1.Организационный момент. Значение птиц зимой. II. Репортаж с лесной опушки.
Физминутка:
Физминутка:
III. Кормушки и их виды.
IV. Корм для зимующих птиц.
V. Рефлексия VI.Конкурс стихов о зимующих птицах. VI.Обобщение.
VII.Задание. | Звучит запись «Голоса птиц». Такое многоголосье можно услышать не только летом, но и зимой. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. С. Есенин - Сегодня мы отправляемся в путешествие по зимнему уральскому лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. - Как называют таких птиц? - Ребята, а для чего нужны птицы в природе? Мир птиц очень красочный и разнообразный. В природе их очень много. В лесу, в поле, на реке - везде живут птицы. Посмотрите, какие они нарядные. Какое разнообразие красок и оттенков! И каждая из них красива по-своему. Птицы-друзья нашего детства. Они - вестники радости. Птицы - верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов, огородов. - Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете? - Сейчас мы услышим репортаж с лесной опушки, где собрались её обитатели. («Птицы» сидят кружком.) - Первая птица, у которой я взяла интервью, сидела на стволе дерева. Она была очень красивая: перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый. -Кто же это, ребята? Вы догадались? - Как внимательный, врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь выдалбливает десятки дупел; и его дупла служат домиками, в которых удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие очень полезные птицы.
Презентация «Птичий концерт». -Ребята, вы узнали эту птицу? -Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пишу, поэтому надо устраивать для них «столовые». К кормушке, куда насыпают сухой паек, можно привязывать и кусочки сала.
Игра «Летает – не летает» -А что это за стайка маленьких, сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: «чуть-жив, чуть-жив»?
-А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется «Весёлая минутка». (Условия игры: если называются не птицы, дети хлопают в ладоши.) Прилетели птицы: Прилетели птицы: Голуби, синицы, Голуби, синицы. Аисты, вороны, Чибисы, чижи, Галки, макароны. Галки и стрижи, Комары, кукушки. Прилетели птицы: Прилетели птицы: Голуби, синицы, Голуби, синицы, Мухи и стрижи… Галки и стрижи, Прилетели птицы: Чибисы, чижи, Голуби, куницы… Аисты, кукушки, Даже совы-сплюшки, Лебеди и утки- Вот спасибо шутке! - А какие народные приметы о птицах вы знаете? -Как вы считает, ребята, что для зимующих птиц страшнее - холод или голод? Почему? - Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. - Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим. Какая из кормушек наиболее удачная, удобная для птиц? (Работы детей разных классов) Учитель вместе с учащимися рассматривает и обсуждает различные виды кормушек. - А где надо развешивать кормушки? Презентация «Где зимуют птицы» Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью. - А давайте исполним Гимн Уральских Следопытов - защитников родной природы! Учащиеся 2-х классов читают стихи о зимующих птицах. (Оценивают шефы) Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Например: колибри и нектарники опыляют тропические растения. Сойки, уносят желуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым, рассеивая его семена; склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 проволочных червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний. Наша игра – путешествие закончилась. Все ребята хорошо подготовились и приняли активное участие. Каждый участник получает медаль и звание «Уральский следопыт». За конкурс стихов – дипломы. Ребята, вам предлагается задание: повесить кормушки во дворе школы и не забывать кормить птиц. На каждый класс вы получаете памятки «Как охранять птиц», «Как подкармливать птиц». Повесьте их в классе. Расскажите младшим детям о бережном отношении к птицам и сами не забывайте следовать этим правилам. | -Зимующие птицы -Они создают красоту природы. Являются санитарами леса, способствуют размножению растений. Ученик 2-б класса: Наступила холодная и морозная зима. Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных друзей. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром унизан весь. Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь. -Дятел, снегирь, сойка, свиристель, воробей, ворона, галка, синица, клест, поползень, глухарь, тетерев, чечётка, рябчик. (Дятел встает и проходит перед ребятами, давая возможность им полюбоваться разнообразием красок своего костюма) Дятел. Хоть я не молоток - по дереву стучу; В нем каждый уголок обследовать хочу. Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. Дятел. Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущие в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие щипчики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питаюсь я также и семенами хвойных деревьев. Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперед, а два - назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев. Синичка. Скинь кафтан, скинь кафтан. Пусть я птичка-невеличка. У меня, друзья, привычка: Как начнутся холода, прямо с севера сюда! Синичка. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла. Шефы: Синицы - очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. Синичка: -Ребята, а как зовут эту птицу? На ветвях, украшенных снежной бахромой, Яблоки румяные выросли зимой. Яблоки по яблоне весело снуют. Гусениц мороженых яблоки клюют. - (Снегирь.) Снегирь: Я снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий. Шефы: Снегири - нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует. 1 воробей Есть во дворе у нас друзья, Встают они чуть свет И в чужедальние края Не улетают - нет! 2 воробей Повеет ветер с тёмных нив, Поникнут ветви ив, Один другого спросит: "Жив?" Другой ответит: "Жив". 1 воробей: Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха - и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи ненужные птицы? 2 воробей: Нет. Мы главные защитники - сторожа садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку. Шефы: Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу Ворона: Серая ворона с чёрной головой, Краски ей природа не нашла иной. Голос хриплый, резкий, только «кар» да «кар», Но она в округе лучший санитар. Свиристель: Свири-ри, свири-ри - что за чудеса? Серебристо-нежно льются птичьи голоса. В красненьком беретике, с рыжим хохолком, В оперенье праздничном вслед за ветерком С севера далёкого птахи прилетели, Лакомиться ягодами на рябину сели. Песенки волшебные в воздухе звенят, Птицы распевают, словно говорят, Что пройдут морозы, отшумят метели. О весне уж близкой свищут свиристели. Синица: Не забывайте о нас, ребята, зимой. Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес. Высказывания детей из разных классов (домашнее задание): «Воробьи дружно расчирикались - к оттепели»; «Синица к избе - зима на дворе»; Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку - будет снег без ветра. А дружно расчирикались - к потеплению. Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают - жди снега или мороза. Если ворона купается ранней весной - к теплу. Гуси высоко летят - воды будет много, низко - мало. Увидел скворца - знай: весна у крыльца. Летом ворона купается - к дождю. Ученик 2-а класса: -Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму. Мы готовим кормушки - угадайте, кому? Кто летает, как мячик, мячик серенький мой? Наше дело ребячье — уберечь их зимой. Пуховые подушки на осинах белы. Ученик 2-б класса: Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы. И они нам за это, зорко сад сторожа, От вредителей летом сберегут урожай. Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму! Мы готовим кормушки - угадайте, кому? Выводы детей: Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой. - Ответы детей. Шефы 4 класса делают сообщения: 1)Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо - любимая еда овсянок и воробьев. Семена репейника - основной корм щеглов. 2)Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают всё растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. 3) Ягоды рябины и калины - любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало - превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках. -Висит кормушка на окне на радость нам и птицам. И каждый день по сто друзей в окно мое стучится. Синицы, галки, воробьи - тихони и задиры - Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры. Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек! Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек. Песенка защитников природы. (исполняют все дети) Если б только-только-только, Если б только на планете, Если б только все земляне Всё живое берегли, То возможно-можно-можно, То наверно-верно-верно, Книги Красной точно-точно Никогда б не завели! Припев: А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины! А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины! А-а, крокодилы, бегемоты, А-а, обезьяны, кашалоты, А-а, и зелёный попугай! А-а, и зелёный попугай! 2. И пускай у этой речки, И пускай в зелёной роще, И пускай в лесу тенистом Слышен гомон птичьих стай, И запомни-помни-помни, Что беречь природу надо, Всем на этом белом свете Ты, как можешь, помогай! Припев: Ученик 2-а класса: Поют щегол и соловей, Малиновка и дрозд: - «Ты гнёзда разорять не смей! Не трогай птичьих гнёзд!» Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом. |