"Экологическое воспитание дошкольников как средство формирования познавательной активности"
"Экологическое воспитание дошкольников как средство формирования познавательной активности"
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Это эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операцией анализа, синтеза, сравнения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Экологическое воспитание дошкольников как средство формирования познавательной активности"»
Экологическое воспитание как средство формирования познавательной активности
Экологическое воспитание является хорошим средством познавательного развития ребенка, формирования познавательной активности. Познавательная активность – это приобретение знаний через оживленный подъем интенсивности.
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в современном образовании, поскольку является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.
Развитие познавательной потребности ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Появляются вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?».
Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой провести «эксперимент».
Экспериментирование – это методическая система экологического воспитания, включающая в себя наблюдение, опыты, поисковую деятельность. Наблюдения проводятся в группе, на прогулке. При специальной организации наблюдений дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки связей, некоторые взаимоотношения внутри сообществ.
Опыты делятся на демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети проводят вместе с воспитателем, с его помощью). Опыты могут быть кратковременные и долгосрочные; как доказательство и опыт исследования.
Поисковая деятельность как нахождения способа действовать.
В процессе экологического воспитания дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым или первооткрывателем. Чтобы формировать познавательную активность через экологическое воспитание необходимо создать условия для развития познавательных процессов поисково-исследовательской деятельности. Одним из условий развития познавательной активности служат развивающая предметно-пространственная среда, грамотно оформленная территория. Это наличие мини-лабораторий, уголка экспериментирования, уголка природы, иллюстраций, фотографий, схем, оформление метеоплощадки и экологической тропы. Все способствует развитию познавательной активности дошкольников.
Работа строится с учетом интересов и потребностей детей. Внедрение различных видов деятельности и включение всех видов анализаторов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных) позволяют детям реализовать познавательные способности, обогатить словарь, развивать интерес, активность.
Для развития познавательной активности средствами экологического воспитания можно использовать такие формы работы: наблюдение, труд в природе, экскурсии, занятия, беседы, игры, экспериментирование, экологические акции, участие в конкурсах, чтение художественной литературы.
Развивать познавательную активность через экологическое воспитание невозможно без помощи родителей. Их можно привлечь к обновлению и пополнению развивающей предметно-пространственной среды в группе, участию в выставках и конкурсах («Дары осени», «Кормушка для птиц», «Лучший скворечник», изготовлению плакатов, запрещающих, предупреждающих, разрешающих знаков поведения в природе, созданию алгоритмов проведения опытов.
Только тогда познание детей перейдет на более высокую ступень. Они смогут осознавать взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов, делать обобщение, выводы.