Просмотр содержимого документа
«Детская агрессия в дошкольном возрасте»
Детская агрессия.
Описанные варианты нарушения поведения ребёнка в раннем детстве не являются в чистом виде агрессивностью, а лишь могут включать отдельные действия.
В среднем и старшем дошкольном возрасте,5-6 лет, агрессивное поведение уже может рассматриваться как специческая форма взаимоотношения ребёнка с другими людьми ( в первую очередь со сверстниками). Чаще всего именно в этот период появляются жалобы на драки, на агрессивное отношение к младшим.
Такое поведение дошкольника свидетельствует о неблагополучии в сфере социальных взаимоотношений и обычно вытекает из неудовлетворённости ребёнка своим положением в группе детского сада или в семье. Практически всегда это говорит о дефиците или недостаточном уровне социальных контактов, причём именно с теми людьми, к общению которых ребёнок стремится.
Появление агрессивных тенденций в поведении ранее спокойного, доброжелательного ребёнка настораживает. Если же агрессивные действия в той или иной форме уже закрепились в поведении ребёнка дома, то их развитие и перенос на более широкую арену в группу детского сада даёт повод для обоснованной тревоги за его развитие, как личности.
Коммуникативные навыки, умение общаться с людьми чрезвычайно важны для установления контакта с группой сверстников.
Далеко не всегда даже в очень благополучной семье, где взрослые стараются сделать для ребёнка всё возможное, могут обеспечить достаточное развитие в игровой деятельности и навыков общения со сверстниками. Без постоянного контакта с другими детьми это вообще невозможно. Иногда бывают ситуации, когда усвоенная в семье манера говорить оказывается настолько неуместной в общении детей, что оценивается среди сверстников как неправильная, скучная и даёт обратный результат. То же самое происходит, когда родители пытаются привить ребёнку навыки игры, которые могут быть либо не популярными среди детей, либо не понятными.
Появление агрессивных реакций у дошкольников в ответ на насмешки детей. Так же это могут быть переживания, связанные с обидой, ущемлённым самолюбием, конфликтами с близкими людьми (в первую очередь с матерью).
Безусловно в таких ситуациях необходим тщательный анализ, выявление трудностей, испытываемых ребёнком, установление причин и их устранение, а затем формирование у ребёнка нужных, не достающих умений, навыков, а также установок в отношении других людей. Внимательность взрослого и огромное терпение- обязательное условие успеха. Здесь важно создать максимальный эмоциональный комфорт для ребёнка. На этой основе формируется адекватное отношение к сложившейся ситуации, вырабатываются способы поведения в ней.
Особенно тяжёлыми являются ситуации, когда в семье рождается малыш. Очень важна эмоциональная защищённость, эмоциональная связь с матерью, постоянное ощущение нужности в семье. При семейных конфликтах недовольство ребёнка может быть направлено вообще против всех взрослых, так и при конфликте с воспитателем в детском саду непослушание, грубость и агрессивные реакции начинают проявляться в отношении любых взрослых.
Поскольку в детском возрасте поведение такого рода легко фиксируется, »входит в привычку», его не всегда удаётся направить в нежное русло простыми психолого-педагогическими методами. В этих случаях необходима консультация психоневролога или детского психиатра.
В целом источники агрессивного поведения детей дошкольного возраста обусловливаются, с одной стороны, их биологическими, характерологическими особенностями, темпераментом, эмоциональной возбудимостью, а с другой- социальными причинами: положением в коллективе или семье, степенью удовлетворённости этим положением, умением общаться со сверстниками, развитием игровых навыков и степенью овладения другими видами деятельности, ценящимися в группе.
Внимание к ребёнку, умелое руководство его поведением, предупреждение упрямства и капризов на основе которых в дальнейшем может сформироваться и развиться агрессивное поведение, выработка у ребёнка навыков общения, предоставление ему возможности контактировать с другими детьми, организация совместных игр, т.е. организация его социального опыта в условиях тёплого, ровного эмоционального климата в семье может предупредить появление агрессии у дошкольника или не допустить его дальнейшего развития.