kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Беседы о литературном произведении в литературном образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Беседы о литературном произведении в литературном образовании»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 «Дюймовочка» г. Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан










«Беседы о литературном произведении

в литературном образовании »

(Консультация)















Лутфулина Алия Ахнафовна

Воспитатель высшей категории









Янаул, 2021 уч.г.














































Беседы о литературном произведении в литературном образовании 

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство. 

Одним из основных методов развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на занятиях является беседа.  

Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.  

Беседа относится к словесным методам обучения (также как рассказ педагога и чтение художественной литературы), при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей играет большую роль в образовательно-воспитательной работе с детьми.  

 Беседа в первую очередь является методом обогащения, уточнения и систематизации знаний и представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях.  Посредством бесед дети целенаправленно усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях, учатся словом передавать признаки предметов, действия с предметами. Участвуя в беседе, ребенок учится концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминает то, что знает о нем, приучается логически мыслить. В беседе воспитатель учит ребенка четко выражать свои мысли, развивает умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них.  

Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношения к событиям, о которых идет речь. 

Содержание бесед должно быть педагогически ценным, способствовать осуществлению задач всестороннего воспитания детей и вместе с тем быть посильным, психологически близким ребенку-дошкольнику. Соблюдение последнего требования особенно необходимо для того, чтобы беседа проходила активно, возбуждала мысль ребенка, помогала удерживать ее внимание и оставила глубокий след в его сознании. 

Современные методисты предлагают разнообразную тематику для бесед с дошкольниками. Распространены беседы, воспроизводящие факты и явления общественной жизни: «Уфа - столица Башкортостана», «Янаул - северные ворота Башкортостана», «Мой любимый детский сад», «Что я видел/видела по дороге домой?». Ряд бесед посвящается темам труда, трудовым процессам, трудовым делам самих детей: «Путь хлеба к столу», «Профессия моей мамы», «Как шьют одежду», «О строительство», «Мы - дежурные», «Мы собрали урожай...» и т.д. С дошкольниками проводятся беседы о машинах, которые помогают взрослым в работе: «На чем люди ездят?», «Какие машины помогают выращивать урожай?» и т.п.  

Беседа достигает своей цели только при четкой организации и продуманной методике ее проведения. Поэтому значительное место в успешном проведении беседы имеет предварительная подготовка к ней воспитателя и детей. Воспитатель, определив задачи и тему беседы, продумывает и подбирает ее содержание, структуру, определяет характер и формулирование основных вопросов.  Готовность детей к беседе заключается в наличии у них соответствующих знаний о предмете или явлении, которые будут обсуждаться в беседе. Эти знания ребенок получает во время экскурсий, наблюдений, рассмотрения картин, просмотра диафильмов, телепередач и т.п. 

Беседа должна строиться на основе жизненного опыта и знаний детей. Например, беседу на тему «Домашние животные» можно проводить только тогда, когда дети уже ознакомились с домашними животными, слушали соответствующие рассказы и стихи. 

Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части.  

Беседа должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей об интересном случае. Необходимо сразу же оживить в памяти детей целостный образ, явление, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе.



























































В беседе можно использовать различные приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем. 

Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно разделить на две группы. К первой можно отнести те, которые требуют от детей простого ответа или описания предметов, явлений. Этот вопросы: что? кто? какой? куда? и др. Они ставятся в начале беседы или микротемы беседы для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, переживал. Вторая группа вопросов требует от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. (Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др.) Такие вопросы поискового и проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах. Они в основном относятся после того, как в памяти ребенка возобновились знания, образы, и на основе анализа она может прийти к выводу. Вопросы воспитателя должны раскрывать содержание темы и направлять мысль детей на правильный ответ. Поэтому их нужно формулировать четко, конкретно, коротко. (Какие машины помогают строителям строить дома? Где делают игрушки?). Неконкретные вопросы часто приводят к неправильным, поверхностным ответам. В самом вопросе не должно быть непонятных детям слов. В каждом вопросе должна быть только одна мысль. 

