Гросс Е.В.
 с. Кулунда, 2021
        |   Образовательная область   |    Познавательное, социально-коммуникативное развитие   |  
  |   Возраст детей   |    6-7 лет, подготовительная группа   |  
  |   Тема НОД   |    «Будущие превоклассники»   |  
  |   Цель   |    Завершение работы по подготовке детей к школе, формирование школьной мотивации   |  
  |   Задачи   |    - развитие памяти, внимания, мышления;  - развитие произвольности психических процессов (умения слушать, ориентироваться в пространстве, соблюдать правила);  - развитие мелкой моторики;  - формирование учебной мотивации   |  
  |   Материал   |    Картинки для классификации (школьные принадлежности, посуда, транспорт, одежда, продукты), бланки для графического диктанта, образец «портфель» по клеточкам, эмблемы «Будущий первоклассник», аудиопригрыватель.   |  
  |   Предполагаемый результат   |    Умение слушать и выполнять инструкцию, отвечать на вопросы, работать в команде.   |  
  |   Этапы   |    Этапные задачи   |    Деятельность педагога   |    Деятельность воспитанников   |    Контроль результатов   |  
  |   I Организационный этап   |    Создание положительного эмоционального настроя   |    Приветствие: «Здравствуйте, дети! Как я рада вас видеть!    Игра «Ветерок»    «Представьте, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите слово «Здравствуйте» так, как это сделал бы ветер… Молодцы!   |    Дети шепчут каждый свое имя сначала все вместе, потом каждый по отдельности и снова все вместе.   |    Участие каждого ребенка.   |  
  |   Настрой на рабочую обстановку. Активизация психических процессов.   |    Ритуал начала занятия «Заряд бодрости»:  Упражнение «Ленивые восьмерки».  «Приготовили левую руку и рисуем указательным пальчиком «восьмерку»; затем правой; затем двумя руками»    Упражнение «Говорим кивая».  «Отвечайте на мои вопросы только движениями головы:  - Вы сегодня кушали?  - Вам понравилось?  - А еще хотите?  - На улице зима?  - На улице весна?  Упражнение «Колечко».    «Приготовили левую руку и выполняем упражнение колечко. На левой руке…, на правой…, на обеих»   |    Дети рисуют «восьмерки» левой рукой, правой и двумя сразу по 3 раза.          Дети отвечают на вопросы кивком или мотанием головы без слов.              Дети перебирают большим пальчиком все остальные пальчики руки по 3 раза       |    Верно выбранные руки, форма восьмерки.              Ответы не должны сопровождаться речью.              Точность движении пальцев рук.   |  
  |   II Мотивационный этап   |    Введение в «ситуацию», повышение интереса к занятию   |    Разминка  «Вот вы и выросли, дети, и стали совсем взрослыми! Скоро вы покинете детский сад, куда же вы пойдете? В школу! А вы знаете, что такое школа? Давайте проверим!     - В детском саду – воспитатель, а в школе кто?   - В детском саду вас называют детьми, а в школе?   - В  детском саду –  столы, а в школе?   - В детском саду –  группы, а в школе?   - В детском саду – занятия, а в школе?   - В детском саду вы играете, а в школе, что  вы будете делать?  - Молодцы!   |    Дети отвечают на вопросы   |    Активность детей и правильность ответов на вопросы.   |  
  |   III Практический этап   |    Развитие умения слушать и слышать. Формирование учебной мотивации   |    Сказка «Про Колю» (Н. Селезнева) приложение №1  Вопросы для обсуждения:  - Почему Коля не хотел ходить в школу?  - Какой сон он увидел?  - Почему он потом захотел учиться?  - Что значит "Стать полезным"?  - А вы хотите стать полезными?  - А вы пойдете в школу?   |    Дети слушают и обсуждают сказку в стихах.   |    Активность и правильность ответов.   |  
  |   Снятие напряжения, умение работать в команде.   |    Упражнение «Живые фигуры»  - А вы знаете, что в школе нужно знать? Расскажите. Геометрические фигуры нужно знать? Давайте проверим, знаете вы их или нет.  - Пока играет музыка, вы гуляете, танцуете. Как только кончается музыка, строитесь в ту фигуру, которую я вам называю.   |    Дети под музыку танцуют и выстраиваются в фигуры.   |    Скорость построения фигур и слаженность командной работы.   |  
  |   Развитие мелкой моторики, ориентации на листе.   |    Упражнение «Графический диктант»  - А что вы будете брать с собой в школу? Правильно, портфель! Давайте мы с вами его нарисуем, но не просто так, а по клеточкам.           |    Дети рисуют портфель на бланках, срисовывая с образца на доске.   |    Совпадение нарисованного портфеля с образцом.   |  
  |   Развитие мыслительных операций   |    Упражнение «Классификация»  - Портфель мы с вами нарисовали, что же мы будем складывать в него? Давайте выберем из картинок, что нужно нам в школу.  - Давайте наведем порядок среди остальных картинок, разложим их по группам и дадим название каждой группе.   |    Дети выбирают школьные принадлежности. Объединяют остальные картинки по родовым признакам.   |    Правильная классификация картинок по родовым признакам.   |  
  |   Формирование умения действовать в группе и по инструкции.   |    Упражнение «Букет для учителя»  - К школе мы с вами готовы! А когда вы туда пойдете? Вы знаете этот день? А что вы подарите учителю? Конечно же цветы! Давайте нарисуем тот букет, который подарим своей первой учительнице. Но нарисуем не просто так, а все вместе.    - У вас на парте лежит 1 листок на всех. Возьмите каждый по карандашу и внимательно слушайте. У кого зеленый карандаш тот рисует стебельки и листочки, красным - бантик, желтым - серединки цветочка, синим – лепесточки. Начали!   |    Дети рисуют каждый свои элементы   |    Слаженность командной работы   |  
  |   IV Рефлексивный этап   |    Подведение итогов.  Прощание   |    Психолог вывешивает рисунки на доску.  - Какие замечательные получились букеты!  - Как выдумаете, теперь вы готовы в школу? Портфель мы нарисовали, портфель собрали, букет нарисовали. И теперь можем с гордостью получить звание будущего первоклассника!  Психолог раздает эмблемы детям.  - До свидания, до новых встречь!   |    Дети получают эмблемы и прощаются.   |         |  
 
  Жил на свете мальчик Коля.
 Не хотел учиться в школе.
 Уроки делать не любил
 И маме твердо говорил:
 "Зачем вставать мне по утрам,
 Когда я все умею сам?
 Могу милиционером стать,
 Вокруг всех буду защищать!
 Или врачом - людей лечить,
 А может быть, детей учить.
 Я все сумею, все смогу,
 И в школу больше не пойду!"
 Сказал так маме и ушел,
 А ночью Коля спать пошел.
 Заснул и видит сон такой:
 Как будто он в стране другой,
 Где взрослым стал уже давно
 И все ему разрешено.
 "Раз вырос я, - подумал Коля, -
 Не надо мне учиться в школе.
 Тогда работать я пойду,
 Я все сумею, все смогу!
 Пойду врачом, людей лечить.
 Так буду пользу приносить!"
 Сказал и видит: врач идет
 И градусник в руке несет.
 Коля к доктору бежит,
 Громко на ходу кричит:
 "Ничего, я помогу,
 Я все сумею, все смогу!"
 Посмотрел тут доктор строго,
 Коле он сказал сурово:
 "Ты знаешь, как людей лечить?
 Что при простуде нужно пить?
 Какую детям дать микстуру,
 Чтобы сбить температуру?
 Ты в детстве в школу не ходил,
 Уроков в школе не учил.
 Не знал таблицу ты сложенья,
 Не находил задач решения.
 И если в школу не пойдешь,
 Занятья в жизни не найдешь".
 "Ну, ничего, - подумал Коля, -
 Профессий в мире очень много.
 Могу милиционером стать.
 И буду всех я защищать".
 Глядит, милиционер идет
 И свисток в руке несет.
 Закричал туту Коля громко:
 "Преступника поймаю ловко!
 Ничего, я помогу,
 Я все сумею, все смогу!"
 Глянул милиционер тут строго,
 Коле он сказал сурово:
 "Ты знаешь, как людей спасать?
 Чужие жизни защищать?
 Ловить преступников как быстро?
 Как стать военных дел министром?
 Ты в детстве в школу не ходил,
 Уроков в школе не учил.
 Не знал таблицу ты сложенья,
 Не находил задач решения.
 И если в школу не пойдешь,
 Занятья в жизни не найдешь".
 "Ну, ничего, - подумал Коля, -
 Профессий в мире очень много.
 Могу художником я стать,
 Картины буду рисовать".
 И тут же, прямо перед ним,
 Художник - красок властелин.
 Коля взял мольберт и кисть
 И начал кисточкой водить.
 "Ничего, я помогу.
 Я все сумею, все смогу!"
 Посмотрел художник строго,
 Коле он сказал сурово:
 "Ты знаешь, кистью как водить?
 Портрет, пейзажи как творить?
 Хватит пачкать тут бумагу.
 Ведь тебе учиться надо!
 Ты в детстве в школу не ходил,
 Уроков в школе не учил.
 Не знал таблицу ты сложенья,
 Не находил задач решения.
 И если в школу не пойдешь,
 Занятья в жизни не найдешь".
 Призадумался тут Коля:
 "Может, правда надо в школу?
 Тогда профессию найду,
 Тогда я людям помогу.
 Я выучусь и умным буду,
 Уроков строгих не забуду".
 Тут же пробудился Коля.
 Крикнул маме: "В школу, в школу!
 Собирай меня скорей,
 Побегу туда быстрей.
 Хочу узнать я все на свете,
 Умней всех буду на планете!"
 Учился Коля не напрасно:
 Он стал художником прекрасным.
 А мог он стать и инженером,
 Доктором, милиционером.
 Много нового узнал
 И полезным всем он стал.
    (Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). - М.: "Генезис", 2006. - 303 с.)