kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дикорастущие и культурные растения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расматривали иллюстрации с изображением дикорастущих и культурных растений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дикорастущие и культурные растения.»

ТЕМА: Дикорастущие и культурные растения.

ЦЕЛИ:

изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение;

развивать у детей мышление, логику;

воспитывать интерес к полевым растениям.

НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: картины с изображением деревьев и кустарников: ели, яблони, крыжовника, можжевельника, мать-и-мачехи, помидора, василька; зелёные и жёлтые фишки – у каждого ребёнка, ручка.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

III. Знакомство с дикорастущими растениями (рассказ педагога с элементами

беседы).

IV. Физкультминутка.

V. Знакомство с культурными растениями. Игра «Найди пару».

VI. Закрепление изученного материала.

- Работа с дидактическими карточками:

«Зелёный – оранжевый»,

«Культурные растения»,

«Дикорастущие растения»,

«Группы культурных растений».

VII. Итог занятия.

VIII. Приложение к занятию.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

Рассказ педагога с элементами беседы.

Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?

Растения

Лиственные Хвойные

1.

2.

3.

- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения? (Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека – лён, хлопок. Растения лечат человека – мать-и-мачеха, душица, зверобой, берёза. Растения дают много полезных вещей – мебель, строительство домов, топливо и т.д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

- Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее – деревья, различие – ель растёт в лесу, яблоня – в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее – кустарники, различие – крыжовник растёт в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник – растение леса.)

- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее – травянистые растения, мать-и-мачеха растёт повсюду, а помидор – в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай)

- На какие же группы можно поделить все растения? (Первая группа – растения, которые выращивает специально человек; вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на водоёме.)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую – дикорастущими растениями.

- Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: берёза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, сирень, бересклет; травы: ромашка, одуванчик, василёк.

 

III. Знакомство с дикорастущими растениями.

Рассказ педагога с элементами беседы.

Детям показывается гербарий и рисунок василька.

Можно инсценировать легенду о васильке с помощью кукол или заранее подготовить детей.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдёт речь:

Колоситься в поле рожь,

Там во ржи цветок найдёшь.

Ярко синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василёк)

- Правильно, это василёк. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

 

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

- Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)

- Скажите, а почему Ф. Васильев называет васильки сорняками? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)

Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растёт хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.

Педагог или заранее подготовленные обучающиеся могут рассказать истории о дикорастущих травах (

IV. Физкультминутка.

Жил один садовод,

Он развёл огород,

Приготовил старательно грядки.

(Копают грядки)

Он принёс чемодан,

(Показывают, как он нёс чемодан)

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена –

(Дети присели, затем встали)

Садовод любовался на всходы.

(Восхищаются)

Утром их поливал,

(Поливают)

На ночь их укрывал

(Укрывают)

И берёг от холодной погоды.

(Дети садятся, педагог продолжает.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- Никогда и нигде,

- Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

VI. Закрепление изученного материала.

- Теперь мы знаем, какие бывают растения, кроме дикорастущих. У каждого на столе лежит карточка с изображёнными на ней растениями и фишки зелёного и жёлтого цвета. Рассмотрите растения.

- Накройте зелёными фишками дикорастущие, а жёлтыми – культурные растения.

Дети выполняют задание.

Карточка «Зелёный – оранжевый».

Лён

Рожь

Одуванчик

Помидор

Ольха

Василёк

Яблоня

Берёза

Мать-и-мачеха

Тополь

Крыжовник

Ель

Горох

Редис

Ландыш

Огурец

Рябина

Подснежник

Смородина

Роза

 

 

Педагог раздаёт детям три дидактические карточки. Ребята выполняют задания.

Дидактическая карточка «Дикорастущие растения».

ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ

 

 Деревья Кустарники Травы

1. Берёза 1. Калина 1. Осот

2. Ольха 2. Шиповник 2. Тимофеевка

3. Тополь 3. Сирень 3. Ромашка

Дидактическая карточка «Группы культурных растений».

)

VII. Итог занятия.

- Ребята, чем дикорастущие растения отличаются от культурных?

- Приведите примеры дикорастущих растений.

- О каких группах культурных растений мы сегодня говорили?

- Приведите по два – три примера растений каждой группы.

Рассказы о дикорастущих травах.

Мать-и-мачеха.

Это небольшое травянистое растение высотой 10-25 см. Название растение получило благодаря своим листьям, нижняя поверхность которых тёплая, бархатистая, и её сопоставляют с матерью, а верхняя холодная, гладкая, её сравнивают с мачехой. Зацветает рано весной, ещё до появления листьев. Ещё веет зимним холодом от реки, и половодье не отыгралось, а где-то на угреве в затишье вдруг засветится – прямо посреди прошлогодней травы – солнечная капелька на мохнатом стебельке. Ещё и листьев нет, а она уже цветёт, и спешат к ранним цветкам-фонарикам пчёлы, шмели, бабочки. Бывает, перепадёт ночью заморозок, жёлтая капелька не поникнет, бодро встретит новый день.

Медуница.

Медуницу ещё называют цветок-колдунья. Почему? Наверное, потому что от весны до осени он четырежды меняет окраску своих лепестков. Распускается он вскоре после мать-и-мачехи, колокольчики у него розовые поначалу. Потом они становятся пурпурными, а рядом, на соседних стебельках, появляются новые – опять розовые. Пурпурная окраска сменяется фиолетовой. А когда начнут отцветать они уже синие, поблекшие. Но отцветают тоже поочерёдно, и в самый зенит лета можно увидеть на одном стебельке цветы сразу четырёх оттенков! Любопытно и то, что насекомые не посещают никаких цветков медуницы, кроме розовых. Удивительный цветок! Недаром о нём пишут поэты, говорится о нём и в народных сказках, легендах.

Первоцвет (примула).

Цветок этот известен всему миру как примула. В России его ещё называют первоцвет весенний. Растёт в светлых лесах, на полянах, в лугах. Цветёт в апреле-мае. Красивые жёлтые цветки собраны в виде поникшего зонтика на конце безлистного стебля, который выходит из прикорневых листьев – морщинистых, яйцевидной формы, с волнистыми краями.

Обличьем своим цветок этот похож на связку ключей. Золотых ключей, которыми весна открывает двери теплу и свету. В пору средневековья о примуле была сложена такая легенда. Сторожил будто бы апостол Пётр райские врата, и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге апостол выронил связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Послал апостол вдогонку ангела, да уже было поздно. Связка упала на Землю, и из нее вырос похожий на ключи цветок. Первоцвет, первенец, баранчики, коровьи слёзы, ряст, божьи ручки, гасник, золотянка и просто ключи – каких только ласковых прозвищ не давали этому цветку, с приходом которого начиналась весна.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Дикорастущие и культурные растения.

Автор: Кузнецова Марина Владимировна,Пивоварова Карина Валерьевна

Дата: 08.06.2022

Номер свидетельства: 609239

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения""
    ["seo_title"] => string(74) "razrabotkaurokaokruzhaiushchieghomiradikorastushchiieikulturnyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "269940"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450957231"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Урок.Дикорастущие и культурные растения "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-dikorastushchiie-i-kul-turnyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "235769"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443816300"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Конспект интегрированного урока по природоведению и библейской истории на тему "Многообразие растений в природе. Дикорастущие и культурные растения.""
    ["seo_title"] => string(165) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-po-prirodoviedieniiu-i-biblieiskoi-istorii-na-tiemu-mnoghoobraziie-rastienii-v-prirodie-dikorastushchiie-i-kul-turnyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "310867"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459104799"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспек урока пл окружающему миру 2 класс ШКОЛА РОССИИ Тема: Дикорастущие и культурные растения "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiek-uroka-pl-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-shkola-rossii-tiema-dikorastushchiie-i-kul-turnyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "157157"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421563566"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) ""Для чего люди выращивают культурные растения?" "
    ["seo_title"] => string(56) "dlia-chiegho-liudi-vyrashchivaiut-kul-turnyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "162879"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422424881"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства