Материалы и оборудование: венок из осенних листьев, бусы из рябины и шиповника, зонтик, муляжи овощей и фруктов, плетёная корзинка, картинка с изображением огорода, пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, игрушечная посуда.
Содержание непосредственно-образовательной деятельности детей
1. Организационный момент
Логопед читает стихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят
- Дети, о каком времени года идёт речь в стихотворении?
- Какие определения мы можем дать осени, какая она бывает? (ранняя, золотая, богатая, тёплая, дождливая…)
Игра «Скажи наоборот».
Тепло - холодно, пасмурный день - солнечный день, длинный день - короткий день, сухой - мокрый, ранняя осень - поздняя осень, листья вырастают - листья опадают, прилетают - улетают. И т.д.
- А почему осень называют урожайной? (потому что осенью собирают урожай)
А какой же урожай мы собираем осенью?
Игра «Что нам осень принесла?»
В середину круга выходит «Осень» (ребенок выбирается по считалке, наряжают в венок).
Дети медленно ходят по кругу, держась за руки, и говорят:
Дети (хором). Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Осень. Принесла я вам муки!
Дети (хором). Значит, будут пирожки!
Осень. Принесла вам гречки!
Дети (хором). Каша будет в печке!
Осень. Принесла вам овощей!
Дети (хором). И для каши, и для щей!
Осень. Рады ли вы грушам?
Дети (хором). Мы их впрок насушим!
Осень. А уж яблоки что мед!
Дети (хором). На варенье, на компот!
Осень. Принесла и меду!
Дети (хором). Полную колоду?
После этого дети идут по кругу в другую сторону и говорят:
Дети (хором). Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла.
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Осень. Дождику вы рады?
Дети (хором). Не хотим, не надо!
Игра «Найди овощи»
На этой картинке все овощи перепутались, давайте мы их отыщем.
Дети смотрят на картинку и называют овощи.
Затем демонстрируется картинка с изображением огорода. Дети рассматривают ее и отвечают, где растут овощи (в огороде, на грядке, под землей, над землей).
Игра «Чудесный мешочек»
Ав этом мешочке лежат разные овощи, но какие вы должны узнать сами, опустив руку в мешок и по форме отгадать один из них.
В мешочке лежат разные овощи. Дети должны на ощупь определить, что они нашли в мешочке, предварительно описав форму и размер попавшегося в руку плода. Дети вынимают плод и рассказывают по схеме модели о нём. Дети отгадывают плод.
Игра «Узнай по описанию». Дети подбирают к ряду слов-признаков слово-предмет.
Логопед: Ребята! На огороде Дедушка и бабушка собрали много овощей. Дедушка собирал овощи большого размера, а бабушка маленького размера. Назовите бабушкины овощи ласковыми словами.
Игра «Назови ласково». Дети образуют существительные с уменьшительно-ласкательным значением.