kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: «Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитании
и психическом развитии ребенка. Известный психолог Л.С. Рубенштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

       Для организации и реализации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду (РППС).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»»

Доклад на тему: «Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»



Подготовила:

Аксёнова Марина Владимировна



Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитании
и психическом развитии ребенка. Известный психолог Л.С. Рубенштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

Для организации и реализации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду (РППС).

Организация РППС дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день актуальный вопрос. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие развивающая  предметно – пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного
и физического развития» (С. Л. Новоселова).

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая находилась бы в прямой

зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет

совершенствоваться из самого себя, от природы…» (Е.И. Тихеева)


Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 

Основной задачей педагога является формирование положительного эмоционального отношения к игровой деятельности, развитие интереса
к сюжетной игре.

РППС для сюжетно-ролевых игр должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды - основа для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. 

Внесение новых игрушек наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому необходимо пополнять игровую среду атрибутами, сделанными из бросового материала.


Трансформируемость  пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости
от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов
и возможностей детей.

Дети вместе с воспитателем, в процессе игры могут  трансформировать и изменять предметно – пространственную среду, согласно замыслу игры
и её содержания, менять элементы игры, использовать другие предметы.

Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не машина,
а «Пожарная часть» или «Больница».  Дети могут действовать сами
в зависимости от игрового замысла.

РППС должна иметь легкие передвижные, переносные конструкции, которые дают возможность детям создавать пространство для игры
в удобном месте. Например, домик – палатку можно превращать
в «Дом для семьи» или «Больницу». 

Идею мобильности и динамичности можно воплотить с помощью ширмы. Она позволяет детям изменять пространство, в соответствии
с  сюжетом игры. Можно переставлять ширму, изменять её положение при организации нового сюжета и игровых действий. Ширма – трансформер.  Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие
и безопасные в использовании, их легко складывать и удобно хранить.


Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Использование "Маркеров (знаков) игрового пространства" помогает детям в сюжетно-ролевой игре указывать на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, дома, другие здания, сооружения, малые архитектурные формы, мебель, некоторые предметы интерьера и ландшафта, игрушечная кухонная плита, дом - теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п.).

Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов активно используются детьми в качестве предметов-заместителей. Например, природный и бросовый материал. Желуди, шишки, камешки, крышки, крупные пуговицы, трубочки, палочки, коробки разного размера и формы и др. могут быть использованы как атрибуты для с/р игр «Магазин» («конфеты», «крупа», «макароны» и т.п.), «Строители», «Шоферы» (коробки – грузы, строительный материал), «День рождения» (подарки и угощение), «Пожарные» (крышки используются как песок для тушения пожара).


Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.

Изготовленные детьми игровые поля: «Лесная поляна», «Ферма», «Пикник» оснащаются набором мелких игрушек в соответствии с игровым замыслом детей.  Дети могут добавить готовые макеты или построить из различных конструкторов необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки.

Различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объёмные предметы: коробки, диванные подушки, физкультурные палки, верёвки, лоскуты ткани позволяют детям строить и изменять сюжет игры. Например, ткани разного размера и цвета используются как полянка, речка, остров, ковёр – самолёт или крыша, навес, накидка и т.п.

Доступность среды предполагает свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, необходимым для игры, возможность для каждого ребенка свободно заниматься любимым делом.


Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Игры, игрушки и игровые атрибуты для сюжетно – ролевой игры должны быть красочными, эстетичными, прочными, ориентируемыми на возраст детей группы.


Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в   детском саду.

3 этапа формирования сюжетно-ролевой игры:

На первом этапе (1,5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает.

На втором этапе (3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.


Методы руководства игрой:

Метод прямого руководства – ролевое участие в игре, участие в сговоре на игру, разъяснение, помощь, совет, обсуждение игр с перспективой на дальнейшее развитие.

Косвенное руководство – обогащение знаниями, внесение игрушек, использование сюрпризных моментов.

Комплексное руководство – планомерное обогащение опыта детей, обучающие игры, своевременное изменение предметной игровой среды, активизация общения воспитателя с детьми в процессе игры.


Практика применения сюжетно-ролевых игр в правильно организованной развивающей предметно - пространственной среде позволяет сделать следующие выводы:

РППС группы должна меняться в зависимости от возраста детей, периода обучения, образовательной программы, иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке.

Предметный окружающий мир ребенка, необходимо пополнять
и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Очень важно, чтобы организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответствовали возрасту ребенка.

Правильно построенная РППС в группе способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников, раскрывает их индивидуальные интересы и игровые потребности.

Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботиться о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.


Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014г.

2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014, 2015, 2016 гг.

3. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда.  — Москва: Просвещение, 2015г.

4. Чоома А.Д. Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников.-

Чита, 2016 г.

5.Интернет-ресурсы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему: «Роль воспитателя в организации игр дошкольниками»

Автор: Аксёнова Марина Владимировна

Дата: 21.08.2023

Номер свидетельства: 635775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Доклад "Роль подвижных игр в развитии детей" "
    ["seo_title"] => string(46) "doklad-rol-podvizhnykh-ighr-v-razvitii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "118395"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413128651"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Доклад Тема: Приемственость дошкольного воспитания"
    ["seo_title"] => string(54) "doklad_tiema_priiemstvienost_doshkol_nogho_vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "367574"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1481263298"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Доклад «Система управления качеством взаимодействия детей, воспитателей и родителей»"
    ["seo_title"] => string(86) "dokladsistiemaupravlieniiakachiestvomvzaimodieistviiadietieivospitatielieiiroditieliei"
    ["file_id"] => string(6) "322749"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461668108"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Консультация к педагогическому совету «Организации сотрудничества с родителями» -  «Технология подготовки и проведения родительских консультации»"
    ["seo_title"] => string(147) "konsultatsiiakpiedaghoghichieskomusovietuorghanizatsiisotrudnichiestvasroditieliamitiekhnologhiiapodghotovkiiproviedieniiaroditielskikhkonsultatsii"
    ["file_id"] => string(6) "303123"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457436172"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Доклад на тему: "История и наследие русского народа в жизни ребенка"."
    ["seo_title"] => string(73) "doklad-na-tiemu-istoriia-i-nasliediie-russkogho-naroda-v-zhizni-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "318409"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460569323"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства