(Ива)

В нем почти сто метров роста:

На него залезть не просто!

Из Австралии был он

К нам в Колхиду завезен.

У него одна работа –

Осушение болота.



(Эвкалипт)

То ли с крыши, то ли с неба –

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет будто из мешка?



(Пух тополя)

Летом снег!

Просто смех!

Снег по городу летает

Почему же он не тает?



(Пух тополя)

Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили:

В ушанке заячьей – зимой,

А летом с бритой головой.



(Пень)

Стоят казаки,

На них белы колпаки.



(Пни в снегу)

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло!



(Гриб)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.



(Гриб)

Шапочка да ножка. -

Вот и весь Ермошка.



(Гриб)

Под елкою, под осинкою

Стоит мальчик с пальчик,

На нем сер кафтанчик,

Шапка красненька.



(Гриб)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.



(Гриб)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.



(Грибы)

Пока дети, каждый в берете,

Повзрослели – шляпы надели.



(Грибы)

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл.



(Подосиновик)

Во лесу, во бору

Стоят стары старички,

На них красны колпачки.



(Подосиновик)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осинок.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я - …



(Подосиновик)

В роще у березки

Повстречались тезки!



(Подберезовики)

Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.



(Подберезовик)

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети, -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.



(Опенки)

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой.



(Опенки)

Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три – и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду!



(Боровик)

Зашел мужик в сосняк,

нашел слизняк,

бросить жалко,

съесть сыро.



(Груздь)

Растут на опушке

Рыжие подружки.

А зовут их …



(Волнушки)

Золотистые … -

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.



(Лисички)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай!

Это …



(Сыроежки)

Он в лесы стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной

Никуда не годный.



(Мухомор)

На бору, на яру

Стоит мужичок –

Красный колпачок.



(Мухомор)

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый …



(Мухомор)

Дышит, растет,

а ходить не может.



(Растение)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет все лето.

Коровам без нее – беда:

Она их главная еда.



(Трава)

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай!



(Душица)

Эй, звоночки,

Синий цвет, -

С язычком,

А звону нет!



(Колокольчик)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.



(Колокольчик)

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.



(Ландыш)

Беленькие горошки

На зеленой ножке.



(Ландыш)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.



(Василек)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.



(Одуванчик)

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него –

И не будет ничего.



(Одуванчик)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.



(Одуванчик)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.



(Одуванчик)

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек.



(Одуванчик)

Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок,

Белые реснички.



(Ромашка)

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.



(Ромашка)

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?



(Ромашка)

Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.



(Ромашка)

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.



(Подснежник)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.



(Подснежник)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех

Весну встречает.



(Подснежник)

Кувшинчики и блюдца

Не тонут

И не бьются.



(Кувшинки)

На воде увидел ты

Белые цветы.

Эти жители реки

На ночь прячут лепестки.



(Лилия водяная)

Лик пахучий,

А хвост колючий.



(Роза)

Был тугим он кулачком,

А разжался – стал цветком.



(Бутон)

Это зелье ты не тронь:

Жжется больно,

Как огонь.



(Крапива)

Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит.



(Крапива)

Не огонь – а жжется,

В руки не дается.

Выросла под ивой,

Звать ее? …



(Крапива)

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!



(Крапива)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.



(Подорожник)

Весь в пыли,

Хоть сил немного,

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид.



(Подорожник)

Лист острый, узкий,

тянется высоко,

растет в болоте.



(Осока)

Стоит над водой,

Трясет бородой.



(Камыш)

Ствол этот не простой:

Хоть длинный,

Но пустой.



(Тростник)

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких:

Если их не обойдешь –

На себе их все найдешь.



(Репейник)

Вырос в поле

Злой и колкий,

Во все стороны иголки.



(Репейник)

Кто ни прикасается, –

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.



(Репейник)

Растет на суше,

голова из плюша.



(Рогоз)

Как его назвать?

Среди болот

Высоко и быстро он растет,

Словно он бамбук, а не трава.

Темною сигарой – голова.



(Рогоз)

К дереву прижмется

И кверху змейкой вьется.

А под осень выйди в сад –

Гроздья желтые висят.



(Хмель)

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.



(Мох)

Я – болотное растенье,

Конопатят мною стены.



(Мох)

Поутру росой умыт,

Раз в году

Косой побрит.



(Луг)

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у реки голубой

И жёлт, и синь, и ал!



(Луг)



  1. Художественная литература.

  • Н. Сладков. «Лесное время»



Цель: дать детям понятие « мир живой природы», учить рассказывать воспитанников о птицах, животных, насекомых.

  • Николай Сладков. «Лесные тайнички».

Цель: привитие детям интереса к обитателям леса, воспитывать чувство бережного отношения к флоре и фауне.

  1. Музыкальное оформление.

Цикл музыкальных иллюстраций М. Глинка «Времена года».

Цель: формирование у дошкольников основ культуры слушания и восприятия музыки.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка экологического проекта «Сосновый бор»

Автор: Шурова Елена Владимировна

Дата: 11.07.2015

Номер свидетельства: 222661


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства