Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая разработка»
ГБУЗ НСО «РСДР»
Отделение ранней помощи (медицинской реабилитации)
Игры на развитие слухового внимания
(методическая разработка учителя-дефектолога)
Выполнила: учитель-дефектолог
Е. А. Гунькова
Новосибирск 2022
Игра «Солнце или дождик?»
Цель: Учить детей выполнять действия согласно звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Краткое описание: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнце и можно собирать цветы. Вы гуляйте. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен молчит, а когда я стучит».
Методические указания: Проводится игра, с включением звучания бубна 3 - 4 раза.
Игра «Угадай, на чем играю»
Цель: Учить детей определять предмет на слух по звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Подготовительная работа: Педагог подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, металлофон и др.
Краткое описание: Взрослый знакомит детей с музыкальными инструментами: гармошкой, барабаном, металлофоном , бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, играет на этом инструменте.
Методические указания. Следить, чтобы дети си дели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.
Игра «Угадай, кто кричит»
Цель: Воспитание у детей умения сосредотачивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
Подготовительная работа: Подготовить игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.
Краткое описание: Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, за тем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.
Методические указания: Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
Игра «Где позвонили?»
Цель: Учить детей определять звуковой источник, место его нахождения. Развитие направленности слухового внимания.
Краткое описание: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.
Методические указания: Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
Игра «Угадай, что делают»
Цель: Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Подготовительная работа: Педагог подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.
Краткое описание: Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.
Методические указания: Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.
Игра «Угадай, что делать»
Цель: Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Подготовительная работа: Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.
Краткое описание: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.
Методические указания: Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
Игра «Угадай, кто идет»
Цель: Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.
Подготовительная работа: Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.
Краткое описание: Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сей час зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.
Методические указания: Менять темп звучания бубна надо не более 4 - 5 раз.
Игра «Кто внимательный?»
Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Краткое описание: Педагог сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Педагог предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:
- Возьми мишку и посади в машину.
- Возьми мишку из машины.
- Посади в машину куклу.
- Покатай куклу машине.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.