kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предыстория города Волгодонск.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

1. Нельзя ценить настоящее, не зная своего прошлого. История нашего города началась с великой советской стройки  Волго-Донского канала. поэтому он считается молодым городом. Возникает вопрос: почему  идея строительства канала возникла  лишь в советское время  и почему это не произошло намного раньше, как  при стройке канала образовался город? Изучив информацию мы попытались ответить на эти вопросы.

2 В первые идея сооружения рукотворного канала между двумя великими реками Танаисом и Итилем (Доном и Волгой соответственно) возникла еще в конце VII века до нашей эры, когда персидский царь Дарий I Гистасп погнал свою многотысячную армию в степи Причерноморья, преследуя непокорных скифов, отказавшихся дать мощнейшему монарху древности "земли и воды". Даже плохо знакомый с географией Дарий понимал, что, имея такой канал, можно было бы сделать Каспий "внутренним озером" Персии.

 

1. Спустя полтора века смело раздвигавший пределы Ойкумены Александр Македонский вспомнил о персидских планах. Как победитель другого царя царей - Дария III Кодомана он унаследовал не только обширное государство, но и идею "внутреннего озера". Однако окружению великого завоевателя уже отнюдь не улыбалось менять сладкие ночи Вавилона на насквозь продуваемую донскую прерию. Идею Александра саботировали, как могли, да и сам он, уставший от походов, особо на очередной авантюре не настаивал.

 

2. Третий знаменитый воитель как раз-таки "испил шеломом Дону". Киевский князь Святослав Игоревич в 965 году почти в точности прочертил посуху тот самый маршрут, которым позднее был, проложен сам Волго-Донской канал и где раскинулось, Цимлянское море широко. Как раз на его дне остался хазарский город Саркел, взятый князем на копье в конце своего маршрута. Но  гибель Святослава не дала воплотиться этой идеи.

1. Четвертую попытку соединить Волгу и Дон историки относят к середине XVI века. В 1569 турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако, всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».

2. Пятая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. По плану строительства канал должен был быть прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год. Ими руководил иностранный «специалист» Иоганн Бреккель. Вовремя осознав неудачу начинания, он попросту сбежал из России. Стройку продолжил английский инженер Перри. Однако в 1701 году внимание Петра I отвлекла Северная война со Швецией. Финансирование было приостановлено.

1.До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться по двум причинам. Во-первых, сопротивление оказывали частные владельцы железных дорог. Во-вторых, даже если бы произошло чудо, и канал был бы построен, движение судов по нему могло бы осуществляться лишь в весеннее время, когда реки были полноводными. Без тотальной реконструкции рек о полноценной навигации не могло быть и речи. Однако, нельзя не отметить неоценимый вклад русского гидротехника Нестора Платоновича Пузыревского по изучению междуречья Волги и Дона и выбору трассы для будущего канала.

2. В 1920 году  правительство страны снова вернулось к проблеме создания канала. Однако проект строительства был создан лишь в середине 1930-х. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы по проекту возобновились сразу по окончании Сталинградской битвы, в 1943 году. Работами на трассе канала руководил Сергей Яковлевич Жук, опытный строитель и гидротехник. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы Руководил строительством в период с марта 1948 по март 1949 года Павлов Карп Александрович…

1. Стройка велась силами т. н. «врагов народа» — политзаключённых, осуждённых по 58 статье действующего в то время Уголовного Кодекса. На строй­ке заключенным был предостав­лен льготный режим. Было много бесконвойных. Заключенные по­лучали высокие зарплаты - на уровне вольнонаемных, при вы­полнении плана на 151 и более процентов срок им сокращался втрое. Многие были награждены орденами.

2. Говорят, «рабо­чие поселки того времени были просто лагеря заключенных». На самом деле были временные по­селки Шлюзы и Ново-Соленое, ко­торые со временем были ликвидированы, а их жители пересе­лены в Волгодонск. Прожива­ли в этих поселках вольнона­емные специалисты, которые приехали со всех концов на­шей страны. Поселок Ново-Соленое был хорошо благоус­троен, он был цен­тром стройки. Капитально строился поселок Эксплуатацион­ный, который в 1956 году был преобразован в город Волгодонск.

 

1.Поселок проектировался для эксплуатационного персонала шлюзов и канала,  Предварительная инженерно-геологическая разведка была проведена восьмой экспедицией «Гидропроекта» летом 1949 года. Вся территория, отводившаяся под поселок, была свободна от застроек и принадлежала колхозам имени 26 бакинских комиссаров и имени Черникова Романовского района, а затем правительством была передана для строительства Цимлянского гидроузла.

 

2. Много историй происходило за этот период строительства

На пра­вом берегу Дона располагался ба­тальон стройбата - солдаты строи­ли временный мост через Дон. Мес­том расположения одного взвода была стоявшая у причала баржа. Ранней весной солдаты спустились на ночлег в трюм по деревянной лестнице. На ней развесили для просушки портянки. Рядом горела печка. Дневальный у печи уснул. Портянки загорелись, от них - лест­ница. Выбраться солдаты не могли. Спаслось человек 30, 25 - погибли. На катере под­везли аппарат и автогеном выреза­ли дыру в барже. Их похоронили с большими почестями на городском кладбище. Это случилось весной 1950-го года.  Солдатские моги­лы сохранились до сих пор.

 

   1. Скульп­тура, которая расположена перед администрацией города,  изображает моряка и строите­ля - главных на тот момент людей. Все в тогдашнем поселке было свя­зано с водой - порт, связывающий пять морей (потому и Волгодонск первоначально хотели назвать Пятиморском), завод ЦРМЗ (впослед­ствии - ОЭЗ), который задумывался как судоремонтный. А рядом с 15-м шлюзом предполагалось построить док для ремонта судов. И сам посе­лок поначалу предназначался ис­ключительно для проживания экс­плуатационни­ков гидросооружений. Рождение города началось с поселка, который в 1956 году был преобразован в город Волгодонск.

 

2 Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал, длиной 81 км, при таком же объёме работ строился 34 года, а Суэцкий канал, длиной 164 километра, строился без малого 11 лет. В ходе строительства было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов

Основным назначением канала являлось воднотранспортное соединение между Москвой — центром СССР и новыми странами Социалистического блока в Восточной Европе. 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. Видео

 

 

 

1.

А вот как рассказывают об этих минутах очевидцы:

«Когда между водами Дона и Волги осталось всего не­сколько метров, потоки вдруг остановились, вода переста­ла прибывать. И тогда мальчишки, а их среди зрителей на берегу были сотни, кинулись к воде и стали пригоршнями носить воду с одной стороны на другую, из потока донско­го в волжский». «Возле слова «Сталин!», - пишет «Правда», - струи Во­лги и Дона соединились! Дети провожали эти струи с обо­их концов, махая руками: И этот детский возглас был воз­вещением о великой победе советского народа, о великом свершении».

С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года канал был торжественно открыт!

 

2. Самой уникальной и грандиозной стройкой был Волго-Донской водный путь. В стране в 1946 – 1947 годы    стояла засуха, были неурожай и голод. Все силы государства были брошены на восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Никто не сомневался в необходимости канала для экономики страны, и никто не задумывался,  почему именно в это время надо было затевать такую стройку. Какая экстренная необходимость возникла в этом в то время? Ведь жили сотни лет без канала, даже в лучшие времена для страны? Что заставило Советское правительство принять  решение и направить финансовый поток не на улучшение условий жизни народа, а в безводную Сталинградскую степь? Есть несколько мнений по этому вопросу. Одни доказывают, что канал и все, связанное с ним, в первую очередь нужны были для обводнения засушливых степей Ростовской и Сталинградской областей, для их быстрейшего ввода в хозяйственный оборот, а уж потом – как дешевый водный путь из Черного моря к северным морям. Им возражали, что обводнить степи двух областей можно было и быстрее, и дешевле, а водный путь мог подождать, проще было построить несколько железнодорожных путей с юга на север. Другие уверяют, что в таком грандиозном строительстве нужды не было. Надо было народу помочь и сделать так, чтобы лучше жилось. Заслужил же он, народ-мученик, право на безбедную и счастливую жизнь своей победой в войне с немецким фашизмом, а строительство Волго-Донского канала есть не что иное, как амбиции Сталина, его очередная попытка увековечить свое имя гигантским творением сродни египетским пирамидам, построенным на прахе фараонов. Не случайно же на входе в канал стояла гигантская статуя Сталина. Их оппоненты, в свою очередь, не сомневаются, что не будь Сталина и созданной им государственной системы, то никогда бы такой канал не был построен. Благодаря всем этим причинам  город Волгодонск обязан своим рождением строительству Волго-Донского судоходного канала
 

1. У нашего города - славная история, он стал родным для тысяч и тысяч людей, приехавших сюда в разное время и внесших свой вклад в развитие Волгодонска. В ней, конечно, были не только радужные страницы, но она заслуживает самого глубо­кого уважения. Историю не нуж­но ни приукрашивать, ни чернить - она такая, как есть, нравится это кому-либо или нет. А наши дети и внуки пусть узнают о ней от тех, кто был ее участником и твор­цом. И это будет справедливо.

 


 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предыстория города Волгодонск. »

Тема :  «Предыстория родного города» Платонов Александр, Чакилев Олег, 8 класс,  МОУ лицей «Политэк» г. Волгодонск

Тема : «Предыстория родного города»

Платонов Александр, Чакилев Олег, 8 класс,

МОУ лицей «Политэк»

г. Волгодонск

Персидский царь Дарий I Гистасп

Персидский царь Дарий I Гистасп

Александр  Македонский

Александр

Македонский

Киевский князь  Святослав Игоревич

Киевский

князь

Святослав

Игоревич

Турецкий султан  Селим II

Турецкий султан Селим II

Петр I

Петр I

Иоганн Бреккель.

Иоганн Бреккель.

Нестор Платонович Пузыревский

Нестор Платонович Пузыревский

Сергей Яковлевич Жук

Сергей Яковлевич Жук

Павлов Карп Александрович

Павлов Карп Александрович

Родной Волгодонск!

Родной Волгодонск!

 

 

  • Алексей КАЧУРИН, старожил Волгодонска, участник строительства Цимлянского гидроузла
  • Пичугин А. Там, где был хуторок [Текст] : [ предыстория города; воспоминания участника строительства Цимлянского гидроузла, Волгодонска, «Атоммаша»] / А. Пичугин // Волгодон. правда. – 1980. – 23 июля. – С. 4
  • Качурин А.Т. 25 сгорели заживо, 30 – спаслись [Текст]: [старожил о «белых пятнах» в истории г.Волгодонска] / А.Т. Качурин // Веч. Волгодонск. – 2006. – 22 апр. – С. 3.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Предыстория города Волгодонск.

Автор: Бочарова Инна Владимировна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134653


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства