Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны: увеличивается день, тает снег, освобождаются ото льда водоёмы, растёт трава, возвращаются перелётные птицы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Дидактические игры о весне»»
«Дидактические игры о весне»
для детей подготовительной группы.
Цель:
Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны: увеличивается день, тает снег, освобождаются ото льда водоёмы, растёт трава, возвращаются перелётные птицы.
Задачи
- вызвать интерес к окружающему нас миру, формировать реалистические представления об окружающей нас живой природе,
- научить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных;
- вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.
- воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе.
Дидактическая игра «Назови весеннее слово»
Цель игры: расширение словаря по теме.
Описание игры. Взрослый просит назвать как можно больше весенних слов. Игру можно провести как соревнование.
Описание игры. Взрослый просит подобрать как можно больше прилагательных к слову.
Солнышко весной какое? — Яркое, теплое, большое, ласковое... Снег весной какой? — Рыхлый, темный, мокрый, липкий, грязный... Небо весной какое? — Голубое, чистое, высокое...
Речевая игра «Почемучки»
Цель игры: обучение полному ответу.
Описание игры. Взрослый бросает ребенку мяч, обращаясь к нему с вопросом: «Почему стало мало снега? Почему он потемнел? Почему мы сняли шубы и валенки? Почему уже нельзя кататься на коньках и лыжах? Почему тает снег? Почему бегут ручьи? Почему набухли почки? Почему все это происходит?» Ребенок должен ответить полным ответом.
Речевая игра «Непохожи»
Цель игры: составление предложений с противительным союзом.
Описание игры. «Зима и весна похожи друг на друга? — Нет. — Давайте про это расскажем». Взрослый начинает предложение, а ребенок повторяет его слова и добавляет свои.
Зимой дни короткие, а весной... (длинные, светлые). Зимой снег белый, искристый, а весной... (темный, рыхлый, грязный). Зимой ветер холодный, порывистый, а весной... (теплый, ласковый). Зимой солнце низкое, холодное, а весной... (теплое, ласковое, высокое).
Речевая игра «Дзинь-ля-ля»
Цель игры: проговаривание звуков.
Описание игры.
"Дзинь-дзинь-дзинь", - Поют капели. "Ля-ля-ля", - Поет скворец. Дзинь-ля-ля! На самом деле Наступил Зиме конец!
В. Степанов
Речевая игра «Ранней весной»
Цель игры: проговаривание звука 'л'.
Описание игры.
Гули-гули голуби Сели возле проруби. Ворковали: - Гуль-гуль… Речка пела: - Буль-буль… Таял снег в лугах, в полях, Голубели ночки, На прибрежных тополях Набухали почки, У весенней проруби Голубели голуби.
А Прокофьев
Речевая игра «Сердитый снег»
Цель игры: проговаривание звука 'л'.
Описание игры.
Всю зиму Белый снег Белел, А в марте Взял и почернел.
М. Садовский
Речевая игра «Ночь и день»
Цель игры: проговаривание звуков.
Описание игры.
Ночь зимой - как чёрный кот, День- как серенькая мышь, Но весна, весна идёт, Ярко, звонко каплет с крыш. Уж морозу не сдержать Шумной радости ручьёв, Стали птицы прилетать, Звонче щебет воробьёв. Исчезают тьма и тишь, И теперь наоборот: Ночь- как серенькая мышь, День- большой , блестящий кот.
П. Соловьёва
Читаем и заучиваем стихи
Идет весна по городу!
Юнна Мориц
Динь! Дон! Динь! Дон! Это что за нежный звон? Это пролесок-подснежник Улыбается сквозь сон!
Это чей пушистый луч Так щекочет из-за туч, Заставляя малышей Улыбаться до ушей?
Это чья же теплота, Чья такая доброта Заставляет улыбаться Зайца, курицу, кота? И по какому поводу? Идёт Весна По городу!
И у пуделя-улыбка! И в аквариуме рыбка Улыбнулась из водицы Улыбающейся птице!
Вот и получается, Что не помещается На одной странице Улыбка необъятная,- До чего приятная! Вот такой длины, Вот такой ширины! А по какому поводу? Идёт Весна По городу!
Утром было солнечно И совсем тепло. Озеро широкое По двору текло.
В полдень подморозило, Вновь зима пришла, Затянулось озеро Корочкой стекла.
Расколол я тонкое Звонкое стекло, Озеро широкое Снова потекло.
Говорят прохожие: — Вот весна идёт! - А это я работаю, Разбиваю лёд.