Помимо основных вопросов воспитатель должен использовать и вспомогательные - наводящие и подсказывающие. Наводящие вопросы занимают основное место среди вспомогательных, они помогают ребенку не только точнее усвоить содержание того, о чем спрашивают, но и наталкивают на правильный ответ, дают возможность самостоятельно справиться с ним. 

Воспитатель в ходе беседы спрашивает как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. Застенчивых детей надо подбадривать, слишком оживленных - сдерживать. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей. Если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные скучают, не участвует в беседе. То же самое бывает, когда воспитатель во время беседы много говорит о том, что детям хорошо известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети. 

Для уточнения представлений детей иногда в беседе используется наглядный материал: картина, игрушка, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает интерес, речевую активность. Высказывания детей в таких случаях непосредственно опираются на ощущения и восприятия. Наглядный материал воспитатель готовит заранее, продумывает размещение его во время беседы, методику объяснения. Его не надо представлять для преждевременного осмотра, чтобы не отвлекать внимание детей от занятия. Наглядный материал должен полностью соответствовать содержанию беседы. В беседу можно включить прослушивание пластинок, магнитофонных записей, литературных текстов - это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах 

Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова: 

Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов. 

Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка). 

Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах. 



В первой младшей группе педагог приучает малышей к слушанию коротеньких произведений 

Вторая младшая группа может решать уже более сложные задачи на занятиях по чтению художественной литературы: 

Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам. 

Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий. 

Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек. 

Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки. 

К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся: 

Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации. 

Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге. 

Формирование навыка нравственной оценки произведения. 

Развитие способности к сопереживанию героям. 

В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного 

В старшей группе список задач расширяется: 

Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам). 

Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения. 

Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения. 

Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям. 

Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения. 

Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. 

Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие 

К задачам подготовительной группы относятся: 

Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова. 

Развитие у дошкольников чувства юмора. 

Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа. 

Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов). 

Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать. 


Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы 

Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать. 

Какие приёмы и методы можно использовать 

На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы: 

Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика. 

Рассказывание (пересказ). Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д. 

Инсценирование — метод вторичного ознакомления с литературным произведением. 

Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения). 

Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее: 

Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию. 

Прозаические произведения (сказки, рассказы) можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости (хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь. 

Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи (например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки). 

В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу. 

Дети должны видеть заинтересованное лицо педагога, видеть его мимику во время чтения 

Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время (2–3 недели), коротенькие же стихи, потешки, рассказы можно повторять часто (например, на прогулке, в ходе режимных моментов). Обычно ребята любят по много раз слушать полюбившиеся сказки, просят воспитателя рассказать их.  

Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению 

После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу). 

Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям: 

Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему? 

На кого бы вы хотели быть похожи? 

С кем бы вы не стали дружить? 

Вопросы на выявление ключевого смысла произведения: 

Кто виновен в том, что мама-воробьиха потеряла свой хвост (М. Горький «Воробьишко»)? 

Почему сказка «У страха глаза велики» так называется? 

Вопросы на обнаружение мотива: 

Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке («Маша и медведь»)? 

Зачем лиса намазала себе голову тестом («Лиса и волк»)? 

Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей (ненецкая народная сказка «Кукушка»)? 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Беседы о литературном произведении в литературном образовании

Автор: Лутфуллина Алия Ахнафовна

Дата: 02.12.2021

Номер свидетельства: 593286

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Календарно-тематический план.Литературное чтение 1 класс"
    ["seo_title"] => string(65) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-litieraturnoie-chtieniie-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "253068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447515788"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Значение детской природоведческой книги. Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания."
    ["seo_title"] => string(80) "znachieniie_dietskoi_prirodoviedchieskoi_knighi_mietody_i_priiemy_po_oznakomlien"
    ["file_id"] => string(6) "449068"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1515596520"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект по литературному чтению Сочинение по картине. В.Д. Поленов «Золотая осень» "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-po-litieraturnomu-chtieniiu-sochinieniie-po-kartinie-v-d-polienov-zolotaia-osien"
    ["file_id"] => string(6) "169128"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423372370"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Анализ литературного произведения "
    ["seo_title"] => string(38) "analiz-litieraturnogho-proizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "121281"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413913080"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства