Просмотр содержимого документа
«Артикуляционные сказки в работе с детьми дошкольного возраста»
Артикуляционные сказки в работе с детьми дошкольного возраста.
Детей, нуждающихся в помощи логопеда, год от года становится все больше и больше. Неправильное звукопроизношение является одним из самых распространенных проявлений речевой патологии. Дефекты звукопроизношения могут являться, как самостоятельными дефектами речи, так и частью других, более сложных речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.) Одной из причин нарушения звукопроизношения у дошкольников является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, поэтому важным условием решения задач по звуковой культуре является полноценная работа органов речи. Добиться их чёткой координированной работы возможно, выполняя специальную артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика также способствует развитию у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости.
Но как оградить детей от скучных, порой мучительных и совсем не интересных упражнений и заданий артикуляционной гимнастики? Как заинтересовать их и тем самым добиться хороших результатов? Для того, чтобы формирование звуковой культуры речи проходило легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, включая в работу различные анализаторы, в логопедической работы активно используются артикуляционные сказки.
Артикуляционные сказки – это увлекательная форма развития органов артикуляционного аппарата, в которую включены не только упражнения, способствующие выработке движений языка, губ, щёк, нижней челюсти, необходимые для правильного произношения разных групп звуков: свистящих, шипящих, cоноров – [с], [с`], [з], [з`], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [р`], [л], [л`], но и приёмы для развития дыхания и голоса.
Артикуляционные сказки являются эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с ОВЗ.
Именно артикуляционная сказка помогает создать положительный настрой и поддержать интерес к изученным ранее артикуляционным упражнениям. Дети не замечают, что их учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.
Задачи артикуляционных сказок:
вызывать интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности;
формировать кинестетическую основу движений;
развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
обогащать активный словарь;
обогащать круг представлений детей;
способствовать более глубокому и прочному усвоению учебного материала;
воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность;
положительно влиять на эмоционально-волевую сферу;
поддерживать интерес детей к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях.
В настоящее время существуют разнообразные артикуляционные сказки:
«Сказки о Веселом Язычке», в интересной форме рассказывающие о приключениях героя («Как язычок гулял в лесу», «Как язычок катался на велосипеде», «Как Язычок лепил снеговика» и др.);
Сказки, ориентированные на определенную лексическую тему (Животные жарких стран; Посуда, продукты питания; Музыкальные инструменты);
Сказки, придуманные на основе произведений известных писателей (Три поросенка; Жил-был Вини Пух, );
Сказки, придуманные для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков (Невоспитанный мышонок; Мышонок и тигренок; Приключение лягушки Зеленушки и свинки).
Проводить такую гимнастику посредством артикуляционных сказок может не только логопед на специальных занятиях, но и в воспитатели разных возрастных групп и даже родители в домашних условиях.
После выполнения артикуляционной гимнастики можно провести небольшую беседу, вспомнить, куда отправился Язычок, что он делал, с кем познакомился, как пели птицы и т.д. На этом этапе необходимо следить за правильным построением предложения, согласованием слов в роде, числе и падеже. Беседа поможет активизировать лексический запас, развить наблюдательность, внимание, память, научить улавливать зависимость между конкретными действиями, событиями или явлениями. Вопросы, предлагаемые для беседы, направлены преимущественно на познавательную активность ребенка и соответствуют основным закономерностям развития психических процессов в период дошкольного детства.
Таким образом, опыт применения логопедических сказок позволяет добиться выработки правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения.