ДОУ и семья как среда коммуникативного развития ребёнка
ДОУ и семья как среда коммуникативного развития ребёнка
Семья – первейшая ячейка общества и первая школа жизни ребёнка. Надо ли говорить, что родители – это первые учителя и воспитатели своих детей. Сила их воздействия на ребёнка неизмеримо велика.
Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на формирование коммуникативных навыков у детей, а также зависимость развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье и необходимости взаимодействия с сотрудниками ДОУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДОУ и семья как среда коммуникативного развития ребёнка»
ДОУ и семья как среда коммуникативного развития ребёнка
Семья – первейшая ячейка общества и первая школа жизни ребёнка. Надо ли говорить, что родители – это первые учителя и воспитатели своих детей. Сила их воздействия на ребёнка неизмеримо велика.
Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на формирование коммуникативных навыков у детей, а также зависимость развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье и необходимости взаимодействия с сотрудниками ДОУ.
В современных педагогических исследованиях понятие «взаимодействие» рассматривается наряду с такими понятиями, как «субъектность», «совместная деятельность». Большинство ученых характеризует взаимодействие как механизм межличностной связи участников образовательного процесса; другие исследователи акцентируют внимание на социальном характере связи индивида и сообщества (ближайшего и дальнего окружения).
В философском словаре взаимодействие трактуется как «процесс взаимного влияния тел друг на друга, наиболее общая форма изменения их состояния. Во всякой целостной системе взаимодействие сопровождается взаимным отражением телами свойств друг друга, в результате чего они могут меняться». В педагогическом словаре взаимодействие трактуется как «особая форма связи между участниками образовательного процесса, предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию; личностный контакт воспитателя и воспитанника, случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок»
Взаимодействие педагогов, детей и родителей осуществляется путем организации коллективных дел. Как известно, под коллективом понимают совокупность людей, объединенных общими целями, общей деятельностью по их достижению; а также определенными отношениями, возникающими в ней. А.С. Макаренко писал о коллективе как о ведущем факторе воспитания личности, называя его функцией и результатом целенаправленных усилий взрослых, с одной стороны, и результатом своего внутреннего развития процессов самоорганизации, саморегулирования и самоуправления — с другой.
При реализации коллективных дел необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанников, их интересы и потребности. Недостаточная дифференцированность их интересов затрудняет вовлечение детей в разнообразные виды деятельности. Малый жизненный опыт детей, их слабо развитая самостоятельность, требуют от воспитателя существенной помощи в организации коллективных дел. Необходимо понаблюдать за взаимоотношениями между детьми, возникающими дружескими связями, а также с побеседовать с ними о том, кто с кем бы хотел дружить, играть или сидеть за одним столом во время занятий. Для сплочения детей необходима систематическая и последовательная работа. Этому в значительной степени способствует содержание материала, совместное обсуждение различных мероприятий, их планирование, распределение обязанностей. Важную роль в таком взаимодействии играет создание доброжелательной атмосферы, или ситуации успеха для каждого участника совместной деятельности.
Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что только взаимодействуя с родителями можно добиться результатов в воспитании и обучении детей, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи.
Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для формирования у детей навыков коммуникативного поведения и воспитания в целом, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Опыт показывает, что для достижения высоких результатов и реальных изменений во взаимоотношениях с родителями необходимо учитывать ряд моментов. Прежде всего - это национальность семьи. Ведь у людей разных национальностей есть свои традиции, свои нормы поведения, свои системы ценностей (культурных и социальных), свой стиль воспитания. Необходимо также учитывать количество детей в семье. Единственный ребенок в семье — это дополнительные трудности и заботы. Единственные дети растут среди взрослых и часто это приводит к ошибкам в воспитании. В одних случаях детей заласкивают, балуют, ограничивают самостоятельность. В других возлагают на ребенка честолюбивые надежды и переоценивая неокрепшие силы сына (дочери), родители загружают их занятиями (музыкой, зыками, чтением). У таких детей тенденция к «взрослению», у них нет той детской непосредственности, игр, забав, свойственных другим. Так, наблюдения показывают там, где дети растут в общении с братом, сестрой, они более приспособлены к жизни: быстро налаживают контакт. Родителям, у которых растет один ребенок, следует помнить, что не следует воспитывать в нем сознание исключительности, так как это приводит к конфликтам с товарищами. Дети, не приученные к справедливой оценке своих поступков, долго не могут определить свое место в коллективе. Поэтому внимание к детям, заботу о них нужно проявлять в такой мере и формах, чтобы у них не возникала переоценка собственных сил и возможностей.
Родители и другие близкие люди первые, кто не только удовлетворяет его потребность в общении, но и дают эталон поведения. Поэтому взрослые должны заботится о должном эмоциональном уровне общения , о том, чтобы учить ребенка сопереживанию, взаимопониманию, справедливости, доброжелательности, щедрости. В общении с близкими ребенок впервые видит себя глазами других и на основе этого составляет представление о себе самом. Очень важно, чтобы оно соответствовало действительности. Воспитателю важно учитывать является ли семья воспитанника полной или не полной. Ведь зачастую дети в таких семьях предоставлены сами себе или переданы на воспитание бабушкам и дедушкам, а родители заняты устройством своей личной жизни.
Работа воспитателя не будет полноценной, если у него нет контакта с родителями детей. А очень часто родители не хотят идти на контакт с сотрудниками ДОУ по нескольким причинам. Это происходит тогда, когда родители рассматривают взаимодействие как вмешательство в жизнь их семьи. Позиция таких родителей выглядит как «Не учите меня жить!»
Другой, не менее важной, причиной является неуверенность родителей в своих педагогических знаниях, в правильности своих действий. Они боятся выглядеть некомпетентными в глазах сотрудников ДОУ. Но есть родители, которые полностью перекладывают заботы о воспитании ребёнка на детский сад, считая что сотрудники ДОУ лучше знают как правильно воспитывать их ребёнка.
При общении с некоторыми родителями мы видим полное отсутствие интереса, равнодушие к деятельности ДОУ и к своему ребёнку.
Поэтому в сложившейся ситуации наиболее целесообразно постепенно менять ситуацию в лучшую сторону. А значит, способствовать установлению более тесных контактов между педагогами детского сада и родителями воспитанников. Педагогу необходимо сделать так, чтобы родители пошли на контакт, захотели общаться. Для устранения препятствий во взаимоотношениях между сотрудниками ДОУ и родителями и выстраивания продуктивного сотрудничества необходимы следующие меры:
Привлечение всех родителей в образовательный процесс (организация пространственной среды для самостоятельной, игровой, учебной и др. деятельности, подготовка дидактических пособий)
• Привлечение родителей к участию в детских праздниках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).
• Анкетирование родителей, диагностика проблем в формировании коммуникативных навыков у детей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.
• Проведение тренингов с родителями и воспитателями по коммуникативному развитию.
• Помощь родителям в расширении семейной библиотеки (медико-психологическая литература, периодическая печать) с целью распространения инновационных подходов к коммуникативному развитию детей.
• Совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат и участков в дошкольном учреждении: создание цветников, конструирование снежных горок, беговых дорожек и спортивных зон.
• Изучение детско-родительских отношений совместно с психологом с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители.
• Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по коррекции отношений или коррекции поведения детей
• Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.
• Выработка единой системы гуманистических требований в дошкольном учреждении и в семье.
• Проведение нетрадиционных родительских собраний, открытых занятий.
• Консультирование родителей: предупреждение использования методов, унижающих достоинство ребенка.
Достичь успеха во взаимодействии с семьёй разовыми акциями невозможно. Необходима целенаправленная длительная работа. Желательно, чтобы она была включена в план работы учреждения и находилась на контроле у заведующего и методиста.