Любое образовательное событие начинается с диалога между воспитателем и детьми.Основная цель диалога в событийности- помочь развитию творческого, продуктивного мышления дошкольника. Такой диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники, сотрудники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Диалог в образовательном событии».»
«Диалог в образовательном событии».
Любое образовательное событие начинается с диалога между воспитателем и детьми. Это может быть обсуждение с детьми проблемной ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи. Важно, чтобы воспитатель не давал прямых объяснений и готовых ответов, а подводил детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу.
Основная цель диалога в событийности- помочь развитию творческого, продуктивного мышления дошкольника. Такой диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники, сотрудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»).
Задачи диалога в событийности:
1.Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
2. Учить детей вступать в переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности; речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях,
3. Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами.
Основные признаки диалога в событийности:
Проблемная ситуация;
Дети активно включаются в диалог с носителем: задают вопросы, поддерживают беседу, детям интересно мнение других, проявляют своё отношение к сказанному, высказывают своё мнение, аргументируют своё мнение;
Использование новых слов;
Появляются суждения.
Какие задачи стоят перед педагогом?
«Если между ребёнком и взрослым не будет заинтересованного диалога как между равными партнёрами, ребёнок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве».
Диалог – это «поиск ответа на вопрос, на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет». Мышление развивается, когда человек решает трудные задачи, которые требуют времени и значительных самостоятельных усилий.
Структура диалогав событийности:
Проблемная ситуация;
Высказывания детьми своего отношения к проблемной ситуации;
Обсуждение проблемы;
Структурирование ответов детей;
Анализ высказываний;
Формулирование гипотезы (возможное решение проблемы);
Проверка гипотезы и вывод.
Как сделать диалогв событийностиразвивающим?
Педагог:
Ставит проблему;
С помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;
Не прерывает и не торопит детей;
Не даёт готовых ответов;
Использует противоречия;
Аргументирует свой ответ.
Старается не упустить ни одного ребёнка;
Отвечает на вопросы детей. Должен ответить так, чтобы его ответ помог ребёнку развиваться (мыслить, рассуждать самостоятельно).
Должен помочь ребёнку сформулировать мысль и высказать её, чтобы группа детей её поняла.
Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов: создание проблемных ситуаций; постановка проблемных вопросов; работа с правилами; круги доверия (работа в парах, мини группах ).
Что должен учитывать педагог?
- Интересы и потребности детей;
- Опыт;
- Возраст;
- Индивидуальные особенности детей;
- Образовательное события в группе.
Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций:
Задаётся проблемный вопрос (Как вы думаете? Как вы считаете?). Выдвигаются версии детей с обоснованием;
Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии. Возвращаются к проблемному вопросу и обосновывают сосуществование двух версий. В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников.
Этап — проблемные вопросы. Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы.
Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами. Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т.д ).
Ну и как последний этап - круги доверия (утренний круг) которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.
Образовательные результаты:
Развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности .
Развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.
Развитие умения соблюдать установленные нормы и правила.
Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
Обеспечение эмоционального комфорта.
Показатели успешности проведения диалога:
1. Появляется разнообразие ответов (вопросов, способов взаимодействия между детьми).
2. Содержание диалога переходит на новый уровень: охвачено большинство детей; проявляют своё отношение к сказанному; высказывают своё мнение и аргументируют его.