Просмотр содержимого документа
«Дикие животные наших лесов»
МОУ Пронинская СОШ
Галичский муниципальный район
Костромская область
Методическая разработка
НООД по познавательному развитию
для детей 5-6 лет
Тема: «Дикие животные наших лесов»
Разработал воспитатель С.А. Шебалина
2017 год
НООД по познавательному развитию
для детей 5-6 лет
Тема: Дикие животные наших лесов.
Цель: Формировать целостные представления о жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные. Углубить и раскрыть представления детей о диких животных наших лесов: медведе, волке, еже и т.д.
Закрепить знания о жилищах животных, детенышах.
Развивающие. Формировать логическое мышление, развивать творческое воображение: умение рассуждать, находить выход из экстремальных ситуаций, стремиться к идеальности.
Учить детей использовать в речи грамматически правильные формы притяжательных прилагательных, существительных в нужном числе и падеже, кратких и развернутых предложений.
Развивать слуховое внимание.
Воспитывающие. Воспитывать гуманное отношение к диким животным, осознание их значимости и необходимости в природе.
Оборудование: демонстрационный: картинки к дидактическим играм: «Кто кому дал уши поносить?», «Угостим зверей»; бубен.
раздаточный: маски зайцев и лис, «орешки», карточки с изображением корма диких животных.
Предварительная работа: заучивание загадок о животных, рассматривание картин, беседа о жизни животных, дидактические игры: «Чей хвост?», «Чьи детки?», «Четвертый лишний», игры РТВ: «Что было бы …», «За секунду до …», «Идеальный зверь».
Непосредственно – образовательная деятельность.
1. Организационный момент.
- Вспомним наше правило:
Говорим всегда красиво.
Правильно, неторопливо,
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.
2. Сюрпризный момент “Письмо”.
- Ребята, сегодня я шла в наш детский сад и почтальон вручил мне конверт, но только от кого оно - не написано. На конверте есть загадка, давайте угадаем её, может тогда узнаем от кого письмо.
Это что за мужичок
Сел у дуба на сучок?
Невелик, да деловит,
Зря нисколько не сидит:
Он без молотка, без рук
По стволу стучит: тук-тук.
Трещинку в коре найдет -
Длинный нос в нее сует,
Вытащит за спинку
Всякую личинку.
Мужичок тот не простой -
Это доктор наш лесной.
Д: Дятел
- Вот теперь мы знаем от кого это письмо. Прочитаем его?
Д: Да
-Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки. У нас в лесу случилась беда, был ураганный ветер с дождём. Животные все разбежались и не могут найти свои дома и детёнышей. От сильного ветра поменялись уши у зверей. Они не могут найти для себя корм. Помогите, пожалуйста.
- Поможем лесным жителям?
Дети. Да.
- А каким животным надо помочь, узнаете, отгадав загадки.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
Сама мала, шубка пышна, То рыжая, то серая, а называем . белая? (белка)
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)
Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Он рога несет легко,
Хоть раскинул широко. (Лось)
- Молодцы ребята, справились с этим заданием. А как мы назовём всех этих животных?
Д: Дикие животные.
- А что вы еще знаете про зверей?
3. Расскажите, кто где живёт? (показываю картинки животных –дети отвечают):
Дети. Лиса живет в норе.
- А где строит себе домик белочка?
Дети. Белочка строит себе домик в дупле.
- Как называется дом волка?
Дети. Логово.
- А где домик у зайца?
Дети. Под любым кустиком.
- Почему зимой в лесу не видно медведей, ежей?
Дети. Они зимой спят.
-Где спит медведь?
Дети. В берлоге.
- А еж?
Дети. В норе.
- Молодцы! Подойдите к столу. (на столе разложены картинки с изображением животных, уши у которых не подходят к данным животным).
4.- Да, картинки очень интересные, но что-то здесь не так, а что, не пойму?
Дети. Там звери неправильно нарисованы. Они поменялись ушами.
Дидактическая игра «Кто кому дал уши поносить?»
- Чьи уши у лисы?
Дети. Заячьи.
- А у медведя?
Дети. Лисьи.
- Чьи ушки у зайца?
Дети. Беличьи.
- А у белки?
Дети. Медвежьи.
Кому дал поносить свои уши медведь?
Дети. Медведь дал поносить свои уши белке.
-С кем поменялась ушами лиса?
Дети. Лиса поменялась ушами с зайцем.
- Кому отдала свои уши белка?
Дети. Белка отдала уши медведю.
-У ежа чьи уши?
Дети. Лосиные.
- А у лося?
Дети. Уши ежа.
-Молодцы ребята, догадались, кто с кем поменялся ушами.
5.Физминутка: «Звери шли на водопой»
В жаркий день лесной тропой звери шли на водопой (идут по кругу)
За мамой лосихой - топал лосенок (топают ногами)
За мамой лисицей – крался лисенок (крадется)
За мамой ежихой катился ежонок (присесть)
За мамой медведицей шел медвежонок (вперевалочку)
За мамою белкой – скакали бельчата (вправо- влево на 2х ногах)
За мамой зайчихой – косые зайчата (на прямых 2х ногах)
Волчица вела за собою волчат (выносить руки вперед)
Все звери и дети напиться хотят (наклоняются вперёд)
6.Игра ТРИЗ «Что было бы, если бы …?»
-Ребята, представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял свою летнюю шубку на зимнюю?
Дети. Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замерз, зимняя шубка теплее, чем летняя.
- А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок?
Дети. Ему трудно было бы спасаться от врагов.
- Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму?
Дети. Остался бы голодный, нет ни ягод, ни меда. Бродил бы злой, нападал на людей.
-Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого хвоста?
Дети. Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее как руль.
- На все мои вопросы вы дали очень интересные ответы. Молодцы!
Я предлагаю вам еще одну игру. Будьте внимательны.
7.Игра «Трик – трак, это так?»
- Родились у зайчихи лисята.
Дети. Трик – трак это не так.
- А как?
Дети. У зайчихи – зайчата, а лисята у лисицы.
-У медведицы детки лосята?
Дети. Трик – трак это не так.
Дети. У медведицы – медвежата, а лосята у лосихи
- У белки – волчата.
Дети. Трик – трак, это не так.
-А как?
Дети. У белки – бельчата, а волчата у волчихи.
-У ежихи – ежата?
Дети. Трик – трак это так.
Воспитатель. Молодцы! Все были очень внимательны. Давайте поиграем еще в одну игру. Здесь тоже надо быть внимательными, но еще и ловкими.
8. Подвижная игра «Лисы и зайцы».
Дети договариваются на роли зайцев и лис. Напоминаю правила игры.
- Если то, что я вам скажу, бывает на самом деле, то лисы ловят зайцев. А если такое в жизни не бывает, то наоборот, зайцы будут ловить лис. На удар бубна игра прекращается. Те, кого поймали, подходят ко мне. Будьте внимательны.
1 – У лисы длинный пушистый хвост.
( лисы ловят зайцев)
2 – Волк любит скакать по веткам.
(зайцы ловят лис)
3 – Медведь все лето спит в берлоге.
(зайцы ловят лис)
4 – Заяц – длинноухий.
(лисы ловят зайцев)
-Ребята, давайте сядем на коврик отдохнем, а заодно и поразмышляем, пофантазируем.
Игра РТВ «За секунду до …».
Ребята, представьте себе, что во время прогулки по лесу мы увидели, как лиса подкрадывается к зайчику и вот-вот его схватит. Хотите спасти зайчишку?
Дети. Да.
- Как вы это сделаете?
Дети. Закричим, лиса испугается и убежит. Захлопаем в ладоши. Забросаем снежками.
- Молодцы, зайчика вам удалось спасти. А теперь подумайте, что вы будете делать, если встретите в лесу волка?
Дети. Убежим.
- Волк уже несколько дней не мог найти себе корм, голодный, злой и стал гнаться за вами. Как быть?
Дети. Залезем на дерево.
- У деревьев стволы гладкие, ветки высоко от земли. Очень сложно залезать. Что будете делать?
Дети. Надо разжечь костер, волки боятся огня.
- Можно, но у вас кончились спички. Как быть?
Дети. Привязать красную тряпку на палку и размахивать ею. Волк подумает, что это огонь и не подойдет.
- Я уверена, что вы найдете выход из любой ситуации, поэтому с вами смело можно отправляться в любое путешествие. Молодцы!
(Предлагаю детям пройти к столам и сесть)
9.- Мы знаем, что все звери не похожи друг на друга: одни большие, другие маленькие, у одних есть рога, у других их нет, у одних длинные уши, у других короткие.
Они отличаются еще тем, что одни кормятся листвой, травой, ягодами, а другие охотятся на животных и этим кормятся.
Пододвиньте к себе карточки, разложите их и посмотрите внимательно. На каждой карточке нарисован корм какого-то животного. Вы должны подумать, чей это корм. Я буду называть животное, а вы поднимать нужную карточку.
Чем питается волк?
Что по вкусу белке?
Что любит лиса?
Что понравилось бы зайцу?
Чему был бы рад медведь?
Чем кормится лось?
Что ест еж?
Молодцы! Скажите, как называют животных, которые питаются только растительной пищей?
Дети. Травоядные.
- Назовите их.
Дети. Лось, заяц.
-Как называют животных, которые охотятся на других животных?
Дети. Хищные.
- Как называют животных, которые питаются растительной пищей и охотятся на других животных?
Дети. Всеядные.
- Назовите их. Дети. Медведь, белка, еж, кабан.
- Ребята, как вы думаете, нужны ли вообще дикие животные?
Дети. Да, нужны.
-А для чего?
Дети. Они дают людям мех, мясо. Из рогов оленей делают лекарства. Они в лесу поддерживают порядок. Хищники уничтожают слабых и больных животных.
- Совершенно верно. Прежде человек на всех хищников смотрел как на злейших врагов. Но оказалось, что они для природы не только полезны, а просто необходимы. Хищники никогда не нападут первыми на людей, если это и случается, то очень редко.
-Ребята, каждый зверь может чем-то похвалиться: заяц – быстрыми ногами, медведь – силой, белка – пушистым хвостом и т.д. Давайте сконструируем идеального зверя, у которого все самое лучшее.
Игра «Идеальный зверь»
Что можно взять у медведя, для идеального зверя? – туловище (силу).
У ежа? – иголки (защита от врагов)
У волка? – голову (очень умное животное)
У белки? – пушистый хвост (руль).
У лисы? – уши (хороший слух).
У лося? – рога (красивые).
У зайца? – быстрые ноги.
У кабана? – пятачок.
Дети по очереди рисуют на альбомном листе части туловища животного.
Ну вот и получился идеальный зверь. Как же нам его назвать? Давайте составим его название из первых букв в названиях всех зверей.
МЕВЛИКЗАБ - так называется придуманный нами зверь.
(Стук в дверь. Принесли корзиночку с угощением дикие животные для детей).
- Ребята, дикие животные прислали вам угощение за то, что вы им помогли разобраться с неразберихой в лесу: помогли им найти своих детёнышей, найти корм, вернуть свои уши.
Угощайтесь!
Использованная литература:
«Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С. Н. Николаевой.