Весна
Елена Благинина
Еще в домах пылают печки И поздно солнышко встает, Еще у нас по нашей речке Спокойно ходят через лед;
Еще к сараю за дровами Не проберешься напрямик И в садике под деревами С метлою дремлет снеговик;
Еще мы все тепло одеты - В фуфайки, в ватные штаны... А все-таки весны приметы Во всем, во всем уже видны
И в том, как крыши потеплели И как у солнца на виду Капели, падая, запели, Залопотали, как в бреду.
И вдруг дорога стала влажной, А валенки водой полны... И ветер нежный и протяжный Повеял с южной стороны.
А воробьи кричат друг дружке Про солнце, про его красу. И все веселые веснушки Уселись на одном носу...
Весенние часики
Т. Дмитриев
Тюки-тюки, тюки-так – Звон веселый слышен. Это часики весна Завела под крышей. Тюки-тюки, тюки-так – Счет ведет капели. На гнездовья точно в срок Гуси прилетели. И шумят мне ручейки На весенней стежке: - Выходи, малыш, гулять! Надевай сапожки!
Помощники весны
Г. Ладонщиков
Леня с Петей, Взяв лопаты, Помогать пришли весне. Разбивают лед ребята И разбрасывают снег. Посмотрел на них с укором Снеговик из-под ведра: - Этак мне придется скоро Убираться со двора!
Веселые льдинки
И. Демьянов Под самым карнизом, Над самым оконцем Забралось в сосульки Весеннее солнце. Сверкая, бегут по сосулькам слезинки… И тают сосульки – веселые льдинки.
Весна пришла
Е. Стюарт
Весна пришла, сосульками Карнизы украшая. Ручьи задорно булькают, Сугробы подмывая. Забыв морозы прежние, Без сил свалилась набок Заплаканная снежная Подтаявшая баба. Зиме совсем недужится – Пора ей в путь сбираться… И солнце в каждой лужице Готово искупаться! И меж снегами влажными Пробив себе окошки, Подснежники отважные Уже встают на ножки!
***
Е. Карганова
Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла весна.
Весна
Ф. Тютчев
Зима недаром злится, Прошла её пора - Весна в окно стучится И гонит со двора.
И всё засуетилось, Всё нудит зиму вон - И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя...
Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу.
Бумажный ледокол
П. Синявский
Толстяки-снеговики Похудели от тоски. Тают Прямо на глазах, Причитают: - Ох! Ах! И до слез печалятся, Что зима кончается. А весна уже не ждет, А мальчишки строят флот, - На бумажном ледоколе Зайчик солнечный плывет!
Бушует полая вода
И.А. Бунин
Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно. Грачей пролётные стада Кричат и весело, и важно.
Дымятся чёрные бугры, И утром в воздухе нагретом... Густые белые пары Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут... Что ярким солнечном теплом По залу зайчики трепещут.
Отгадываем загадки
Шагает красавица, легко земли касается, Идёт на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (Весна)
Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весна)
Была белая да седая, Пришла зелёная, молодая. (Зима и весна)
Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла ... (Весна)
Снег чернеет на полянке, С каждым днем теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это, что за время года. (Весна)
Снежок растаял и с полей Бежит проворливый …
(Ручей)
В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. (Ручеек)
Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня.
(Ручей)
Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад -Заглянул к нам месяц …
(Март)
Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
(Зима и весна)
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Что это за время года?
(Весна)
Лед на речке треснул, солнце пригревает. Речка зашумела, льдины подгоняет. Весеннее явление, как его называют?
(Ледоход)
С солнышком я очень дружен, Лишь покажется в окне, Я от зеркала, от лужи Пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик)
Физкультминутка
Был большой снеговик,
встают на носки, руки вверх
А теперь он невелик,
приседают
Зайка прыгал ловко, ловко
И достал свою морковку,
прыгают
Пальчиковая гимнастика
На орех взобрался Миша.
Имитация взбирания на дерево
С ветки даль ему видна.
Ладошку приставить «козырьком» ко лбу
Смотрит на холмы и крыши -
Рукой сделать волнообразное движение, а затем сложить руки над головой –«крыша»
Не идёт ли к нам весна?
Ходьба на месте
За деревней, за долиной,
Посмотреть влево,посмотреть вправо
Где прозрачен небосвод,
Показать руками небо
Клин увидев журавлиный,
Сомкнуть кончики пальцев вытянутых перед собой рук
Закричал: «Весна идёт!»
Вскинуть руки вверх-в стороны
«Сосульки разговаривают»
«С крыши свисают сосульки. Как солнце пригреет, начинается капель. Капель падает, выговаривает:
С толстых сосулек пляк-пляк-пляк-пляк-пляк,
Со средних сосулек плюк-плюк-плюк-плюк-плюк,
С тонких сосулек плик-плик-плик-плик-плик.
Каждый палец касается стола
Вечером похолодает. «Пляк» — упадет капля с самой толстой сосульки.