kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Артикуляционные сказки в работе с детьми дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Артикуляционные сказки в работе с детьми дошкольного возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционные сказки в работе с детьми дошкольного возраста»

Артикуляционные сказки в работе с детьми дошкольного возраста.

Детей, нуждающихся в помощи логопеда, год от года становится все больше и больше. Неправильное звукопроизношение является одним из самых распространенных проявлений речевой патологии. Дефекты звукопроизношения могут являться, как самостоятельными дефектами речи, так и частью других, более сложных речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.) Одной из причин нарушения звукопроизношения у дошкольников является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, поэтому важным условием решения задач по звуковой культуре является полноценная работа органов речи. Добиться их чёткой координированной работы возможно, выполняя специальную артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика также способствует развитию у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости.

Но как оградить детей от скучных, порой мучительных и совсем не интересных упражнений и заданий артикуляционной гимнастики? Как заинтересовать их и тем самым добиться хороших результатов? Для того, чтобы формирование звуковой культуры речи проходило легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, включая в работу различные анализаторы, в логопедической работы активно используются артикуляционные сказки. 

Артикуляционные сказки – это увлекательная форма развития органов артикуляционного аппарата, в которую включены не только упражнения, способствующие выработке движений языка, губ, щёк, нижней челюсти, необходимые для правильного произношения разных групп звуков: свистящих, шипящих, cоноров – [с], [с`], [з], [з`], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [р`], [л], [л`], но и приёмы для развития дыхания и голоса.

Артикуляционные сказки являются эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с ОВЗ.

Именно артикуляционная сказка помогает создать положительный настрой и поддержать интерес к изученным ранее артикуляционным упражнениям. Дети не замечают, что их учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.

Задачи артикуляционных сказок: 

  • вызывать интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности;

  • формировать кинестетическую основу движений;

  • развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

  • обогащать активный словарь;

  • обогащать круг представлений детей;

  • способствовать более глубокому и прочному усвоению учебного материала;

  • воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность;

  • положительно влиять на эмоционально-волевую сферу; 

  • поддерживать интерес детей к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях.

В настоящее время существуют разнообразные артикуляционные сказки:

  •  «Сказки о Веселом Язычке», в интересной форме рассказывающие о приключениях героя («Как язычок гулял в лесу», «Как язычок катался на велосипеде», «Как Язычок лепил снеговика» и др.);

  • Сказки, ориентированные на определенную лексическую тему (Животные жарких стран; Посуда, продукты питания; Музыкальные инструменты);

  • Сказки, придуманные на основе произведений известных писателей (Три поросенка; Жил-был Вини Пух, );

  • Сказки, придуманные для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков (Невоспитанный мышонок; Мышонок и тигренок; Приключение лягушки Зеленушки и свинки). 

Проводить такую гимнастику посредством артикуляционных сказок может не только логопед на специальных занятиях, но и в воспитатели разных возрастных групп и даже родители в домашних условиях.

После выполнения артикуляционной гимнастики можно провести небольшую беседу, вспомнить, куда отправился Язычок, что он делал, с кем познакомился, как пели птицы и т.д. На этом этапе необходимо следить за правильным построением предложения, согласованием слов в роде, числе и падеже. Беседа поможет активизировать лексический запас, развить наблюдательность, внимание, память, научить улавливать зависимость между конкретными действиями, событиями или явлениями. Вопросы, предлагаемые для беседы, направлены преимущественно на познавательную активность ребенка и соответствуют основным закономерностям развития психических процессов в период дошкольного детства.

Таким образом, опыт применения логопедических сказок позволяет добиться выработки правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Артикуляционные сказки в работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Горина Татьяна Анатольевна

Дата: 21.11.2023

Номер свидетельства: 640326

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья на тему: "Использование двигательно- речевой и телесно- ориентированной практики в здоровьеформирующей работе с детьми дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(141) "statianatiemuispolzovaniiedvighatielnoriechievoiitieliesnooriientirovannoipraktikivzdorovieformiruiushchieirabotiesdietmidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "312673"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459364769"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(91) "dietskii-fol-klor-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "300603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456762794"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Комплекс  упражнений  для  развития  основ  связной  речи   детей  среднего  дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(91) "komplieksuprazhnieniidliarazvitiiaosnovsviaznoiriechidietieisriednieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "308885"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458693271"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Использование метода куклотерапии в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-mietoda-kuklotierapii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "147830"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419504852"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства