kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДОУ и семья как среда коммуникативного развития ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья – первейшая ячейка общества и первая школа жизни ребёнка. Надо ли говорить, что родители – это первые учителя и воспитатели своих детей. Сила их воздействия на ребёнка неизмеримо велика.

      Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания  об окружающей действительности, умения  и навыки жизни в обществе. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния  семьи на формирование коммуникативных  навыков у детей, а также зависимость развития  ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания  родителями важности правильного воспитания  в семье и необходимости взаимодействия с сотрудниками ДОУ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДОУ и семья как среда коммуникативного развития ребёнка»

ДОУ и семья как среда коммуникативного развития ребёнка

Семья – первейшая ячейка общества и первая школа жизни ребёнка. Надо ли говорить, что родители – это первые учителя и воспитатели своих детей. Сила их воздействия на ребёнка неизмеримо велика.

Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания  об окружающей действительности, умения  и навыки жизни в обществе. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния  семьи на формирование коммуникативных навыков у детей, а также зависимость развития  ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания  родителями важности правильного воспитания  в семье и необходимости взаимодействия с сотрудниками ДОУ.

В современных педагогичес­ких исследованиях понятие «взаимодействие» рассматрива­ется наряду с такими понятия­ми, как «субъектность», «совме­стная деятельность». Большин­ство ученых характеризует вза­имодействие как механизм меж­личностной связи участников образовательного процесса; дру­гие исследователи акцентируют внимание на социальном харак­тере связи индивида и сообще­ства (ближайшего и дальнего окружения).

В философском словаре вза­имодействие трактуется как «процесс взаимного влияния тел друг на друга, наиболее об­щая форма изменения их со­стояния. Во всякой целостной системе взаимодействие со­провождается взаимным отра­жением телами свойств друг друга, в результате чего они могут меняться». В педагоги­ческом словаре взаимодей­ствие трактуется как «особая форма связи между участника­ми образовательного процесса, предусматривает взаимообога­щение интеллектуальной, эмо­циональной, деятельностной сферы участников образова­тельного процесса; их коорди­нацию и гармонизацию; лич­ностный контакт воспитателя и воспитанника, случайный или преднамеренный, длитель­ный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаим­ные изменения их поведения, деятельности, отношений, ус­тановок»

Взаимодействие педагогов, детей и родителей осуществля­ется путем организации кол­лективных дел. Как известно, под коллективом понимают со­вокупность людей, объединен­ных общими целями, общей деятельностью по их достиже­нию; а также определенными отношениями, возникающими в ней. А.С. Макаренко писал о коллективе как о ведущем фак­торе воспитания личности, на­зывая его функцией и результатом целенаправленных уси­лий взрослых, с одной сторо­ны, и результатом своего внут­реннего развития процессов самоорганизации, саморегули­рования и самоуправления — с другой.

При реализации коллектив­ных дел необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанников, их интересы и потребности. Недостаточная дифференцированность их ин­тересов затрудняет вовлечение детей в разнообразные виды деятельности. Малый жизнен­ный опыт детей, их слабо разви­тая самостоятельность, требуют от воспитателя существенной помощи в организации коллек­тивных дел. Необходимо понаблюдать за взаимоотношениями между детьми, возникающими дружескими связями, а также с побеседовать с ними о том, кто с кем бы хотел дружить, играть или сидеть за одним столом во время занятий. Для сплочения детей необходима систематическая и последовательная работа. Этому в значительной степени способ­ствует содержание материала, совместное обсуждение различ­ных мероприятий, их планиро­вание, распределение обязанно­стей. Важную роль в таком взаи­модействии играет создание доброжелательной атмосферы, или ситуации успеха для каждо­го участника совместной дея­тельности.

Одним из непременных условий воспи­тания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспи­танников. Мы глубоко убеждены, что только взаимодействуя с ро­дителями можно добиться результатов в воспитании и обучении детей, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как соци­альное партнерство, что подразумевает равное участие в воспита­нии ребенка как детского сада, так и семьи.

Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для формирования у детей навыков коммуникативного поведения и воспитания в целом, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Опыт показывает, что для достижения высоких результатов и реальных изменений во взаимоотношениях с родителями необходимо учитывать ряд моментов. Прежде всего - это национальность семьи. Ведь у людей разных национальностей есть свои традиции, свои нормы поведения, свои системы ценностей (культурных и социальных), свой стиль воспитания. Необходимо также учитывать количество детей в семье. Единственный ребенок в семье — это дополнительные трудности и заботы. Единственные дети растут среди взрослых и часто это приводит к ошибкам в воспитании. В одних случаях детей заласкивают, балуют, ограничивают самостоятельность. В других возлагают на ребенка честолюбивые надежды и переоценивая  неокрепшие силы сына (дочери), родители загружают их занятиями (музыкой,  зыками, чтением). У таких детей тенденция  к «взрослению», у них нет той детской непосредственности, игр, забав, свойственных другим. Так, наблюдения  показывают там, где дети растут в общении с братом, сестрой, они более приспособлены к жизни: быстро налаживают контакт. Родителям, у которых растет один ребенок, следует помнить, что не следует воспитывать в нем сознание исключительности, так как это приводит к конфликтам с товарищами. Дети, не приученные к справедливой оценке своих поступков, долго не могут определить свое место в коллективе. Поэтому внимание к детям, заботу о них нужно проявлять в такой мере и формах, чтобы у них не возникала переоценка собственных сил и возможностей.

Родители и другие близкие люди первые, кто не только удовлетворяет его потребность в общении, но и дают эталон поведения. Поэтому взрослые должны заботится  о должном эмоциональном уровне общения , о том, чтобы учить ребенка сопереживанию, взаимопониманию, справедливости, доброжелательности, щедрости. В общении с близкими ребенок впервые видит себя  глазами других и на основе этого составляет представление о себе самом. Очень важно, чтобы оно соответствовало действительности. Воспитателю важно учитывать является ли семья воспитанника полной или не полной. Ведь зачастую дети в таких семьях предоставлены сами себе или переданы на воспитание бабушкам и дедушкам, а родители заняты устройством своей личной жизни.

Работа воспитателя не будет полноценной, если у него нет контакта с родителями детей. А очень часто родители не хотят идти на контакт с сотрудниками ДОУ по нескольким причинам. Это происходит тогда, когда родители рассматривают взаимодействие как вмешательство в жизнь их семьи. Позиция таких родителей выглядит как «Не учите меня жить!»

Другой, не менее важной, причиной является неуверенность родителей в своих педагогических знаниях, в правильности своих действий. Они боятся выглядеть некомпетентными в глазах сотрудников ДОУ. Но есть родители, которые полностью перекладывают заботы о воспитании ребёнка на детский сад, считая что сотрудники ДОУ лучше знают как правильно воспитывать их ребёнка.

При общении с некоторыми родителями мы видим полное отсутствие интереса, равнодушие к деятельности ДОУ и к своему ребёнку.

Поэтому в сложившейся ситуации наиболее целесообразно постепенно менять ситуацию в лучшую сторону. А значит, способствовать установлению более тесных контактов между педагогами детского сада и родителями воспитанников. Педагогу необходимо сделать так, чтобы родители пошли на контакт, захотели общаться. Для устранения препятствий во взаимоотношениях между сотрудниками ДОУ и родителями и выстраивания продуктивного сотрудничества необходимы следующие меры:

  • Привлечение всех родителей в образовательный процесс (организация пространственной среды для самостоятельной, игровой, учебной и др. деятельности, подготовка дидактических пособий)

• Привлечение родителей к участию в детских праздниках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).

• Анкетирование родителей, диагностика проблем в формировании коммуникативных навыков у детей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.

• Проведение тренингов с родителями и воспитателями по коммуникативному развитию.

• Помощь ро­дителям в рас­ширении се­мейной биб­лиотеки (меди­ко-психологиче­ская литерату­ра, периодиче­ская печать) с целью распро­странения ин­новационных подходов к коммуникативному развитию детей.

• Совместные с родителями мероприятия по благоуст­ройству груп­повых комнат и участков в дошкольном учреждении: создание цвет­ников, конст­руирование снежных го­рок, беговых дорожек и спортивных зон.

• Изучение детско-родительских от­ношений со­вместно с пси­хологом с це­лью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители.

• Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по коррекции отношений или коррекции поведения детей

• Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.

• Выработка единой системы гуманистических требований в дошкольном учреждении и в семье.

• Проведение нетрадиционных родительских собраний, открытых занятий.

• Консультирование родителей: предупреждение использования методов, унижающих достоинство ребенка.

Достичь успеха во взаимодействии с семьёй разовыми акциями невозможно. Необходима целенаправленная длительная работа. Желательно, чтобы она была включена в план работы учреждения и находилась на контроле у заведующего и методиста.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ДОУ и семья как среда коммуникативного развития ребёнка

Автор: Кравченко Екатерина Юрьевна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Реализация социально-коммуникативного развития детей в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(61) "realizatsiia_sotsialno_kommunikativnogo_razvitiia_detei_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "555714"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1597314270"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО "
    ["seo_title"] => string(119) "sovriemiennyie-podkhody-k-riealizatsii-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-v-ramkakh-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "226521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440338901"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "«Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-развивающей среды»"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_poznavatelnogo_interesa_u_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta_posr"
    ["file_id"] => string(6) "583689"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1624015542"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетентности посредством проблемных методов обучения обучающихся 5 класса» "
    ["seo_title"] => string(145) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-kommunikativnoi-kompietientnosti-posriedstvom-probliemnykh-mietodov-obuchieniia-obuchaiushchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "107614"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403351237"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Основы взаимоотношений школы и семьи в процессе формирования личности успешного ученика "
    ["seo_title"] => string(101) "osnovy-vzaimootnoshienii-shkoly-i-siem-i-v-protsiessie-formirovaniia-lichnosti-uspieshnogho-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "184917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426109088"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства