Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Доклад
«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
(Воспитатель старшей группы МБДОУ с. Кадгарон Толасова М.Т.)
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста играет важную роль в формировании у них чувства ответственности за природу и стремления бережно к ней относиться. В этом возрасте дети активно исследуют окружающий мир, и именно поэтому важно внедрять экологическую тематику в их повседневную жизнь и обучение. Вот несколько аспектов и методов, которые могут быть полезны в экологическом воспитании:
1. Формирование основ экологического сознания
Познание природы: Проведение прогулок на свежем воздухе, экскурсии в парки, заповедники и другие природные места. Обсуждение с детьми наблюдений за растениями и животными.
Наблюдение на прогулке проводится в первой половине дня и длится от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста, умственного и психического развития детей.
Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта.
У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учетом этого в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с природой. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам, узнают о некоторых особенностях ухода за растениями.
Систематические беседы: Разговоры о важности природы, экосистем, охраны окружающей среды, изменения климата и экологии в целом.
Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина , Е. И. Радина , Э.П. Короткова и др. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить, помогает детям постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.
2. Практическая деятельность
Садоводство и огородничество: Участие детей в высаживании растений, уходе за ними и сборе урожая. Это развивает чувство ответственности и понимание процессов роста и развития.
нужно заранее подумать о том, что вы собираетесь делать и что они могут сделать, чтобы помочь, и быть готовым к определенным действиям, не связанным с вашими целями.
Лучший способ научить малышей – подражать: вы сажаете- и они, вы пропалываете- и они. Ваша задача обеспечить рабочий фронт, выделить место и инструменты. Детей до 5-6 лет критиковать не нужно, чтобы не отбивать желание заниматься садоводством и не лишать радости творчества. Дети постарше должны понимать, насколько важно соблюдать технологию посадки, выращивания, своевременного полива, подкормки растений и т. д. Одно из занятий, при котором младенцы могут принести больше вреда, чем пользы, — это прополка.
Вы не сможете полоть и смотреть, что они делают, и в конце концов вы увидите много ценного будет вырвано. Полезно поговорить о сорняках и показать им, как они выглядят. Дети с радостью помогут в сборе урожая: принесут спелые помидоры или ягоды.
Экологические проекты: Создание совместных проектов, таких как "Сбор вторичных материалов", "Чистый двор". Дети могут участвовать в сборе пластика, бумаги и других отходов для переработки.
3. Игровые методы
Ролевые игры,: Организация игр на тему защиты природы, например, "Экологический патруль", где дети учат друг друга правильному обращению с природой.
«Кукла Катя в овощном магазине» Дети учатся узнавать и различать овощи и фрукты по внешнему виду, выполнять простейшие действия с предметами.
«Теремок». Ребята пополняют знания о повадках и характерных признаках животных. Учатся выбирать роль, сопровождать ее речью и действиями, развивать сюжет игры.
Игры на развитие эмоционального отношения: Использование мультфильмов, книг и сказок с экологическим содержанием для обсуждения проблем и решений в области охраны природы.
4. Творческое озеленение
Создание "экологического уголка": Вместе с детьми обустроить в группе мини-сад или цветник, где они могут следить за растениями, узнавая о них больше.
Творческие мастерские: Изготовление поделок из природных материалов или вторичных ресурсов. Это помогает развивать экологическую сознательность и креативность.
5. Сотрудничество с родителями
Информирование родителей: Проведение встреч, на которых воспитатели обсуждают с родителями важность экологического воспитания и дают рекомендации по совместной работе с детьми дома.
Совместные мероприятия: Организация семейных акций по уборке территории, высадке деревьев и другим экологическим инициативам.
6. Использование современных технологий
Интерактивные занятия: Использование цифровых ресурсов (приложения, онлайн-курсы) для знакомства детей с природой и экологическими проблемами.
Виртуальные экскурсии: Проведение виртуальных экскурсий по заповедникам и природным территориям.
Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте способствует формированию у детей уважительного отношения к окружающему миру, развитию навыков ответственного поведения и активной позиции в охране природы.