В:- Суровикино – это частичка нашей Родины, а наш главный город нашей области Волгоград. Вы все знаете его, были с родителями в этом городе, рассматривали памятники, отдыхали в парке.
В: -Кто знает как называют город Волгоград?
Д:- Город красавиц, город- труженик, город- герой.
В: - Почему его называют городом – героем?
Д: - Он большой, красивый, была война.
Рассказ воспитателя:- Дети, сегодня, я хочу вам рассказать о очень важном событии для нашей Родины и нашего родного города Волгограда – день победы в Сталинградской битве. Раньше город Волгоград назывался Сталинградом. Вы уже знаете, о том, что много лет назад, фашисты напали на нашу страну, хотели завоевать все наши города, села, всю нашу землю (Рассказ сопровождается показом слайдов).
Мужчины и совсем молодые парни уходили на фронт, чтобы с оружием в руках защитить нашу Родину.
- Вместе с мужчинами шли на фронт женщины и девушки. Они служили медсестрами и врачами, лечили раненых, а некоторые даже летали на самолетах, бомбили вражеские укрепления, были девушки зенитчицы.
На заводах, где в мирное время делали тракторы, детали для машин, детские игрушки стали выпускать танки, военные самолёты и они сразу с завода уходили на фронт. А ещё делали снаряды, гранаты и пулемёты, чтобы победить фашистов.
Фашисты захватили много городов, разрушали и сжигали всё на своём пути, грабили и убивали людей.
- В средине лета в Сталинград ворвались десятки фашистских танков, за ними ехали машины, шла вражеская пехота. Над городом кружились немецкие самолёты. Они сбрасывали с неба тысячи бомб. Город был охвачен огнём. Шли ожесточённые бои под Сталинградом. Но люди не сдавались, они поднялась на войну с фашистскими захватчиками. Женщины, старики и дети тоже помогали, они рыли окопы.
Воспитатель: Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем?
Дети: Это письмо треугольной формы, без марки.
Воспитатель: Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким.
Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха.. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта.
Давайте послушаем одно такое письмо
стихотворение Е. Трутневой «Фронтовой треугольник»
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу,
Стану недругов наших громить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
А также в минуты отдыха пели песни. «Катюшу», «Синий платочек» и другие, я предлагаю их послушать, можно подпевать (включаю запись).
Рассказ воспитателя:-Битва за Сталинград длилась долгие дни и ночи. Началась летом, а закончилась в конце зимы. Наш город превратился в развалины.
Где был когда-то Сталинград,
Печные трубы лишь торчали.
Стоял густой и серый смрад,
От боли той земля стонала.
Стояли насмерть, как могли,
Надежней места не искали.
«За Волгой нет для нас земли!»-
Как клятву, часто повторяли.
Советские воины сдержали клятву, они отстояли Сталинград! Многие из них погибли, но не сдались врагу.
Шёл бой за боем, всё огнём пылало,
От взрывов и стрельбы земля вокруг дрожала.
В лицо, в затылок людям смерть дышала,
Но наша армия назад не отступала.
Стон, крики, окровавленные лица
И кровь ручьями по земле струится.
Сквозь едкий дым видны развалины домов.
Смерть не жалеет молодых и стариков…
И мы, из поколенья в поколенье,
Передадим событья в грозной той войне.
Запомним подвиг тех, кто шёл к победе,
Во имя мирной жизни на родной земле!
Рассказ воспитателя: - Дети я хочу вам рассказать о солдате, который жил в Суровикино, защищал город Сталинград а ныне Волгоград – это отец Натальи Михайловны. Зовут его - Стасенко Михаил Алексеевич. Он был командиром взвода.
Вот, что он рассказывал: - Жара, дождь, холодный ветер, бил им в лицо, рокотали пулемёты, раздавались взрывы, вся земля была усыпана осколками, а они всё шли в перед. Много солдат погибло, из его взвода осталось только два человека, а он сам был ранен. Оставшиеся в живых готовились к новому бою. Грохотом, который там стоял, можно было оглушить человечество. Но люди в Сталинграде не испугались, не отдали врагу Сталинград, дрались с сильным и коварным врагом. И вот зимой битва на Волге закончилась нашей победой, разбили фашистов, оставшихся в живых взяли в плен. Люди узнали о том, что разбили фашистов под Сталинградом, об этом объявили по радио, писали в газетах, одна такая газета сохранилась (показываю). Михаил Алексеевич воевал не только за наш город, он воевал за Москву, воевал до последнего дня войны, имеет награды, вот посмотрите (показываю награды на подушечке). К сожалению, мы не можем сейчас с ним встретиться, он умер.
За подвиг солдат Волгоград получил звание города- героя.
Ребята, вы всегда должны помнить и уважать подвиг наших солдат! Давайте сейчас все встаним и почтим их память минутой молчания…
2 день. «Главная высота»
В: -Ребята, давайте вспомним, о чём мы вчера с вами говорили?
Д: - О битве.
В: - За какой город сражались солдаты?
Д: - За Волгоград.
В:- Ребята, я сейчас покажу вам картинки, посмотрите может кто –то знает что это. (Показываю фото с изображением памятника Родина Мать)
Д: (Предполагаемые ответы детей)- Это Родина Мать, я там была с мамой и папой и т.д.
В: - А как вы думаете почему все эти памятники?
Рассказ воспитателя: -Дети я вам сейчас расскажу о главной высоте города Сталинграда, сейчас её называют Мамаев курган. Во время войны за Мамаев курган происходили самые ожесточенные сражения, на протяжении многих дней и ночей. Этот холм был самым высоким местом в Сталинграде, с него можно было обстрелять весь Сталинград. Чёрные тучи и дым застилали небо, нависавшее страшной пеленой над полем, где сосредоточился враг – решалась судьба Родины. Эта высота стала полем битвы, несколько раз её захватывали то наши бойцы, то немцы. Высокий холм сравнялся с землёй, всё было пропитано кровью. И всё – таки, наши солдаты победили, оставшихся в живых фашистов окружили и взяли в плен.
Именно поэтому сразу после завершения ВОВ это место, изрытое воронками от снарядов, пропитанное кровью, здесь весной даже трава не выросла, стало символом стойкости защитников Сталинграда, где потом построили Мамаев Курган, во главе со статуей «Родина-мать зовет».
Встречает Мамаев Курган своих гостей, гранитной лестницей. По ней мы и будем подниматься на самый верх.
Ступенек очень много, посмотрите сколько их. Их столько - сколько дней продолжалась битва за Сталинград.
Поднимаемся, и нас встречает аллея тополей. Тополя, как солдаты, стоят ровным строем на защите города.
Дети под фонограмму песни «На Мамаевом кургане тишина» смотрят на экране слайды музея-панорамы и Мемориального комплекса «Мамаев курган». Это солдат как будто выходящий из скалы и стоит он на защите города, как скала. «Стоять насмерть!» В одной руке он держит автомат, в другой гранату.
За спиной солдата как раз те стены, которые они защищали. Даже не стены, а руины!,
Одна из стен, находящаяся слева, называется "Ни шагу назад!" - это своего рода и приказ командования, и клятва самих защитников города.
Правая стена называется "Только вперед!" и повествует о боях
Призыв к бою и отвага солдат. Они бегут на встречу врагу, бегут чтобы защитить свой город.
В этих стенах мы слышим звуки войны: радиосводки, песни Великой Отечественной войны и звуки боя.
Выстояв, мы победим" - не бросая раненных, бойцы шли в бой.
"Санитарка" - скульптура посвящена всем женщинам на войне.
"Моряк" - гроза и страх фашистов.
"Командир" - даже тяжелораненый он не покидает поле боя и направляет своих солдат.
Не могли бойцы потерять свое знамя в бою, даже если знаменосец убит.
Советская Армия раздавила фашистскую гидру.
В центре зала Воинской Славы находится скульптура в виде руки с факелом, в котором горит Вечный огонь
У вечного огня, а так же у выхода дежурит почетный караул. Смена происходит каждый час.
И вот "Родина-мать" , посмотрите, она с мечом зовёт солдат на защиту Родины.
Руины мельницы они напоминают нам о той войне.
Воспитатель: - За что, как вы думаете, наши солдаты отдавали свою жизнь?
Дети: - За то, чтобы больше не было войны, чтобы дети спокойно жили, учились.
Воспитатель: - Ребята, а как в нашем городе помнят о людях, отдавших за Родину самое дорогое – жизнь?
Дети:- И в нашем городе есть обелиск Славы на центральной площади, имена погибших на фронте написаны здесь навечно. Это место особо значимо для жителей нашего города. Люди приходят сюда, чтобы поклониться памяти героев и возлагают цветы, здесь проходят митинги.
(Слайд Обелиск Славы )
Дети: В нашем городе есть улица…, названная в честь солдата Героя
-Всех кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ...
- Тех, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену.
- Все, кто ушёл в бессмертие и победил, слава! Мы будем о вас помнить всегда!
Предлагаю детям послушать песню: «Растёт в Волгограде берёзка»