Дидактическая игра « Большой экзамен». 1 класс, конец года.
Задачи: 1. Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков и отношений. Учиться добру!
2.Проверить и закрепить правила поведения в школе, представления о хорошем и плохом, о вежливых и волшебных словах, знания о круглом годе с помощью загадок.
3. Развивать внимание, память, мышление. Учить рассуждать.
4. Воспитывать любовь к школе, интерес к окружающему миру, желание получать знания.
Правила игры: 1. Слушать внимательно!
2. Думать старательно!
3. Не перебивать друг друга!
Оборудование: - плакат «С добротой и настойчивостью добьёшься всего!»
- картинки: автомобиль, самолёт, поезд;
- Книга добрых поступков:
Страница 1 – «Ты помнишь как всё начиналось?»
Страница 2 – «Что такое хорошо и что такое плохо».
Страница 3 – «Вежливые и волшебные слова».
Страница 4 – «Круглый год».
Страница 5 – «Игровая».
Страница 6 – «Прощальная».
- почтовый ящик;
- Мудрая сова;
- копилка волшебных слов;
- Незнайка;
- картины времён года;
- таблица «Круглый год»;
- сладкий приз ( по количеству детей) ;
- колокол;
- класс украшен шарами и флажками.
ХОД ПРАЗДНИКА.
Дорогие, дети! Уважаемые взрослые: гости, родители, учителя! Вот и закончился наш первый учебный год. Посмотрите на наших ребятишек. Все они за это время выросли, поумнели, многому научились и многое узнали. Мы много путешествовали и каждый раз узнавали что-либо новое, интересное, важное. А сегодня мы отправимся в последнее в этом учебном году путешествие по страничкам «Книги добрых поступков». Это будет необычное путешествие, путешествие – экзамен.
-Выбирайте сами вид транспорта, на котором мы будем путешествовать. Докажите, что вы правильно выбрали вид транспорта.
(Машина – все не вместятся, самолёт – очень высоко летит и очень быстро, пропустим много интересного, выбираем поезд – вместятся и дети, и родители, и гости; окна большие, идёт не слишком быстро, успеем всё рассмотреть. Кроме того, удобно общаться друг с другом, находясь в одном вагоне).
- Итак, устраивайтесь поудобнее, отправляемся в путешествие. (Удар колокола).
Страничка 1.
«Ты помнишь как всё начиналось…»
Учитель: Ты помнишь…
Было вокруг море цветов и звуков.
Из тёплых маминых рук я взяла твою руку…
Ученики: 1. У каждого в жизни единственный раз
Бывает свой первый, свой памятный класс.
2. И первый учебник, и первый урок
И первый заливистый школьный звонок.
3. И первый наставник – наш первый учитель –
Кто дверь нам открыл на дорогу открытий.
4. Январём начинается год, но по праву считает народ:
Сентябрь – начало всех дорог, к вершинам знаний он ведёт.
5. Нам школа утром солнечным свою открыла дверь.
У нас заботы важные – мы школьники теперь.
6. Мы помним тот звонок весёлый, что прозвенел нам в первый
раз,
Когда пришли с цветами в школу, в свой самый лучший 1 класс
7. Как встретил у дверей учитель –
Наш верный друг на много дней.
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Страничка 2.
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
(Висит почтовый ящик, в нём письма).
(Хорошо читающий ученик читает надпись на конвертах: село Ивановка, школа, ученикам 1 класса.
Адрес отправителя: Страна добрых поступков. Добрый сказочник.)
- Что же в этих письмах? Давайте почитаем.
(В конвертах различные ситуации о поведении детей. Учитель их зачитывает, дети разбирают и делают выводы о правилах поведения. В последнем письме правильные ответы на ситуацию.)
Добрый Сказочник говорит:
- «Нельзя брать без разрешения то, что принадлежит всем детям, даже если очень хочется!»
- «Нельзя сидеть в транспорте, когда взрослые стоят. Им нужно уступить место».
- «Нельзя оставлять без присмотра животное, которое ты приручил. Оно будет скучать, его могут обидеть другие животные или нехорошие люди, он может умереть с голоду».
Если бы вам пришлось писать ответ доброму сказочнику, что бы вы ему написали о себе, о своих добрых и хороших поступках, правилах поведения?
(Ученики читают стихи, ответ Доброму Сказочнику).
- Ежедневно по утрам заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз, а учитель учит нас.
- На доске мы пишем мелом, ручкой пишем мы в тетради.
Несерьёзным занят делом тот, кто пишет на ограде.
- Парта – это не кровать и на ней нельзя лежать!
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними!
- Учитель спросит – надо встать, когда он сесть позволит – сядь!
- Ходим мы в библиотеку, чтоб побольше прочитать.
Настоящим человеком помогают книги стать!
- Мы школьники прилежные, послушны и дружны.
Мы знаем, что Отчизне лентяи не нужны!
Страничка 3.
«Вежливые и волшебные слова».
На этой страничке нас встречает Мудрая Сова. Be неё к вам какой-то вопрос.
- Что нужно уметь и знать, чтобы быть хорошим школьником? (Ответы детей).
- Многое вы перечислили правильно, но забыли очень важное правило: нужно уметь себя вести. А что это значит: уметь себя вести?
- Как называется человек, умеющий себя вести? (Воспитанным, вежливым).
- Послушайте внимательно одно стихотворение и скажите: можно ли этого школьнока назвать вежливым? ( А. Барто «Стихи о школьнике одном», читает ученик).
(Этого школьника нельзя назвать вежливым. Он не знает волшебных слов.)
- А какие вежливые и волшебные слова знает вы?
У нас с ребятами есть «Копилка волшебных слов». На словах, которые уже поселились в нашем классе, мы приклеили значки, потому что научились ими пользоваться.
Страничка 4.
«Круглый год».
Здесь нас встречает Незнайка. Ему кажется, что он всё-всё знает. Такой хвастунишка! Пришёл в школу в первый раз. Учительница его спрашивает: «Можешь назвать по порядку дни недели?» Незнайка засмеялся и сказал: «Воскресенье – день веселья… Потом среда – ну это ерунда…а потом суббота – погулять охота. Вот и всё!
- Правильно ответил на вопрос Незнайка?
- Надо ему помочь!
Понедельник, а за ним?
Вторник, а за ним?
Среда, а за ней?
Четверг, а за ним?
Пятница, а за ней?
Суббота, а за ней?
Воскресенье, а за ним?
- Опять вернулись к началу недели. Вот какая получилась «круговая игра». Давайте продолжим её:
Утро, а за ним? и т.д.
Зима, а за ней? и т.д.
- Зима, весна, лето, осень – что это? (Времена года).
На доске картины времён года вразброс. Зачитываю стихи, дети должны найти соответствующую. (Угадавший получает картинку в награду). Ответ надо обосновать!
И на утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело…(Зима).
Собираем в августе урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов. (Лето).
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене. (Весна).
Ясным утром сентября хлеб молотят сёла.
Мчатся птицы за моря и открылась школа. (Осень).
Вот моя деревня, вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках по горе крутой. (Зима).
И опять мы вернулись к зиме. (Дети располагают картины в правильном порядке времён года).
Страничка 5.
«Игровая».
Но в школе учат не только читать, писать, решать задачи, но и играть. Сейчас мы поиграем в рифмованные игры. (Родители и гости подключаются).
Книга «Литература и фантазия». Москва. Просвещение. 1992 год.
Страницы : 154 «Почему молчат киты», И. Мазнин;
155 «Да! Нет!», Гиви Чичинадзе;
174 «Про пана Трулялинского», Ю. Тувим;
«№: «Прощальная игра», Джон Чиарди.
(После каждой странички – удар колокола – сигнал отправления).